КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поведенческие финансы новое направление финансового менеджмента. История возникновения и развития
В основе большинства рассмотренных нами ранее классических финансовых концепций лежит предположение о рациональном поведении инвестора на рынке. Однако, многочисленными исследованиями ученых подтверждено, что, люди подвергаются влиянию целого ряда иллюзий, эмоций, ошибочного восприятия информации и прочих «иррациональных» факторов. Именно на основе выявления данных факторов и изучения их воздействия на процесс принятия инвестиционно-финансовых решений возникла в 1985 году новая финансовая наука - «поведенческие финансы». Обобщая результаты работ различных исследователей, полученные за многие годы изучения данной проблемы, все субъективные факторы, определяющие поведение инвесторов на рынке, следует разделить на две категории (слайд 16). К первой необходимо отнести ошибочное восприятие действительности или неверную оценку реальной ситуации. Ко второй относятся эмоциональные факторы, присущие подавляющему большинству индивидуумов. Первая группа факторов вызывает к жизни три ситуации, приводящие к получению неверных оценок и в дальнейшем - к нерациональным действиям (слайд 17). 1. Переоценка имеющейся информации. Если человек владеет информацией, которая соответствует сложившимся у него стереотипам, он начинает придавать данной информации слишком большое значение (даже в случае, когда она абсолютно бесполезна для принятия верного решения) и игнорировать действительно значимые факторы. 2. Неправильное использование на практике моделей теории вероятностей и математической статистики при оценке достоверной и значимой информации. Пытаясь оценить вероятность появления того или иного результата из нескольких возможных, люди обычно полагаются на репрезентативность. При этом широко используются среднестатистические данные, без учета того, что полученные результаты верны лишь для достаточно большого количества экспериментов. 3. Влияние на формирование оценки способа описания ситуации и подачи информации (как значимой, так и бесполезной). Психология людей в восприятии имеющейся информации такова, что различные способы ее представления ведут к получению различных оценок, т.е. информация, которая должна являться самым главным фактором в оценке ситуации, зачастую оказывает прямо противоположное действие, и основные причины этому следующие: ♦ люди принимают ограниченную информацию за исчерпывающую и до ♦ люди принимают доступную, имеющуюся в их распоряжении, информацию за информацию действительно значимую в данном случае; ♦ люди не сознают значимость имеющейся информации; ♦ владея необходимой и достаточной информацией, люди применяют неверные методы для ее оценки; ♦ люди склонны видеть закономерность там, где в действительности имеет место случайность. Не меньший вклад в нерациональность поведения на рынке вносят и эмоциональные факторы (см. выше вторая группа), заложенные в самой природе человека. Именно они заставляют людей вести себя определенным образом. В целом, как показали эксперименты различных исследователей, наиболее существенными проявлениями, отражающими особенности человеческой психики, являются следующие (слайд 18()йд 17). 1. Эффект определенности. Предпочтение меньшего дохода, но «наверняка», т.е. со 100%-ной уверенностью, большему доходу, но с некоторой меньшей вероятностью получения. 2. Эффект оформления. Заключается в разном восприятии подавляющим большинством людей проблемы, если она описана в разных («отрицательных» или «положительных») формулировках и соответственно разных предпочтениях, что очевидным образом противоречит теории рационального выбора. 3. Эффект изоляции. Упрощая выбор между различными перспективами, люди игнорируют общие черты, сосредотачивая внимание на различиях. Это может привести к разным предпочтениям в одинаковых ситуациях, если возможны несколько вариантов разложения перспектив на одинаковые и различные компоненты. 4. Нелинейность предпочтений. С ростом возможных сумм выигрышей или потерь сглаживается значимость одинаковой по абсолютной величине разницы между этими суммами. Например, если приходится выбирать между возможной прибылью в 200 или 300 руб., разница в 100 руб. существенна. Однако если речь идет о суммах в 1200 и 1300 руб., та же самая разница — 100 руб. — уже не имеет такого значения. А суммы 10 200 руб. и 10 300 руб. воспринимаются практически одинаково. 5. Отвращение к потерям. Отрицательные эмоции людей, переживаемые в связи с потерями, намного сильнее положительных эмоций, связанных с получением прибыли. 6. Эффект компетентности. Люди склонны к большему риску в тех областях, в которых они более компетентны. 7.Эффект информационного каскада (эффект толпы).Люди часто подвержены влиянию стороннего мнения, что проявляется даже в том случае, если они точно знают, что источник мнения некомпетентен в данном вопросе. 8. Склонность воспринимать ситуацию через призму собственных желаний и ожиданий, принимать желаемое за действительное, формирующая предвзятое мнение и в результате ошибочные решения. 9. Склонность игнорировать события, противоречащие сложившемуся взгляду на конкретный рыночный объект. 10. Эффект капкана - инвестор уже вложил деньги, время, усилия в проект и принимает решение продолжать это делать ради своих первичных вложений, хотя перспективы его серьезно ухудшились. 11. Иллюзия контроля. Склонность к большему риску в ситуации кажущейся возможности влияния на исход операции. Возникает, когда индивидууму необходимо производить определенные действия, на самом деле не оказывающие влияния на будущий результат. 12. Эффект консерватизма. Замедленное изменение субъектами своих убеждений под влиянием новой информации. Таким образом, в противоположность признакам рационального поведения, на которых основываются классические финансовые теории, поведенческие финансы представляют следующие характеристики нерационального поведения, присущие современным участникам фондовых рынков (слайд 19). ♦ Инвесторы не придерживаются пассивных стратегий, подразумеваемых теорией эффективных рынков. Они весьма активно продают и покупают ценные бумаги, часто используя недостоверную или устаревшую информацию, следуют советам «экспертов», недостаточно диверсифицируют свои рыночные портфели и т.д. ♦ Инвесторы не оценивают рискованные активы в соответствии с принципом максимизации ожидаемой полезности. Они не объективно оценивают вероятностные характеристики ожидаемых результатов по причине отвращения к потерям и переоценки желательных результатов. ♦ Инвесторы прогнозируют будущие неопределенные величины (например, поток доходов, генерируемый некоторой ценной бумагой), строят статистические и вероятностные модели, основываясь на информации, относящейся к краткосрочному предшествующему периоду, которая никак не может служить основой для применения аппарата теории вероятностей и математической статистики. ♦ Инвесторы могут принимать различные инвестиционные решения, в зависимости от формы постановки задачи («эффект оформления»). Наиболее распространенным примером является вопрос выбора между акциями и облигациями в качестве долгосрочного объекта инвестирования. ♦ Вследствие присущего инвесторам консерватизма и пользуясь эвристическим правилом репрезентативности, они проявляют либо недостаточную, либо чрезмерную реакцию, что влияет на формирование цен на финансовые активы и, как следствие, на величину получаемого инвесторами дохода.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |