КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дивидендная политика предприятия
Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Под этим термином следует понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам, в соответствии с долей их вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие (слайд 18). Исходя из этой цели, понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: это составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются (слайд 19): 1. Теория независимости дивидендов. Ее авторы — Ф. Модильяни и М. Миллер утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли. В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно. Несмотря на уязвимость в плане практического использования, теория «ММ» стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений механизма формирования дивидендной политики. 2. Теория предпочтительности дивидендов (или "синица в руках"). Ее авторы — М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она "очищена от риска" стоит всегда больше, чем доход, отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли. Однако противники этой теории утверждают, что в большинстве случаев полученный в форме дивидендов доход все равно реинвестируется затем в акции своей или аналогичной акционерной компании, что не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики (фактор риска может быть учтен лишь менталитетом собственников и он определяется уровнем риска хозяйственной деятельности той или иной компании, а не характером дивидендной политики). 3. Теория минимизации дивидендов (или "теория налоговых предпочтений"). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как, налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников. Однако такой подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов, постоянно нуждающихся в текущих их поступлениях в форме дивидендных выплат (что снижает объем спроса на акции таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену этих акций). 4. Сигнальная теория дивидендов (или "теория сигнализирования") Эта теория построена на том, что рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов "сигнализирует" о том, что компания находится на подъеме и ожидается существенный рост прибыли в предстоящем периоде. 5. Инвестиционная теория дивидендов. Ее автор Дж. Уолтер утверждает, что наибольшая связь дивидендной политики с максимизацией рыночной стоимости предприятия (максимизацией котировки его акций) достигается при учете уровня доходности его инвестиционной деятельности. Если уровень доходности инвестиций предприятия превышает уровень доходности его акций, то размер дивидендных выплат может снижаться. И наоборот, если уровень доходности инвестиций предприятия ниже уровня доходности его акций, то размер дивидендных выплат должен возрастать. 6. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или "теория клиентуры"). В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять дивидендную политику направленную на рост текущего дохода акционеров, увеличение предстоящих доходов и т.д., которая должна соответствовать ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Та часть акционеров, которая с такой дивидендной политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав "клиентуры" станет более однородным. Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики - "консервативный", "умеренный"("компромиссный") и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (слайд 20) 1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам отдача от них (уровень внутренней ставки доходности) превышает средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников в будущем. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности. 2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем, в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала. 3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика "экстра-дивиденда") представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) не позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость. 4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования, и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа 5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности - если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли, то инвестиционная активность предприятия сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании — если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству. С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам. 1. Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику (слайд 21). В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы: 1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся: а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов); б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширение воспроизводства основных средств и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает); в) степень готовности к использованию отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды). 2. Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются: а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде; б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала; в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала; г) доступность кредитов на финансовом рынке; д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием. 3. Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся: а) уровень налогообложения дивидендов; б) уровень налогообложения имущества предприятий; в) достигнутый эффект финансового левериджа; г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала. 4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены: а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает); б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами; в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат); г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому "сбросу" акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами). Оценка перечисленных выше факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики и установить механизм распределения прибыли акционерного общества (второй этап) Распределение прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает такую последовательность действий: • На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. • На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. • На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору. Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию (третий этап) осуществляется по формуле: УДВпа = (ФДВ - ВП): Кпа (4)
где УДВпа—уровень дивидендных выплат на одну акцию; ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики; ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню); Кпа — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом. Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов (четвертый этап). Основными из таких форм являются (слайд 22): 1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками ). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат. 2. Выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке. 3. Автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет акционерам право индивидуального выбора — получить дивиденды наличными, или реинвестировать их в дополнительные акции (в этом случае акционер заключает с компанией или обслуживающей ее брокерской конторой соответствующее соглашение). 4. Выкуп собственных акций компанией. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров. 5. Дробление (консолидация) акций - дополнительный выпуск акций или уменьшение их числа без изменения собственного капитала. При дроблении проводится обмен акций: одна старая акция обменивается на две или три новые акции. Этим достигается: снижение рыночной цены акций, облегчается их покупка для мелких вкладчиков. При консолидации акций несколько старых акций обмениваются на одну новую. Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества (пятый этап) используют следующие показатели (слайд 23): а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формуле: PR = DIV / EPS (5) где DIV - сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию; EPS - сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию. б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции (P/E). в) текущая доходность в расчете на одну акцию EPS рассчитывается по формуле: EPS = NP / NS, (6) где NP - чистая прибыль; NS – количество обыкновенных акций, штук. При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.
Контрольные вопросы. 1. Перечислите основные сущностные характеристики капитала. 2. Дайте характеристику процессу накопления капитала. 3. Дайте характеристику капитала как фактора производства (производственный ресурс). 4. Дайте определение сущности оборота капитала, какие факторы влияют на продолжительность оборота капитала организации? 5. Назовите основные особенности капитала как источника дохода. 6. Раскройте сущность стоимости капитала и назовите ее основные показатели. 7. Перечислите факторы, влияющие на средневзвешенную стоимость капитала. 8. Определите сущность предельной стоимости капитала. 9. Каковы сферы применения показателей средневзвешенной и предельной стоимости капитала в финансовой деятельности организации? 10. Перечислите основные особенности капитала как объекта рыночной стоимости. 11. Определите сущность структуры капитала и назовите ее роль в формировании рыночной стоимости предприятия. 12. В чем заключается сущность традиционной концепции структуры капитала? 13. В чем заключается сущность концепции индифферентности структуры капитала. 14. В чем заключается сущность компромиссной концепции структуры капитала. 15. В чем заключается сущность концепции противоречия интересов при формировании структуры капитала. 16. Перечислите основные критерии оптимизации структуры капитала. 17. Дайте определение целевой структуры капитала, в чем заключается ее сущность? 18. Раскройте сущность дивидендной политики организации, какова ее основная цель? 19. Сущность и основное содержание теорий дивидендной политики. 20. Назовите типы дивидендной политики и факторы ее определяющие. 21. Перечислите основные формы выплаты дивидендов. 22. Какие показатели используются для оценки уровня дивидендной политики акционерного общества?
Тема 3. Теория интеллектуального капитала (6 часов)
1. Интеллектуальный капитал (ИК) компании: сущность, содержание (слайд 2) 2. Нематериальные активы, как экономическая категория 3. Интеллектуальная собственность и интеллектуальные ресурсы 4. Оценочная деятельность: стандарты, подходы и методы оценки элементов ИК 5. Методики оценки гудвилла в мировой отечественной практике 6. Оценка стоимости компании добавленной ИК 7. Расчет стоимости отдельных элементов ИК
1.Интеллектуальный капитал (ИК) компании: сущность, содержание Одной из основных целей функционирования организации, как было отмечено нами ранее, является обеспечение ее конкурентных преимуществ. Если в начале прошлого века большинство конкурентных преимуществ можно было найти через доступ к ограниченным природным ресурсам, то к его концу компании – лидеры стали демонстрировать возможности побеждать за счет технологических, управленческих и финансовых новаций, порождаемых творческими способностями человека. Эволюция доминант конкурентных преимуществ показано на слайде 3 [18]. Исследователи категории «капитал» выделяют следующие его четыре эволюционные формы: промышленный капитал, финансовый капитал, финансово-промышленный капитал, интеллектуальный капитал. Промышленный капитал зарождается в период становления капитализма. Сферой его происхождения является легкая промышленность и он тесно связан с национальным рынком. Финансовый капитал присущ периоду бурного роста тяжелой промышленности с высококонцентрированным крупным производством, банковским делом, торговлей. Финансово-промышленный капитал характерен для современной эпохи НТР постиндустриального общества, базируется на всеобщности электронных и информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества [12, с. 37]. В настоящее время интеллектуальный капитал является эволюционной формой развития категории «капитал» и служит локомотивом экономического развития организаций (компаний). Впервые этот термин, который неотделим от концепции новой экономики основанной на знаниях, в 60-х гг. ХХ века ввел в оборот Дж. Гэлбрэйт. Категория интеллектуального капитала возникла в результате стремления к более полному учету основных факторов, участвующих в производстве наряду с физическим капиталом, землей и трудом. Точной (балансовой) оценки у интеллектуального капитала нет: эту оценку ему дает рынок (в случае купли – продажи компании). Л. Эдвинссон иллюстрирует эту ситуацию с помощью баланса, к которому добавляет интеллектуальный капитал по пассивной части и соответствующие активы – по активной (слайд 4) [16]. Именно интеллектуальный капитал является причиной расхождения между рыночной и балансовой стоимостью организации, поднимая рыночную стоимость над балансовой оценкой. Разница между этими величинами дает вторую, неотраженную в учете часть стоимости нематериальных активов предприятия. Несмотря на то, что понятие «интеллектуальный капитал» активно используется в научных дискуссиях, до сих пор в экономической литературе не существует единого определения данной категории. Каждая школа экономистов на свой лад трактует это социально-экономическое явление (см. слайд 5) [19]. Можно согласиться с определением интеллектуального капитала предложенным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Т. Стюартом, Л. Эдвинссоном. По мнению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), интеллектуальный капитал — это экономическая ценность двух категорий неосязаемого имущества компании: организационный (структурный) капитал и человеческий капитал». По результатам проведенного анализа следует отметить, что нет определенного подхода о соотношении понятий интеллектуального капитала и нематериальных активов. С одной стороны, интеллектуальный капитал отождествляется с нематериальными активами (Э.Брукинг), деловой репутацией (гудвиллом) (Л.Джойя, К.А. Багриновский, З.Грилихес). С другой стороны, понятие «интеллектуальный капитал» шире и включает нематериальные активы (Б.Б. Леонтьев, Л. Эдвинссон, ОЭСР, А.Н. Козырев, В.Л.Макаров) или рассматривают как новый актив, не включающий ни интеллектуальную собственность, ни гудвилл (Р. Рослендер, Р. Финчем). Развивая определение, предложенное ОЭСР, нами сформулировано структурное определение интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал (ИК) — стоимость, образующаяся при эффективном использовании четырех экономически взаимосвязанных и взаимообусловленных категорий: человеческого капитала, организационного капитала (объекты интеллектуальной собственности и инфраструктурные активы); клиентского (отношенческого) капитала (слайд 6). Структура представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Взаимосвязь вышеназванных категорий (элементов ИК) проявляется в их взаимообусловленном использовании в деятельности хозяйствующих субъектов. Если неэффективно используется человеческий капитал, то автоматически теряет ценность, структурный (организационный) капитал, объекты интеллектуальной собственности, и клиентский капитал. Какими бы разработками не обладала компания, реализовать их будет некому. И наоборот, если не эффективно используется или утрачен структурный и клиентский капитал, то персонал и менеджмент любой квалификации не сможет вести успешный бизнес. С повышением роли интеллектуального капитала в современных условиях хозяйственной деятельности все чаще учеными, бухгалтерами, экономистами поднимаются вопросы об отражении в бухгалтерском учете информации об интеллектуальном капитале хозяйствующего субъекта в отчетности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |