КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бессловесный (невербальный)
К этому типу общения относятся: а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА. Подумайте и дайте ответ, как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему? б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела"). Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова: "В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал: - Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной". Подумайте и дайте ответ, какие жесты считаются недопустимыми? каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ. Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта): - интимное - менее 40 см, - личное - 40см - 2 м - социальное - 2 - 4 м, - открытое - более 4 м.
Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходиться «вторгаться» в личную и интимную зоны комфорта пациента. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого участника общения и находить приемлемое и для сестры и для пациента расстояние. Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. К невербальному типу общения примыкают и так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ: * пауза * интонация * возгласы и восклицания * тон, звучность, тембр голоса * дикция * скорость речи ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ: * тишина * конфиденциальнсть * адекватное освещение, отопление и вентиляция * удобная поза * уверенная манера общения Подумайте и перечислите факторы, которые могут мешать процессу общения.
Важную роль в общении играет "эффект ореола" - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время. Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным? В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения: 1) давления (авторитарный); 2) уступки; 3) компромисса; 4) сотрудничества; 5) избегания. Подумайте и самостоятельно охарактеризуй каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой, Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями: а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении). б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом. Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: 1) терапевтическое, эффективное 2) нетерапевтическое, неэффективное ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента. Пример терапевтического общения: "Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша? Мать ребенка берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело". ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах. 2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это эквивалент боли. 3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия. Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью. Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда". Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтического общения. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: 1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет: «Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами - часть лечения. Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные люди - особенно. Для многих несчастных Ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее! Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его. Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим". Как можно чаще спрашивайте больного: - Может быть, Вам что-нибудь нужно?» 2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. Медсестры используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение -единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке или соучастии, сопереживании, но и физически стимулировать или успокаивать пациента. Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом профессии. "Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится" (Патриция Беннер). 3) КОНТАКТ ГЛАЗ. Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил". Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом. 4) СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. Вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п. Невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п. Помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье. НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: • ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ. • БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ. Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду. • НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным. • СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ. • ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ. • МОРАЛИЗИРОВАНИЕ. Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь". • КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА. Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким - то гемоглобином, интересно мне знать!" Подумайте и ответьте на вопрос: «Отчего зависит мастерство общения медицинской сестры?» ЗАДАНИЕ НА ДОМ: · письменно ответить на поставленные в лекции вопросы · записать в конспект лекции «Десять «ДА» терапевтического общения (учебник стр. 35-36)
Тема: «ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
План: 1. Понятие «сестринская педагогика». 2. Основы сестринской педагогики. 3. Условия эффективности обучения. 4. Этапы процесса обучения.
Обучение в сестринском деле – это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента. Таким образом, цель сестринской педагогики – передача знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей. Задачи обучения в сестринском деле:
Обучение пациента может быть формальным и неформальным. Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальному, когда медицинская сестра целенаправленно обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи и т.п. К неформальному, когда при выполнении других обязанностей медсестра беседует о волнующих людей проблемах, представляет необходимую информацию или помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов.
В последнее время появился новый термин – терапевтическое обучение больных. Новые технологии, открытия в области фармакологии, современные подходы к лечению дали возможность большому количеству людей, страдающих тяжёлыми хроническими заболеваниями, не только жить долго, но и вести активный образ жизни. Терапевтическое обучение таких больных является частью комплексной лечебно-профилактической программы. Терапевтическое обучение непрерывный и длительный системный процесс. По определению ВОЗ, терапевтическое обучение больных – это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвращать или отсрочивать развитие возможных осложнений. Терапевтическое обучение способствует повышению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями. Обучение проводиться специально подготовленным медицинским персоналом. Значительный прогресс достигнут в области обучения больных с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, артериальной гипертензией, болезнью Паркинсона, колостомами. Качественное терапевтическое обучение должно включать также психологическую поддержку больных.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |