КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели должны быть конкретны, реальны, достижимы и диагностичны
Если пациент должен научиться нескольким навыкам, планировать обучение лучше с более простых. При планировании необходимо структурировать содержание обучения, т.е. подразделять на «учебные единицы» с чёткой регламентацией объёма и последовательности изложения, постановкой целей для каждого «учебного шага» и необходимым набором материала для усвоения, повторения и закрепления навыков.
4-й этап – реализация намеченного плана.
СХЕМА ОБУЧЕНИЯ
В процессе реализации намеченного плана обучения придерживайтесь следующих советов:
ПОМНИТЕ! · Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создавать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь. · Сотрудничество медсестры и пациента – залог успеха в обучении. · Понимание и усвоение требует времени и практики. · Пациент усваивает лишь ту информацию, которая нужна ему, близка и персонально важна.
5-й этап – оценка.
Оценка – это соотношение результата с поставленной целью. В конце обучения медсестра должна сообщить пациенту результат (по каждой конкретной проблеме отдельно) сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Для этого необходимо использовать контроль на всех этапах процесса обучения: контроль исходного уровня знаний и умений, текущий и итоговый контроль. Исходный контроль (применяется на первом этапе процесса обучения) помогает определить имеющиеся у пациента знания, умения и дальнейшую тактику медицинской сестры; текущий контроль (в процессе обучения на определённом этапе) – способность пациента к дальнейшему обучению или практическому выполнению каких либо действий; итоговый контроль (заключительный) – возможность самостоятельного применения полученных знаний и умений. Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:
Тема: «ОБЩЕНИЕ и ОБУЧЕНИЕ в СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
План: • определение общения • уровни общения • функции общения • элементы общения • каналы общения • стили общения • терапевтическое и нетерапевтическое общение
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Существует ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ: - внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо) - межличностный (между двумя и более людьми) - общественный (между большими группами) ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: 1. информационная (предоставление информации) 2. экспрессивная (эмоциональная). 3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение). ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ: Для того, чтобы общение было эффективным оно не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов: - отправитель – кто передает информацию; - сообщение – посылаемая информация; - канал – форма отправки сообщения; - получатель – кому посылается сообщение; - подтверждение – способ уведомления отправителя, что сообщение получено.
КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ:
1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) Задание: что способствует эффективности вербального общения? 2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ) К этому типу общения относятся: а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА. Задание: как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему? б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела"). Задание: какие жесты можно использовать в общении? Каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ. Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта): - интимное - менее 40 см, - личное - 40см - 2 м - социальное - 2 - 4 м, - открытое - более 4 м. Задание: выбор зон комфорта в общении.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.
3. ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ Задание: от чего зависит эффективность письменного общения? Как правильно составить письменное сообщение.
Важную роль в общении играет "эффект ореола" - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время. Задание: что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным? В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения: 1) давления (авторитарный); 2) уступки; 3) компромисса; 4) сотрудничества; 5) избегания. Задание: охарактеризуй каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой, Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему? Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: 1) терапевтическое, эффективное 2) нетерапевтическое, неэффективное ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента. ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: • ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ • ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ • КОНТАКТ ГЛАЗ • СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА (вербальная, невербальная) НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: • ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ • БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ • НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ • СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ • ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ • МОРАЛИЗИРОВАНИЕ • КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА ЗАДАНИЕ НА ДОМ: · записать в конспект лекции «Десять «ДА» терапевтического общения (учебник стр. 35-36) · доклады рефераты на темы «Вербальное общение», «Невербальное общение» (вопросы представлены в лекции). План: 1. Понятие «сестринская педагогика». 2. Факторы, влияющие на обучение. 3. Этапы процесса обучения.
ПОНЯТИЕ «СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА» Обучение в сестринском деле – это процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей. . Задачи обучения в сестринском деле:
Обучение пациента может быть формальным и неформальным. Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формальному, когда медицинская сестра целенаправленно обучает навыкам, приемам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи и т.п. К неформальному, когда при выполнении других обязанностей медсестра беседует о волнующих людей проблемах, представляет необходимую информацию или помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов. В последнее время появился новый термин – терапевтическое обучение больных. По определению ВОЗ, терапевтическое обучение больных – это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвращать или отсрочивать развитие возможных осложнений. Терапевтическое обучение способствует повышению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями. Обучение проводиться специально подготовленным медицинским персоналом. Значительный прогресс достигнут в области обучения больных с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, артериальной гипертензией, болезнью Паркинсона, колостомами. Качественное терапевтическое обучение должно включать также психологическую поддержку больных.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |