Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Система государственного управления России в начале ХХ в




В ходе Первой русской революции 1905 года в Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, а в Петербурге создается Совет рабочих депутатовдля руководства рабочим движением, быстрыми темпами формируются буржуазные партии: Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Партия кон­ституционных демократов, "Союз 17 октября", Союз русского народа и др.

Императорская власть в таких условиях не могла оставаться самодержавной. Рамками, ограничивающими самодержавную власть, является конституция.

На пути конституционного строительства в России важ­нейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905 г., провоз­гласивший введение гражданских свобод и организацию зако­нодательного органа -Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и "Основные государственные зако­ны Российской Империи" от 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весь­ма широкие пределы для императорской власти.

"Манифест об усовер­шенствовании государственного порядка", провозглашавший

1) дарование свободы слова, совести, собраний и союзов

2) созыв Государственной Думы

3) привлечение к выборам широких слоев населения;

4) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

Дума избиралась на 5 лет. Депутаты Думы избирались от 4 курий: землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. Избирателями были мужчины старше 25 лет. Выборы депутатов Думы от землевладельцев были прямыми, а от крестьян и рабочих – трехступенчатыми. Дума могла распускаться досрочно ре­шением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государствен­ный совет.

В "Основных государственных зако­нах Российской Империи" отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобрета­ет силы.

Государственному совету был придан статус второй палаты государственной думы. Все законопроекты, принятые Думой, долж­ны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императора. Половину реформированного Государственного Совета составляли выборные члены, половину — члены "по высочайшему назначению", председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.

В избираемую часть Совета входили представители от ду­ховенства, Академии наук и университетов, от земских собра­ний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). И такое же число членов ежегодно назнача­лось императором из высших государственных сановников.

В апреле1906 г. было сформировано новое царское правительство - Совет министров. Министры были ответственны только перед царем и имже назнача­лись, правительство еще не приобрело характера "буржу­азного кабинета".

Вместе с тем в Основных законах указывалось"Императору Всерос­сийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Власть управления принадлежала императо­ру, а законодательную власть он разделял с Государствен­ным советом и Государственной думой. Новый закон не принимался без их одобрения, но и не вступал в силу без одобрения императора. Статья 87 Основных законов давала императору возможность по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.