Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Становление системы управления в РФ в 1991 – 2000 гг




Тема 8. Государственное управление СССР в 1964 – 1991 гг.

В сентябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, приняв­ший новую программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму. Предполагалось сформировать бес­классовое общество и передать функции государства орга­нам самоуправления трудящихся.

Однако в развитии СССР усилились противоречия:

- между поставленными политическими задачами и уровнем производительности труда;

- между провозглашенным курсом на самоуправление и усилением государства;

- между усилением государства и усилением власти КПСС;

С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением цен­тральных промышленных министерств начинается новая адми­нистративная централизация. Создается ряд центральных ко­митетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике.

С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетика, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. Одновременно происходили персонализация власти и укреп­ление позиций партийно-государственной бюрократии, фун­кции, расширявшиеся по составу, все более переходили к бюрократическим структурам его аппарата.

В июле 1978 г. был принят новый Закон "О выборах в Верховный Совет СССР". При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано по 16 постоянных комиссий: мандатная, законодательных предложений, по иностранным делам, пла­ново-бюджетная, по промышленности, транспорту и связи, здравоохранению и др.

В 1977 г. была принята новая Конституция. В ней констатировалось построение "развитого социалистичес­кого общества" и создание "общенародного государства". В ка­честве цели указывалось на построение "бесклассового ком­мунистического общества", базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признава­лась социалистическая собственность на средства производ­ства, основой политической системы - Советы. В то же время в Конститу­ции закреплялась "руководящая и направляющая роль" ком­мунистической партии.

 

Конституцией 1993 г. установлено, что Государственная власть в Российской Федерации (ст. 10 Конституции РФ) осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, РФ, Федеральное Собрание (Со­вет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграниче­ние предметов ведения и полномочий между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов РФ осуществляется Конститу­цией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Главой Российского государства и исполнительной вет­ви властиявляется Президент РФ. По Конституции Президент сосредоточивает в своих ру­ках всю полноту исполнительной власти. Президент наделя­ется существенными законодательными полномочиями, пра­вом на издание указов, регулирующих многие важные сферы жизни страны.

Законодательным представительныморганом Россий­ской Федерации является Федеральное Собрание- Парламент РФ, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каж­дого из 89 субъектов Федерации - руководители законода­тельной и исполнительной власти.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

В Государственную Думуизбираются сроком на 4 года 450 депутатов, работающих на профессио­нальной постоянной основе. 225 избираются по общефедераль­ному избирательному округу ("по партийным спискам") и 225 - по одномандатным избирательным округам.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государ­ственная Дума собралась не позднее чем через четыре меся­ца с момента роспуска.

Однако возможности Президента РФ распускать Госду­му существенно ограничиваются Конституцией РФ (ст. 109).

Деятельность Совета Федерации имеет исключительно важное значение для эффективности всей системы государ­ственной власти в стране, поскольку эта эффективность опре­деляется качеством и действенностью принимаемых законов, других нормативных актов. Однако анализ деятельности Фе­дерального Собрания показывает, что ни система подготовки и принятия законов, ни их содержание не соответствуют тем высоким требованиям, которые предъявляет трудное время становления новой государственности, новых экономических отношений.

Исполнительную властьв Российской Федерации непос­редственно осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя Правительства, его заместителей и ряда фе­деральных министров. Председатель Правительства РФ на­значается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и организует его работу, временно исполняет обязанности Президента РФ, когда тот не в состоянии их выполнять.

Порядок деятельности Правительства Российской Феде­рации определяется федеральным конституционным законом.

В Правительства РФ входят министерства, государственные комитеты; федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России.

Самостоятельной и независимой является судеб­ная власть.

Как записано в Конституции РФ (ст. 118), правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Созда­ние чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерально­го бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Судебная власть в Российской Федерации, как одна из опор государства, представляет собой соединение трех структур:

- Конституционно­го Суда РФ и не связанных с ним конституционных судов отдельных республик в составе РФ;

- Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов;

- Верховного Суда РФ и системы общих судов.

Конституционный Суд РФсостоит из 19 судей. По зап­росам Президента РФ, Совета Федерации. Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов за­конодательной и исполнительной власти субъектов РФ он разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

♦ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правитель­ства РФ;

♦ конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопро­сам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ;

♦ договоров между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъек­тов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

♦ не вступивших в силу международных договоров Рос­сийской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконсти­туционными, утрачивают силу; не соответствующие Конститу­ции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФявляется высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным де­лам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных фор­мах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФявляется высшим судеб­ным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных фор­мах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

СудьиКонституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Фе­дерации по представлению Президента РФ.


Наглядные пособия для курса лекций по дисциплине «История государственного управления в России»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.