Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в общественном строе в период сословно-представительной монархии




ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель проверяет наличие обучающихся, объявляет название темы № 6 «Сословно-представительная монархия в России (середина XYI – середина XYII вв.)

Цель сегодняшней лекции – сформировать у обучающихся представление о предпосылках и необходимости образования централизованного государства; особенностях сословно-представительной монархии в России в XYI- XYII вв. Выявить особенности развития русского права в XYI- XYII вв.

 

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Изменения в общественном строе в период сословно-представительной монархии
2. Сословно-представительная монархия в России, её особенности. Центральные и местные органы власти и управления
3. Приказно-местническая система управления.
4. Организация опричнины
5. Вооруженные силы

 

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

Как форма феодального государства сословно-представительная монархия соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она складывается в результате борьбы монархов (Великих князей и Царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть монарха в этот период была еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшими удельными князьями и крупными боярами), противодействующей централизаторской политике Московских государей. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, представителей которых приглашали для «совета» на Земские сословные Соборы.

 

В период сословно-представительной монархии произошло значительное расширение территории России. Последовал разгром Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Нижнее и Среднее Поволжье, а также Сибирь вошли в состав России. На западных рубежах активная политика Ивана Грозного не дала желаемых результатов: Ливонская война закончилась поражением. Россия не сумела пробиться к морю. В Смутное время Русское государство сильно пострадало от Польши и Швеции. Однако середина XYII века знаменовалась значительным расширением территории России и на Западе: к ней была присоединена Украина.

 

В структуре общества изменения происходили постепенно. Их главной особенностью являлось формирование сословий (сословия - большие социальные группы, обладающие, на основании обычая или закона, наследственными правами и обязанностями): княжеско-боярского, дворян (служилое сословие), духовенства, крестьян, купцов и ремесленников (мещан).

В XVI в. происходит дальнейшее юридическое оформление со­словий (обязанностей и привилегий).

 

1. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх.

Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое со­словие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вот­чинное землевладение, второй — поместное землевладение. Вотчи­на была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и при условии службы. Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи. Помещики, получавшие землю на срок и в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать ее и проживающих на ней крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинни­ками и помещиками шла борьба за рабочие руки.

В середине XVI в. происходит первая попытка юридически урав­нять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государ­ственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида – вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и воору­женных людей. Принцип служебности распространялся на оба фео­дальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширя­ются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен по­местья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследова­ние поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразо­вываться в вотчины.

Консолидация феодального сословия сопровождалась закрепле­нием его привилегий: монопольного права владеть землей, освобож­дения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

 

Большую роль в усилении экономической мощи монарха сыграла опричнина. Ее результатом явилось то, что Царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного земельного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации и усилении власти Царя. Бывшие удельные князья последовательно выступали против централизации. Опричнина и была направлена против них. В дальнейшем намечается и получает развитие тенденция к усилению консолидации класса феодалов. Хотя в целом сохраняется их неоднородность, остаются крупные феодалы-вотчинники, растет численность дворянства – мелких и средних феодалов, но под давлением последних происходит сближение двух форм феодальной собственности – вотчины и поместья. Соборное Уложение 1649 года уже разрешало обменивать поместье на вотчину, что по сути дела означает их уравнивание в правовом отношении, а значит, сближение вотчинников и помещиков.

 

2. Церковь и монастыри также являлись крупнейшими землевладельцами (до 1/3 всех частновладельческих земель). Духовенство, как правило, поддерживало стремление великих князей к поли­тическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только сильная власть могла защитить интересы духовенства. Но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации государства.

В начале XVI в. делались попытки ограничить дальней­ший рост монастырско-церковного землевладения. Но эти попытки целей не достигли. Церковные феодалы сохранили свои огромные территории, ряд личных привилегий. В частности, они не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь, честь, имущество закон защищал повышенными мерами наказания.

 

3. В конце XYI – первой половине XYII века происходят существенные изменения в правовом положении городского населения. Эти изменения связаны с появлением в посадах «белых слобод» – поселений, в которых жили люди, принадлежавшие феодалам-вотчинникам, имевшим в городе свои дворы. Жители «белых слобод» не платили городского тягла (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.), хотя и занимались ремеслом и торговлей. В «белые слободы» переселялись многие жители посада. Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифици­рованную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «беломестцам» городских имуществ.

В результате размер тягла (подати), которое платили посадские люди, увеличился. Это вызывало их возмущение, доходившее до крупных выступлений, восстаний (например, восстание в Москве 1648 года), в ходе которых выдвигались требования ликвидации «белых слобод». Правительство не могло с этим не считаться. Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, вклю­чив в государственное «тягло» «белые слободы» и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.

Городское население в XVII в. получает устойчивое наименова­ние «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), сукон­ная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гос­тиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

 

4. Крестьяне разделялись на три основные группы: чернотяглые (черносошные), то есть государственные, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие.

Чернотяглые крестьяне платили подати (тягло) и несли другие натуральные повинности великому князю (царю). Частновладельческие крестьяне жили на земле отдель­ных феодалов, за что должны были платить оброк (натуральный или денежный), либо обрабатывать землю феодала (барщина). Аналогичным было положение дворцовых крестьян.

С середины XV в. усилился процесс закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян от одного господина к другому, затем был определен общий порядок перехода – только в «Юрьев день». Сохранялся институт холопства (челяди), но появилась и новая группа несвободных - кабальные люди, попавшие в зависимость как неоплатные должники. Различий в положении свободных крестьян, холопов и кабальных людей становилось всё меньше.

 

В XVII веке в общественном строе Московского государства продолжали сохраняться основные тенденции развития. Все сословия полностью сформировались. Всё больше ограничивались привилегии старой боярской знати и духовенства, расширялись права поместных землевладельцев-дворян. Процесс полного закрепощения крестьян завершился принятием «Соборного уложения» 1649 г., которое «прикрепило» к своим сословиям и основную массу городского населения. В то же время торговцы и промышленники всё более сознавали и формулировали свои сословные интересы, иногда добивались их реализации (ликвидация «белых» слобод, принятие ограничений в торговле для иностранцев и т.п.).

 

Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судеб­ника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это поло­жение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповед­ные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50 – 90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крес­тьян. С конца XVI в. (1597 г.) начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 лет). В 1607 году срок сыска беглых крестьян был увеличен до 15 лет. Заключительным актом процесса закрепощения стало Со­борное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавли­вавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрыва­телей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользо­вались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зави­симости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость в наиболее чистом виде проявля­лась в институте холопства. Последний значительно видоизменился со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.

2. Сословно-представительная монархия в России, её особенности. Центральные и местные органы власти и управления

В середине XVI в. происходящие в стране социально-экономиче­ские и политические процессы обусловили изменение формы Московского государства: она превратилась в сословно-представительную монархию.

Сословно-представительная монархия – это промежуточная форма правления между раннефеодальной и абсолютной монархиями.

Основным признаком сословно-представительной монархии является ограничение власти монарха сословно-представительными учреждениями: Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии, рейхстагом и ландтагами в Германии, сеймами в Венгрии, Чехии, Польше, кортесами в Испании. В России это выразилось, прежде всего, в появлении особого государственного органа - Земского собора.

В отличие от Западной Европы в России Земские соборы возникали не по требованию сословных представителей, а по инициативе царей для упрочения их власти. Ограничивая царскую власть, Земские соборы в то же время объективно ее укрепляли.

Земские соборы созывались царями «для земского совета и для государственного опиранья» более ста лет: с середины XVI в. до середины XVII в. Только в XVI в. Земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг.

Земские соборы возникли по примеру церковных соборов, которые время от времени собирались митрополитами, по воле царя, для решения внутрицерковных вопросов. В 1550 г. молодой царь Иван IV впервые созвал собор представителей разных областей своего царства, на которм он обличал «неправды» и злоупотребления бояр. Царь обещал, что отныне он сам будет «судьёй и обороной» для своего народа. О первом Земском соборе осталось мало информации, но в том же году был принят новый «Судебник», были намечены и реализованы важные мерприятия по улучшению государственного управления.

В дальнейшем Земские соборы решали основные вопросы государствен­ной жизни: избрание или утверждение царя, принятие зако­нодательных актов, введение новых налогов, объявление вой­ны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были прини­маться всем составом Собора.

В состав Земских соборов входили представители трёх сословий: «ос­вященный собор» из представителей высшего духовенства, Боярская дума и представители служилого дворянства, и выборные от городов и посадского населения. Общее количество участников обычно составляло около 300-400 человек. В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались, в основном, должностные лица, стоявшие во главе местных органов. На соборах было также представлено свободное север­ное крестьянство, которое создавало общие с посадскими людь­ми «всеуездные миры», но огромная масса владельческих (крепостных) крестьян вообще не была представлена. «Вообще, - писал Ключевский, - состав собора был очень изменчив, лишен твердой, устойчивой организации».

В разные эпохи значение и характер Земских соборов в Московском государстве были различны. Большинство соборов носило лишь совещательный характер: выбор­ные люди излагали свои «нужи и всякие недостатки» и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Романовых принимали ре­шение о введении новых налогов, без которых слабое пра­вительство Михаила не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства. Иными словами, они имели организационный характер. «Уло­женный» собор 1648-1649 гг. имел законодательный ха­рактер: на нём было принято знаменитое «Соборное уложение». Наконец, избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве.

В эпоху Смутного времени и сразу после него деятельность Земских соборов сыг­рала весьма важную роль в деле восстановления разру­шенного Смутой «великого Российского царствия», что стало их большой исторической заслугой. Хотя Земские соборы превратились в сословно-представительные органы власти только в XVII веке и не имели чётко определённых компетенций и порядка работы, они стали играть важную роль в государственной жизни.

По мере усиления царской власти во 2-й половине XVII в. и в связи с ростом бюрократизации управления Земские собо­ры приходят в упадок. Последний Собор был созван в 1653 г. для принятия Украины в состав России и принятия решения о войне с Польшей. С этого времени Земских соборов полного состава больше не собиралось.

 

Другой характерной чертой сословно-представительной монархии является сохранение на первом этапе старых органов власти. Так, в России продолжает играть значительную роль Боярская дума (она входит в Земский собор, как основная сила), имеются сильные остатки дворцово-вотчинной системы управления, но наряду с этим местное управление организуется на основе представительства (губное и земское самоуправление).

Сословно-представительная монархия в России оформляется реформами Ивана IY Грозного. Реформы привели к расширению прав средних и мелких феодалов, на которых опирается Иван IY в своей политике.

Реформы Ивана IY привели к централизации государственной власти. Именно в этот период был нанесен решительный удар по пережиткам феодальной раздробленности в государственном управлении.

Начиная с 1547 г. глава Русского государства стал именоваться царем, великим князем и самодержцем всея Руси. Изменение титула преследовало политиче­ские цели - укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных кня­зей. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Зем­ском соборе.

Царь как глава государства обладал большими полномо­чиями в административной, законодательной и судебной сфе­рах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и Земские соборы.

Боярская дума формально сохранила свое прежнее по­ложение. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться ор­ганом боярской аристократии. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись близкие к царю лица.

С её помощью царь пытался снизить влияние боярства, но это не удалось: Избранная рада распалась в 1560 г., когда из неё были удалены священник Сильвестр и дворянин Адашев.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.