Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика сервисных предприятий их типы




Типы сервисных предприятий. Специализированные ремонтные предприятия.

К ним относятся ремонтные, ремонтно-механические заводы и специализированные ремонтные мастерские, а в промышленности – ремонтные заводы и цехи при заводах-изготовителях. Они выполняют КР тракторов, автомобилей, сложных машин, дизелей, агрегатов, дизельной топливной аппаратуры, автотракторного электрооборудования, турбокомпрессоров.

Ремонтные заводы (РЗ) по капитальному ремонту тракторов (ТРЗ), автомобилей могут выпускать из ремонта как полнокомплектные тракторы, так и их агрегаты: двигатели, агрегаты гидросистемы, топливную аппаратуру.

Авторемонтные заводы (АРЗ) предназначены для ремонта полнокомплектных автомобилей и их агрегатов. Как правило, они специализируются на ремонте определенных групп марок автомобилей.

Предприятия по ремонту агрегатов и сборочных единиц специализируются на ремонте дизельной топливной аппаратуры, гидроагрегатов тракторов и других машин, пусковых двигателей, редукторов, турбокомпрессоров дизельных двигателей и других агрегатов.

Ремонтно-механические заводы (РМЗ) представляют собой крупные промышленные предприятия, предназначенные для ремонта тракторов, автомобилей и их агрегатов, а также изготовление ремонтно-технологического оборудования, инструмента и запасных частей.

Моторемонтные заводы специализируются на КР двигателей. Как правило, они проводят ремонт нескольких марок двигателей и удовлетворяют потребности нескольких регионов. Разработаны типовые проекты заводов на различную программу ремонта двигателей. В настоящее время из-за недостаточной загрузки мощностей указанные предприятия перепрофилируются на производство промышленной продукции и выполняют ряд непрофильных работ и услуг.

Ремонтные сервисные предприятия.

В каждом административном районе имеется ремонтно-обслуживающее предприятие, оно может иметь в своем составе станции ТО тракторов (СТОТ), автомобилей (СТОА); ремонтную мастерскую общего назначения (РМОН); магазины со складами товаров производственного назначения и другое.

СТОТ предназначены для технического обслуживания и текущего ремонта тракторов, в основном с большим количеством навесного оборудования.

СТОА предназначены для ТО и ТР автомобилей, используемых в ремонте. На СТО выполняют работы по устранению отказов и неисправностей, возникших в процессе использовании и хранения, номерные (периодические ТО, ТР и диагностирование автомобилей).

Разработаны типовые проекты станций ТО тракторов и автомобилей для различного парка обслуживаемых машин.

СТОТ и СТОА

Объекты технического сервиса Парк обслуживаемых машин, шт.
         
СТО и ТР: СТОТ СТОА   + -   + -   + +   + +   + +
Областные (межрайонные) станции ТО и ТР автомобилей          

 

В зависимости от мощности, СТОА подразделяются (условно) на малые (МСТОА), средние (ССТОА), большие (БСТОА).

Характеристика станций ТО автомобилей.

 

Показатели МСТОА ССТОА БСТОА
Число постов 3-5 8-10 11-30
Количество работающих человек 5-15 15-30 25-80
Количество аттестованных специалистов, %      
Производственные площади, м² 120-250 250-500 500-1500

 

Технические обменные пункты.

До перестройки экономики РФ эффективно функционировали технические обменные пункты (ТОП). Они поставляли заказчикам отремонтированные машины, оборудование, сборочные единицы и детали в обмен на требующие ремонта. Принятые от владельцев машины, сборочные единицы и детали они передавали в ремонт на специализированные предприятия и получали от них отремонтированные. Кроме того, на ТОП возлагались работы по сборке и регулировке новых машин и оборудования, поступающих на торговые базы в виде набора комплектов сборочных единиц.

ТОП строили в каждом районе, поэтому их часто называли районными и, кроме того, создавали такие пункты в составе областной (краевой, республиканской, межрайонной) базы снабжения для осуществления обменных операций по межобластным (краевым, республиканским) кооперативным связям. Такой пункт называли центральным ТОП.

Дилерские предприятия.

Дилер – юридическое или физическое лицо, осуществляющее на основе договоров посреднические услуги в инженерно-технической сфере по обеспечению техникой и ее техническому сервису.

Основные функции дилерской деятельности: обеспечение техникой, запасными частями и расходными материалами, информацией о технических средствах и услугах, ТО и ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды.

Различают несколько видов дилерских предприятий:

По принадлежности дилерского предприятия:

- заводу-изготовителю – фирменный;

- потребителю – потребительский (кооперативный);

- коллективу ДП – акционерное общество;

- частному лицу – частное;

- государству – государственное;

 

По номенклатуре реализуемой и обслуживаемой техники и технического оборудования:

- специализированное – по продукции одного завода или одного наименования продукции;

- универсальное – по продукции нескольких заводов или нескольких наименований продукции;

По зоне (территории деятельности):

- межрегиональное (ряд областей, краев, республик);

- региональное (республика, край, область);

- межрайонное (часть области, края, республики);

- районные (административный район);

- местное (населенный пункт, несколько населенных пунктов);

Технические (сервисные) центры (техцентры).

Центр технического сервиса – это предприятие (или подразделение предприятия) по оказанию услуг – выполнению работ по обеспечению потребителя техническими средствами производства, эффективное использование к поддержанию их в исправном состоянии на протяжении всего периода эксплуатации.

Различают центры технического сервиса по: зоне деятельности региональные (республика, область, край) и районные; по виду обслуживаемой продукции: тракторные, автомобильные, дорожно-строительных машин, гидроагрегатов; по отношению к заводу-изготовителю: фирменные и независимые; по структуре услуг: специализированные и универсальные.

Основные функции регионального (головного) техцентра сервиса: получение от изготовителя машин, их разгрузка, оплата, досборка, обкатка, подготовка и эксплуатирование (регулирование), доставка потребителю, обучение его правилам эксплуатации, продажа, выполнение обязанностей изготовителя по гарантиям, ремонт и обслуживание, обеспечение запасными частями, оборудованием для обслуживания и ремонта, сбор информации о качестве проданных машин для эксплуатации для изготовителя, изучение потребностей в реализуемой продукции, ее реклама.

Организационно-правовые формы сервисных предприятий.

Сервисные предприятия могут осуществлять свою деятельность в любой организационно-правовой форме, разрешенной законодательством. В зависимости от цели деятельности организации могут быть коммерческими (основная цель – извлечение прибыли) и некоммерческими (не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками) К коммерческим предприятиям относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К некоммерческим: потребительские кооперативы, общественные организации, фонды.

Участниками предпринимательской деятельности могут быть граждане – предприниматели без образования юридического лица и с образованием юридического лица.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные поимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учредители (участники) хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов имеют по отношению к ним обязательственные права, учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий, дочерних предприятий, а также финансируемые собственником учреждения имеют право собственности.

Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации, разделенные на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Полное товарищество – товарищество, в котором участники (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Товарищество по вере (коммандитное) – товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм, внесенных ими вкладов, и не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенных учредительными документами, размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов

 

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами, уставной капитал разделен на доли, определяемых учредительными документами размеров; участники такого общества суммарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенным учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников, его ответственность по обязательствам общества распределяется между другими участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Акционерное общество – общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытое акционерное общество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – общество, акции которого распределены только среди его учредителей или иного, заранее определенного, круга лиц.

Производственный кооператив – добровольное объединение на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг) основанный на их личном трудовом и ином участии и объединенный его членами (участниками) имуществ паевых взносов.

Кроме того могут быть созданы унитарные предприятия (государственные – ГУП и муниципальные – МУП) – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником.

Имущество таких предприятий находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При создании организации всех организационно-правовых форм необходимы учредительные документы: для товариществ – это учредительный договор, ОАО и ЗАО – договор о создании общества, ООО и ОДО – уставной и учредительный договор и устав производственного кооператива унитарных предприятий – устав.

Требования к сервисным предприятиям

 

Технологические требования:

 

наличие необходимого технологического оборудования, приспособлений и инструмента в соответствии с предоставляемыми услугами;

соответствие технического уровня оборудования, приспособлений и инструмента технологическим требованиям;

наличие и соблюдение системы проведения проверок и аттестации технологического оборудования, приборов, приспособлений и инструментов;

наличие нормативно-технической документации на выполняемые работы, технических условий на ТО и Р агрегатов и деталей, технологических карт на проведение работ по ТО и Р машин, агрегатов, деталей;

наличие прейскуранта на выполняемые работы и системы контроля их качества.

 

Доступность услуг (подразумевается):

удобство месторасположения предприятия и подъезда к нему, наличие парковки у предприятия, число машино-мест; наличие охраны, наличие и доступность внешней рекламы;

режим работы;

число рабочих дней в неделю;

стоимость одного часа работы;

 

Качество обслуживания клиентов. Под качеством обслуживания клиентов подразумевают общую культуру персонала и его внешний вид;

наличие и качество спецодежды;

наличие информации о персонале; его информированность, доброжелательность;

применение специальных чехлов, ковриков, специального инструмента и приспособлений при проведении работ;

состояние территории, зданий, сооружений и производственных участков;

наличие и доступность информации о предоставляемых услугах по ТО и Р автотранспортных средств;

среднюю продолжительность приемки машины в ремонт, выдачи и пребывания в ремонте;

наличие необходимых запасных частей;

продолжительность доставки недостающих запасных частей;

комплектность услуг;

наличие оборудованных помещений для клиентов.

 

Качество выполнения услуг (работ). Под качеством выполнения услуг подразумевают:

качество запасных частей и применяемых материалов;

наличие сертификатов соответствия на запчасти и материалы;

проведение входного контроля запчастей и материалов;

наличие и срок гарантийных обязательств на запчасти и материалы;

качество применяемых технических средств для ТО и Р автомобилей;

наличие системы управления качеством сервисных услуг;

выходной контроль качества услуг;

Наличие срока гарантийных обязательств на выполняемые работы.

 

Кадровое обеспечение. Под кадровым обеспечением понимают:

уровень подготовки руководящих кадров, технического персонала и рабочих кадров;

наличие дипломов и сертификатов, подтверждающих соответствие профиля и уровня образования занимаемой должности, стаж работы персонала на занимаемой должности;

наличие системы стимулирования и повышения квалификации персонала.

 

Экологические требования предусматривают наличие:

средств очистки машин, агрегатов и деталей;

системы оборотного водоснабжения и утилизации моющих растворов;

системы очистки и утилизации атмосферных выбросов;

системы сбора и утилизации отработанных масел, топлива и технических жидкостей, аккумуляторных батарей и электролитов, резинотехнических изделий, деталей, агрегатов и машин.

 

Отремонтированные технические средства должны соответствовать техническим требованиям.

ТБ:

соответствие требованиям СНИП;

соблюдение противопожарных мероприятий, санитарных норм и требований в соответствии с действующими нормами и правилами;

наличие документов и систематических инструктажей персонала по ТБ;

соблюдение законодательства о труде и отдыхе, продолжительности рабочей смены и трудовой недели;

наличие помещений для отдыха и приема пищи;

соблюдение норм освещенности в производственных помещениях;

обеспечение требуемого качества и состояния покрытий пола в помещениях;

наличие приточно-вытяжной вентиляции и устройства отведения отработанных газов автомобилей из помещений;

наличие исправного оборудования, приспособлений и инструмента, применяемых для ТО и Р машин;

применение индивидуальных средств защиты персонала, наличие аптечек, неотложной помощи для персонала и клиентов и сведений о случаях производственного травматизма на предприятии.

 

Экономические требования (абсолютные и относительные показатели работ).

Абсолютные показатели:

прибыльность хозяйственной деятельности (общая рентабельность услуг, рентабельность активов);

деловая активность (отдача актов, оборачивание оборотных актов, отдача собственного капитала);

ликвидность и платежеспособность;

финансовая устойчивость.

Относительные показатели:

общая сумма платежей и выплат на одноработающего и одного производственного рабочего;

общая сумма платежей и выплат на одноработающий пост, на 1 м2 площади и на 1 м2 производственной площади предприятия;

общая сумма штрафных санкций и кредиторской задолжности;

затраты на устранение рекламаций.

 

Выбор пункта расположения сервисного предприятия

При выборе пункта расположения сервисных предприятий используются различные способы. Одним из них является графический способ (способ профессора Левацкого И.С). Его суть состоит в следующем. Рассмотрим конкретный регион с предполагаемым сосредоточением машин в пунктах А, Е и В.

Для каждого пункта определяют общую массу объектов технического сервиса, подлежащих транспортировке на сервисное предприятие (QA, QБ, QВ).

Спроектировав точки (пункты на оси координат), находят их значение – XА, XБ, XВ, YА,YБ,YВ.

Затем определяют координаты сервисного предприятия. Координаты этой точки ХТЦ и YТЦ как средневзвешанные значения определяются по формулам:

ХТЦ = XА * QA + XБ * QБ + XВ * QВ / (QA+QБ+QВ)

YТЦ = YА * QA + YБ * QБ + YВ * QВ / (QA+QБ+QВ)

Предприятия по сервису машин создают в ближайшем от полученной точки населенном пункте, где имеются необходимые для создания условия.

Схема к определению места расположения сервисного предприятия в регионе

 

Механизм формирования рынка сервисных услуг.

Основными исходными данными, необходимыми для расчета емкости рынка услуг, является ожидаемое наличие на предприятиях и организациях автомобильного комплекса и в других отраслях экономики РФ техники, а также прогнозируемый объем работ, выполняемый ими. Эти данные определяются по результатам мониторинга (обследования) состояния техники в регионе.

Емкость рынка услуг технического сервиса рассчитывают по каждой марке (или группе марок) транспортных и технологических машин на тракторной базе и на базе автомобиля по формуле:

,

где - емкость рынка услуг по сервису транспортного и технологических машин в регионе,

- емкость услуг по сервису i наименований машин,

i = 1…n – количество наименований машин.

 

Для организации специализированного сервисного предприятия емкость рынка услуг рассчитывают отдельно по каждой марке машин.

Емкость рынка услуг по ТО и Р машин определяется в следующем порядке:

Определяют объем работ по ТО и Р машин.

Распределяют объем работ по ТО и Р между исполнителями: владельцев машин и сервисными предприятиями.

Определяют объем рынка услуг по ТО и Р машин.

 

Расчет емкости услуг по ТО и Р транспортных и технологических машин на базе автомобилей.

Объем работ по ТО автомобилей определяется по формуле:

WТ.О.А = (WГ.П.А * НТ.О.А * Кд * NА) / 1000,

где WТ.О.А – объем работ по ТО автомобилей, тыс. усл. рем;

WГ.П.А – прогнозируемый годовой пробег автомобиля, тыс. км;

НТ.О.А – норматив удельного объема работ по ТО на 1000 км пробега автомобиля, усл. рем;

 

Нормативы удельного объема работ по ТО на 1000 км пробега некоторых автомобилей (таб.)

Кд – поправочный коэффициент, характеризующий состояние дорог в регионе;

NА – количество автомобилей в регионе, шт.

Нормативы для определения емкости рынка услуг по ТО и Р транспортных и технологических машин на базе автомобилей

Марка автомобилей Нормативы Коэффициент охвата КР
HТО НТР
МАЗ – 6303-26, МАЗ – 64225   КРАЗ – 643701, ТМ – 48, КРАЗ – 260   КАМАЗ – 6426, ТМ – 45- 02, ТМ – 39-02   УРАЛ – 4306, ТМ – 39, ТМ – 59, ТМ – 81   ГАЗ – 3309, ГАЗ – 3308   ЗИЛ – 4334, ЗИЛ – 4516   УАЗ – 3303, УАЗ – 3153   0,12   0,13   0,10   0,12   0,10   0,1   0,06 0,18   0,19   0,23   0,18   0,12   0,13   0,08 0,12   0,12   0,10   0,12   0,13   0,13   0,13

 

Значение поправочного коэффициента, характеризующего состояние дорог

Категория дорожных условий Типичные дорожные условия (покрытия) Значение Кд
  Дороги с гравийным, щебеночным, битумоминеральнылным покрытием 0,89
  Дороги с твердым покрытием и грунтовые 1,07
  Дороги из грунта укрепленные или улучшенные местными материалами 1,15
  Дороги естественные, грунтовые 1,3

 

Распределение объемов работ по ТО автомобилей производиться на основе процентных соотношений между владельцами автомобилей и сервисными предприятиями – СТО автомобилей (СТОА).

Для расчета можно принять, по 40% объема работы выполняют владельцы, а 60% - СТОА.

Таким образом, объем услуг по ТО автомобилей состоит:

WУ.Т.О.А = 0,6 * WТ.О.А

Объем работ по ТО автомобилей определяется по формуле:

WТ.Р.А = (WГ.П.А * HТ.Р.А * КД * КК * NА) / 1000,

где HТ.Р.А – норматив удельного объема работ по ТР на 1000 км пробега автомобиля, усл. рем. Нормативы удельного объема работ по ТР на 1000 км пробега некоторых автомобилей (таб. ­)

КК – поправочный коэффициент, учитывающий природно-климатические условия региона(таб.¯)

 

Значение поправочного коэффициента, характеризующего природно-климатические условия региона

Климатические условия Значение КК
Умеренно-холодный Умеренно-теплый, теплый влажный Жаркий сухой, очень жаркий Холодный (со средней темп. в янв. -15…-20 0С) Холодный (со средней темп. в янв. -20…-30 0С) 1,0 0,91 1,1 1,1 1,25

 

При распределении объемов работ, можно принят, что 25% объема работ по ТО выполняют владельцы автомобилей, а 75% - сервисные предприятия (СТОА).

Таким образом, объем услуг по ТР автомобилей составит:

WУ.Т.Р.А = 0,75 * WТ.Р.А

Объем работ по КР автомобилей определяется по следующей формуле:

WК.Р.А = NА * КО.Р.А * КД * КК,

где NА – ожидаемое наличие автомобилей в регионе на расчетный период, тыс. шт.;

КО.Р.А – Коэффициент охвата КР автомобилей.

 

При распределении объема работ необходимо учитывать что в большинстве лесозаготовочных и лесохозяйственных предприятий отсутствует необходимая база для проведения КР автомобилей.

Поэтому обычно проводят на специализированных сервисных предприятиях – авторемонтных заводах.

Таким образом, объем услуг по КР автомобилей составит:

WУ.К.Р.А = WК.Р.А

 

Расчет по емкости рынка запасных частей

Технологии проведения диагностических, регулировочных и ремонтных работ

Диагностирование машин и оборудования

Для оценки технического состояния отдельных деталей, соединений, сборочных единиц проводят диагностирование, которое направлено на снижение трудоемкости обслуживания машин, эксплуатационных затрат и повышение качества работ. Достигается это своевременным обнаружением и предотвращением отказов, сох

 

-ранением оптимальных регулировок, сокращением простоев машин из-за технических неисправностей. При этом проводится оценка состояния машин и оборудования, позволяющая давать рекомендации по выполнению определенных ремонтно-технических воздействий или замене сборочной единицы, деталей.

Задачи диагностирования – выявление причин отказов машин, определение объема р-т по ТР, прогнозирование срока ремонта и остаточного ресурса машины или отдельных ее составных частей. Диагностирование ведут на основании технологических карт, где указывается его целевое назначение и трудоемкость, перечень оборудования и приборов, порядок выполнения операций, режим работы машины в процессе проверки, значения контролируемых параметров. В зависимости от характера, объемов и периодичности выполнения работ оно подразделяется на непрерывное (ежедневное), общее и поэлементное (углубленное). Непрерывное осуществляется п-д началом и в процессе эксплуатации машин с помощью средств контроля (различных приборов, датчиков, указателей).

Диагностирование сборочных единиц оборудования включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном проводят очистку, внешний осмотр, отдельные операции ТО, устанавливают датчики и измерительные приборы. На основном – устанавливают требуемый режим работы оборудования и замеряют параметры его технического состояния в целом или составных частей. На заключительном – сравнивают параметры с допустимыми и делают заключение о необходимости проведения работ, их объеме для поддержания оборудования в работоспособном состоянии, прогнозируют остаточный ресурс элементов и сборочных единиц, снимают датчики и приборы.

Различают заявочное и ресурсное диагностирование. При заявочном определяют место и при необходимости причину и вид дефекта или состояние машины в целом. Ресурсное диагностирование проводят в период эксплуатации машин и по результатам определяют остаточный ресурс составных частей. Если он достаточен, то продлевают наработку, которая должна быть кратной чередованию вида ТО. В случае невозможности дальнейшей эксплуатации машины устанавливают вид Р.

Ресурсное диагностирование включает в себя проверку состояния кривошипно-шатунной группы двигателя (по давлению масла в главной магистрали смазочной системы), цилиндропоршневой группы (по значению угара масла и количеству газов, прорывающихся в картер), трансмиссии (по суммарному зазору в механизмах, зазору в конечной и главной передачах).

В настоящее время в основном используют органолептические и инструментальные методы диагностирования: пневмогидравлический, кинематический, тепловой, энергетический, электромагнитный, в меньшей степени – виброакустический, оптический, спектрграфический, радиоактивный. Каждый метод предназначен для контроля определенного физического явления. Физический процесс характеризуется изменением определенной физической величины во времени. Например, в основе энергетического процесса лежат физические величины – сила, мощность; пневматического – давление или разряжение; кинематического – перемещение; теплового – темп; виброакустического – амплитуды колебаний на определенных частотах.

Технологические методы диагностирования определяют приемы и способы измерения параметров и выявления качественных признаков состояния.

При проверке работоспособности машин применяют методы диагностирования, выявляющие (без указания места и причины) определенную совокупность отказов и повреждений (напряжение, снижение мощности, экономичности).

При проверке правильности функционирования диагностирование направлено на определенные совокупности дефектов технологических регулировок и настройки, вызывающих недопустимое снижение производительности и качества работы машин.

Выбор диагностических параметров проводится на основании разработанных методов диагностирования с учетом вероятности и стоимости отказа диагностируемых элементов машин, стоимости профилактических операций по предупреждению отказа и стоимости диагностирования по этому параметру.

При выборе оптимальной последовательности поиска неисправности основным критерием является min стоимость контрольно-диагностических операций.

Для проведения диагностических работ ГОСНИТИ разработаны технологические карты. В т.к. даны указания по проведению проверок, перечислены выполняемые при этом работы, изложены технические требования и технические условия на диагностирование, содержаться номинально допустимые и предельные значения параметров агрегатов машин. Результаты диагностирования оформляются в виде диагностической карты машины.

 

Технология ТО машин.

ТО дизелей.

Обслуживание КШМ и ГРМ.

В КШМ изнашиваются коренные шейки и шатунные подшипники. Состояние КШМ контролируют по стукам и шуму. Для этого запускают дизель и прогревают его до нормального теплового режима. Проверку осуществляют автостетоскопом КИ-28136 в переходном режиме работы двигателя от min оборотов до max-х. при этом зону прослушивания блока цилиндров выбирают против коренных опор коленчатого вала со стороны противоположной механизму ГРМ. Если стук глухой, сильный, низкого тона, усиливающийся в момент резкого изменения частоты вращения коленчатого вала, это указывает на увеличенный зазор в коренных подшипниках.

Неисправность шатунных подшипников определяется прослушиванием блока цилиндров напротив шатунных подшипников. При их увеличенном износе звук глухой, сильный, среднего тона.

В системе ГРМ двигатель при ТО-2 и ТО-3 проверяют и регулируют тепловые зазоры клапанного механизма, утопание клапанов в гнездах головки блока цилиндров, высоту кулачков распределительного вала и фазы ГРМ. Общее состояние ГРМ контролируют по стукам и шуму с помощью автостетоскопа КИ-28136. Тепловые зазоры клапанов проверяют приспособлением КИ-9918, а фазы газораспределения приспособлением КИ-13902. Утопание клапанов в гнездах головки блока цилиндров контролируют штангенглубинометром или штангенциркулем.

При каждом ТО-3 снимают головку блока цилиндров двигателя, очищают ее и клапаны от нагара. Для проверки и регулировки тепловых зазоров клапанного механизма при включенной подаче топлива проверяют и при необходимости подтягивают гайки шпилек крепления головки цилиндров. Момент их затяжки должен соответствовать марке двигателя. Затем поворачивают коленчатый вал по ходу часовой стрелки (если смотреть со стороны вентилятора) до закрытия клапанов первого цилиндра и начала такта сжатия. Щупом поочередно проверяют фактический зазор у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра. Щуп должен проходить через зазор от небольшого усилия руки. Если проверяемый зазор не соответствует требуемому усилию, необходимо отвернуть контргайку регулировочного винта и установить требуемый зазор. Аналогичным образом регулируют зазоры у клапанов в других цилиндрах по порядку их работы. После проверки и регулировки зазоров у всех клапанов устанавливают на место крышку клапанов, внимательно следя за тем, чтобы не повредить прокладку. Перед установкой головки цилиндров проверяют затяжку шпилек ее крепления, а также наличие и годность прокладки. Момент затяжки шпилек должен быть 80…100Н*м, а гаек крепления головок – согласно паспорту марки двигателя. Далее устанавливают на свои места штанги и оси с коромыслами, форсунки, присоединяют водяной патрубок и трубку слива, выхлопной коллектор, фильтр тонкой очистки, топливопроводы, регулируют зазоры в клапанном механизме, закрывают крышку клапанов и заправляют систему охлаждения жидкостью и смазочную систему маслом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.