Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечебные действия физических упражнений




Занятия физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, способствуют укреплению организма, повышают его сопротивляемость заболеваниям, положительно влияют на функции всех систем организма в их сложном взаимодействии.

1. Влияние на центральную нервную систему. Общеизвестно, что любые отклонения в состоянии здоровья нарушают деятельность центральной нервной системы, от которой зависит согласованная работа различных органов и систем человеческого организма.

Физиологические механизмы действия упражнений – нервный и гуморальный. При занятиях физическими упражнениями в коре головного мозга образуется доминанта функциональных нервных центров. Она развивается в связи с интенсивно действующими двигательными анализаторами и подчиняет себе вегетативную систему, регулирующую функции внутренних органов. В результате многократных повторений упражнений в строго определенной последовательности в центральной нервной системе происходит образование динамического стереотипа. Новая доминанта, образовавшаяся в центральном отделе двигательного анализатора, перестраивая динамику процессов в коре головного мозга, подавляет патологическую доминанту, развившуюся в процессе болезни.

Во время выполнения физических упражнений у занимающихся значительно улучшается эмоциональное состояние. Физические упражнения вызывают чувство бодрости, способствуют устранению тревоги и создают уравновешенное нервно-психическое состояние.

2. Влияние на сердечно-сосудистую систему. Одной из первых на мышечную деятельность реагирует сердечно-сосудистая система, которая, закономерно изменяясь при адекватных раздражителях рационально построенными физическими раздражителями, способствует прочному переходу к состоянию компенсации и полному восстановлению функций сердечно-сосудистой системы.

Во время занятий физическими упражнениями при правильном подборе их для лиц с отклонениями в состоянии здоровья значительно увеличивается проток крови в коронарные сосуды, увеличивается число функционирующих капилляров, активизируются окислительно-восстановительные процессы, в результате улучшения трофика в сердечной мышце.

При оптимальной физической нагрузке сердце приспосабливается к условиям работы: оно расширяется и увеличивает силу отдельных сокращений. Если такая нагрузка часто повторяется, толщина стенок миокарда увеличивается за счет увеличения мышечных волокон, причем эти волокна становятся более крепкими. Тренированность миокарда повышает его сократительную функцию и ведет к более экономной деятельности сердца в состоянии покоя, сокращения становятся более редкими, при этом диастола увеличивается, сердце получает больше времени для отдыха, а вся его работа совершается в результате увеличения ударного объема, т.е. того количества крови, которое оно выбрасывает в каждое свое сокращение.

Необходимо строго дозировать физическую нагрузку для лиц с сердечно-сосудистой патологией, так как излишняя капилляризация мышц после физической нагрузки у малотренированных больных затрудняет работу сердца, а диастолическое переполнение желудочков больного сердца ведет к снижению его работоспособности.

При выполнении упражнений облегчаются переход кислорода и всех питательных веществ из крови капиллярной сети в тканевые клетки и выход продуктов клеточного обмена и углекислого газа из клеток в кровоток. Следовательно, систематические занятия физическими упражнениями, активизируя тканевый обмен, облегчают работу аппарата кровообращения, к концу стандартной физической нагрузки у тренированных лиц пуль с и артериальное давление меньше повышается, чем у нетренированных.

При сердечно-сосудистой патологии большое значение имеет постановка правильного дыхания, поэтому в занятия, особенно в начальном периоде, необходимо включать достаточное количество дыхательных упражнений.

Физические упражнения, адекватные функциональному состоянию лиц с различными патологиями, совершенствуют физиологические механизмы, регулирующие кровообращение, и повышают общую работоспособность сердечно-сосудистой системы.

3. Влияние на функции внешнего дыхания. Патология дыхательной системы у студентов в основном представлена хронической пневмонией, хроническим бронхитом, бронхиальной астмой, остаточными явлениями после перенесенного плеврита, компенсированными формами туберкулеза, в стадии стойкой ремиссии.

В процессе выполнения физических упражнений регуляция дыхания поддерживается за счет выработавшегося динамического стереотипа, объединявшего деятельность соответствующих мышечных групп с деятельностью дыхательного и сердечно-сосудистого аппаратов.

При мышечной работе наиболее полно раскрываются функциональные возможности дыхательной системы. Под действием специальных дыхательных упражнений раскрывается дополнительная сеть альвеол, которые находились в спавшем состоянии. Это улучшает трофические процессы в легких и предотвращает их склерозирование у больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы.

Патологические изменения, возникающие при хронических заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру и нарушают бронхиальную проходимость. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют дыхательную мускулатуру. Просвет бронхов при этом увеличивается, что ведет к более полноценному обновлению воздуха в альвеолах и к улучшению легочной вентиляции в целом.

4. Влияние на функцию пищеварения. Физические упражнения действуют на весь ход пищеварительного процесса. При изменении физической нагрузки можно целенаправленно влиять на двигательную и секреторную функции пищеварительной системы, что является перспективным методом профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Чаще всего у студентов встречаются такие заболевания желудочно-кишечного тракта, как хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический холецистит, хронические колиты и энтериты.

Физические упражнения укрепляют мышцы брюшного пресса, при этом внутрибрюшное давление повышается, за счет чего стимулируется моторная функция желудка, нормализуется деятельность печени и поджелудочной железы.

Отличительной особенностью методики физических упражнений, направленных на улучшение пищеварительного процесса, является применение специальных упражнений для мышц брюшного пресса, которые проводят в положении лежа. Кроме того, используются упражнения для мышц корпуса с постепенным увеличением нагрузки на брюшной пресс.

5. Влияние на опорно-двигательный аппарат. Под влиянием физических упражнений опорно-двигательный аппарат претерпевает ряд изменений. Происходят они за счет укрепления мышечной системы, повышения ее работоспособности, улучшения кровообращения в суставах и связочных аппаратах, утолщения костной ткани.

При укреплении опорно-двигательного аппарата применяют так называемые корригирующие упражнения, благодаря которым укрепляется мышечный корсет, развиваются заместительные навыки. При плоскостопии специальные физические упражнения усиливают мышечно-связочный аппарат, поддерживающий свод стопы.

Таким образом, систематическое применение физических упражнений компенсирует патологически измененные функции и тренирует организм, способствует всестороннему и гармоническому развитию студентов, подготавливает их к труду.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.