КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и проблемы
Цели Всякая деятельность (движение, изменение, развитие и т. п.) является целенаправленной — направлена на достижение определенной цели. Примеры. Студент учится, чтобы получить профессию. Рабочий обтачивает заготовку, чтобы получить деталь. Спортсмен тренируется, чтобы завоевать медали и чемпионские звания. Целевой характер имеют отдых, развлечения, прогулки, игры, физзарядка, чтение, коллекционирование и т. п. Цель — это субъективный образ желаемого состояния объекта. Причинной и движущей силой любой деятельности является наличие противоречия — своеобразной «разности потенциалов» между имеющимся и желаемым (целевым) состояниями объекта. Если пути устранения противоречия не являются очевидными, то противоречие становится проблемой. Понятие цели тесно связано с такими понятиями, как потребность, желание, проблема. Проблема: с одной стороны, поставленная цель порождает проблему ее достижения, а с другой — для решения проблемы ставится цель как путь ее решения. При этом проблемы могут иметь объективный или субъективный характер, а цели могут носить характер желания или направления деятельности.
Потребность — это объективная необходимость в чем-либо для сохранения функционирования и развития объекта. Потребность определяется объектом. Пример. Для управления необходима информация, для жизни человека — воздух и т. п. Если всего этого хватает, то нет никаких проблем; они начинаются, если потребность не удовлетворена. Неудовлетворенная потребность порождает проблемную ситуацию — проблему, которую назовем объективной проблемой. Объективная проблема — это разность между необходимым и существующим состоянием объекта. Желание — это субъективно осознанная потребность, соотнесенная с конкретным результатом ее удовлетворения. Субъективность желания состоит в том, что, с одной стороны, мы можем желать только то, о чем знаем и понимаем (или нам кажется, что понимаем); с другой стороны, чтобы появилось желание, надо осознать, что потребность имеется. Примеры. 1. Для управления имеется объективная потребность в информации, и когда ее не хватает (или кажется, что не хватает), возникает желание внедрить информационную систему. Если руководитель не понимает, что такое информационная система, он может пожелать принять на работу дополнительных сотрудников, которые бы собирали, передавали и обрабатывали информацию. 2. Мы желаем приобрести мобильный телефон и принимаем это за потребность. Но это не объективная потребность, а только желание. Потребность у нас может быть, например, в оперативной связи, и удовлетворить ее можно и другими средствами. Желание носит целевой характер, но эта цель — только цель-желание — без критического осмысления ее достижимости. Цель-желание — субъективный образ состояния объекта (или конкретное средство), которое удовлетворило бы осознанную потребность. Далее оценивается достижимость желания: если реализация желания не имеет известного (простого) решения, то возникает субъективная проблема (если вы ничего не желаете, то у вас нет проблем). Субъективная проблема — разность между желаемым и действительным состоянием объекта, ликвидация которой не является очевидной. Примеры. 1. Пусть появилось желание установить в организации информационную систему. При этом могут появиться проблемы: недостаточность финансовых средств, отсутствие требуемых помещений, отсутствие соответствующих квалифицированных кадров для ее внедрения и эксплуатации и, наконец, проблема выбора — на рынке имеется несколько систем, а нужна одна — какую выбрать? 2. Мы желаем приобрести мобильный телефон, и тут появляются проблемы: нехватка денежных средств на его приобретение, нет телефонов с желаемыми функциями и т. п. Из субъективной проблемной ситуации вытекает цель-намерение. Цель-намеренье — субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния объекта, которое решило бы возникшую проблему и на достижение которого будет направлена деятельность. Цель и точка зрения В системном анализе цель занимает центральное место, собственно одним из начальных этапов системного анализа является формулирование целей. Однако, говоря о цели, нельзя упускать из виду, что выбор цели сугубо субъективен. Если ставится или имеется цель, то всегда существует субъект целеполагания, точка зрения которого отражается в ней. Дело в том, что выбранная цель направлена на удовлетворение конкретной жизненной потребности конкретного субъекта. При этом выбор цели всегда ограничен конкретными знаниями и пониманием субъекта — нельзя желать того, о чем не знаешь. В связи с вышесказанным, при исследовании всегда необходимо определяться с тем, чья точка зрения на объект берется за основу. При системном анализе цель можно рассматривать с позиций субъекта и объекта исследования. Цель с позиции субъекта определяет цель анализа, описания, проектирования (создания или реорганизации) и управления: • цель анализа объекта — выявить наличие и место противоречий (проблемной ситуации), причин их возникновения и способов устранения; • цель описания объекта — представить проблемную ситуацию в виде, удобном для анализа; • цель проектирования — разрешить проблемную ситуацию с помощью нового объекта или реорганизации старого; • цель управления — разрешить проблемную ситуацию путем удержания функционирования объекта в заданном состоянии или перевода его в новое состояние. При всем при этом субъект преследует свои цели, удовлетворяет свои потребности (например, получение прибыли, самореализация и т. п.). К тому же сам субъект анализа часто является сосредоточием субъектов целеполагания: это отдельные исполнители (каждый имеет свою цель), это и руководители различного уровня. Цель с позиции объекта определяет цель его функционирования (существования), которая может быть заложена при его создании либо формироваться внутри него. Примеры. 1. Если анализируется проблемная ситуация в некотором техническом устройстве, то вначале необходимо понять назначение этого устройства. 2. При анализе экономического или организационного объекта иногда выясняется, что фактическая цель его функционирования отличается от цели, с которой он создавался. И здесь мы также имеем нескольких субъектов целеполагания: коллектив или индивидуумы объекта исследования, руководитель объекта, руководитель вышестоящего уровня и т. д. Кроме того, в качестве субъекта целеполагания может выступать заказчик анализа. Таким образом, можно говорить о трех группах целей участников анализа, имеющих различные потребности, а отсюда и разные цели — аналитику приходится решать три задачи, связанные с целью: понимание целей заказчика; определение внутренних целей объекта анализа; формулировка своих целей анализа.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |