Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничения целеполагания

Трудности целеполагания

Формирование критериев

В общем случае цели имеют либо расплывчатую, либо конкретную формулировку, располагаясь на условной шкале от идеальных устремлений до конечного результата. Поэтому можно различить два типа целей:

цель-результат — конкретная, измеримая цель;

цель-направление — идеальная, качественная цель.

Пример. Увеличение выпуска продукции в два раза — цель-результат, а повышение образовательного уровня работников — цель-направление.

Для количественной оценки степени достижения цели используются критерии (особенно для идеальной цели). В этом смысле критерии можно рассматривать как количественные модели качественных целей.

Примеры. 1. Цель-результат: построить дачный домик. Если не ввести критерии, то построение любого сооружения от сарая до дворца можно считать достижением поставленной цели.

2. Цель-направление: повышение образовательного уровня сотрудников. Для ее конкретизации можно ввести такие критерии:

• процент сотрудников, имеющих высшее образование;

• количество сотрудников, имеющих сертификаты о дополнительном образовании.

Многокритериальность реальных задач связана с тем, что одну цель редко удается выразить одним критерием, хотя к этому обычно стремятся. Конечно, возможны случаи, когда единственный критерий отвечает требованиям практики.

Пример. По международным стандартам одним из основных критериев, отражающих качество и уровень медицинского обслуживания, является детская смертность до года.

Очень редко единственный критерий удачно отображает цель, поскольку критерий лишь приближенно (как и всякая модель) отображает цель, и адекватность одного критерия может оказаться недостаточной.

Всегда следует помнить о том, что дело не только и не столько в количестве критериев, сколько в том, чтобы они достаточно полно «покрывали» цель. Это означает, что критерии должны описывать по возможности все важные аспекты цели, но при этом желательно минимизировать число необходимых критериев.

Решение любой реальной задачи сталкивается с ограничениями, которые можно разделить на две группы:

• объективные — законы природы и ресурсные ограничения;

• субъективные — ограниченность понимания действительности и система ценностей субъекта целеполагания. Целеполагание также подвержено влиянию как внешних, так и внутренних факторов, а также времени.

Пример. При постановке и решении задач системного анализа необходимо учитывать не только цели, на достижение которых он направлен, но и возможности, которыми обладают стороны для решения поставленных задач и которые позволяют снять выявленные проблемы. В первую очередь необходимо учитывать ресурсы, имеющиеся у сторон. К ресурсам следует отнести:

• денежные ресурсы, которые заказчик согласен выделить системным аналитикам для решения поставленной задачи;

• ресурсы исполнителя: людские ресурсы, ресурсы вычислительные (наличие вычислительной техники, ее количество и т. д.), материальные ресурсы, требуемые для решения задач (например, наличие канцелярских товаров, транспорта, ресурсов связи);

• временные ресурсы; сроки решения задач системного анализа, как правило, оговариваются.

При формулировке задачи системного анализа необходимо также учитывать интересы окружающей среды.

 


Ресурсы

Имеются следующие основные типы ресурсов в природе и в обществе.

1. Вещество - наиболее хорошо изученный ресурс, который в основном представлен таблицей Д.И. Менделеева достаточно полно и пополняется не так часто. Вещество выступает как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи.

  1. Энергия - не полностью изученный тип ресурсов, например, мы не владеем управляемой термоядерной реакцией. Энергия выступает как отражение изменчивости материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи.
  2. Информация - мало изученный тип ресурсов. Информация выступает как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и социума). Сейчас этим понятием мы обозначаем некоторые сообщения.
  3. Человек - выступает как носитель интеллекта высшего уровня и является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим и уникальным ресурсом общества, рассматривается как мера разума, интеллекта и целенаправленного действия, мера социального начала, высшей формы отражения материи (сознания).
  4. Организация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме, группе, которая определяет его структуру, включая институты человеческого общества, его надстройки, применяется как мера упорядоченности ресурсов. Организация системы связана с наличием некоторых причинно-следственных связей в этой системе. Организация системы может иметь различные формы, например, биологическую, информационную, экологическую, экономическую, социальную, временную, пространственную, и она определяется причинно-следственными связями в материи и социуме.
  5. Пространство - мера протяженности материи (события), распределения ее (его) в окружающей среде.

7. Время - мера обратимости (необратимости) материи, событий. Время неразрывно связано с изменениями действительности.

Пример. Рассмотрим простую задачу - пойти утром на занятия в вуз. Эта часто решаемая студентом задача имеет все аспекты:

1. материальный, физический аспект - студенту необходимо переместить некоторую массу, например, учебников и тетрадей на нужное расстояние;

  1. энергетический аспект - студенту необходимо иметь и затратить конкретное количество энергии на перемещение;
  2. информационный аспект - необходима информация о маршруте движения и месторасположении вуза и ее нужно обрабатывать по пути своего движения;
  3. человеческий аспект - перемещение, в частности, передвижение на автобусе невозможно без человека, например, без водителя автобуса;
  4. организационный аспект - необходимы подходящие транспортные сети и маршруты, остановки и т.д.;
  5. пространственный аспект - перемещение на определенное расстояние;

7. временной аспект - на данное перемещение будет затрачено время (за которое произойдут соответствующие необратимые изменения в среде, в отношениях, в связях).

Все типы ресурсов тесно связаны и сплетены. Более того, они невозможны друг без друга, актуализация одного из них ведет к актуализации другого.

Пример. При сжигании дров в печке выделяется тепловая энергия, тепловая энергия используется для приготовления пищи, пища используется для получения биологической энергии организма, биологическая энергия используется для получения информации (например, решения некоторой задачи), перемещения во времени и в пространстве. Человек и во время сна расходует свою биологическую энергию на поддержание информационных процессов в организме; более того, сон - продукт таких процессов.

Социальная организация и активность людей совершенствует информационные ресурсы, процессы в обществе, последние, в свою очередь, совершенствуют производственные отношения.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цели и проблемы | Проблематика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.