Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвистические, семиотические представления

Математическая лингвистика и семиотика — самые «молодые» методы формализованного отображения систем. Включение их в разряд математических нельзя считать общепризнанным.

Математическая лингвистика возникла во второй половине XX в. как средство формализованного изучения естественных языков.

Основными понятиями, на которых базируются лингвистические представления, являются понятия: тезаурус T, грамматика G, семантика, прагматика.

Термин тезаурус (от греч., thesauros — сокровищница, богатство, клад, запас и т.п.) в общем случае характеризует совокупность научных знаний о явлениях и законах внешнего мира и духовной деятельности людей, накопленную всем человеческим обществом. Этот термин был введен в современную литературу по языкознанию и информатике Кембриджской группой по изучению языков в 1956 г. В то же время термин существовал раньше: в эпоху Возрождения тезаурусами называли энциклопедии.

В математической лингвистике и семиотике термин «тезаурус» используется в более узком смысле, для характеристики конкретного языка, его многоуровневой структуры.

Для этих целей удобно пользоваться одним из принятых в лингвистике определений тезауруса как «множества смысловыражающих элементов языка с заданными смысловыми отношениями», которое дал Ю. А. Шрейдер.

Под грамматикой (которую иногда называют синтактикой, синтаксисом, что сужает понятие грамматики, исключая из него морфологию) понимаются правила, с помощью которых формируются смысловыражающие элементы языка. Пользуясь правилами, можно «порождать» (формировать) грамматически (синтаксически) правильные конструкции или распознавать их грамматическую правильность.

Под семантикой понимается содержание, значение, смысл формируемых или распознаваемых конструкций языка; под прагматикой — полезность для данной цели, задачи.

Традиционно для пояснения синтаксической правильности и семантической бессмыслицы используется предложенный Л. В. Щербой пример: «Глокая куздра тщето борзданула бокра и курдычет бокрёнка» (в котором просто нет ни одного слова естественного языка, имеющего смысл). Но примеры можно найти и в естественной речи. Предложение «Муха лукаво всплеснула зубами» синтаксически правильное, но не имеет смысла в естественном русском языке в обиходном, широком употреблении, т.е. является с точки зрения пользователей русским языком семантически неправильным (исключим пока гипотетическую ситуацию сказки, в которой муха может быть наделена указанными свойствами).

Другое предложение «Маленькая девочка собирает цветы на лугу» — синтаксически и семантически правильное. Однако для директора завода (если это луг, а не заводской газон, и — учтем личный фактор — если эта девочка не его дочь) это предложение не несет никакой информации, т.е. прагматически (с точки зрения целей руководителя) является неправильным. Другое дело, если «Иванов (который в данный момент должен находиться на рабочем месте) собирает цветы на лугу». Тогда это предложение было бы и прагматически правильным. Возвратимся теперь к примеру с мухой. Приведенное предложение, семантически неправильное, может в гипотетической ситуации сказки оказаться прагматически правильным, что важно иметь в виду при применении лингвистических представлений.

При создании и использовании искусственных языков применяют такие понятия структурной лингвистики, как порождающая и распознающая грамматика.

Семиотика возникла как наука о знаках, знаковых системах. Однако некоторые школы, развивающие семиотические представления, настолько равноправно пользуются в семиотике понятиями математической лингвистики, такими, как тезаурус, грамматика, семантика и т.п. (характеризуемыми далее), не выделяя при этом в отдельное направление лингвосемиотику, что часто трудно определить, к какой области относится модель — математической лингвистике или семиотике.

Семиотические представления пользуются другими по сравнению с математической лингвистикой средствами исследования семантических возможностей языков. В частности, используют понятия «знак», «знаковая ситуация». Треугольник Г. Фреге (рис. 7.3), согласно которому любой знак имеет форму (десигнат, собственно знак), денотат (означаемое знака) и концепт (смысл, значение). Треугольник Фреге характеризует отношения знака, денотата и концепта. Концепт позволяет определить денотат в соответствующем аспекте, в конкретной знаковой ситуации.

В нашей стране лингвосемиотику развивал Ю. А. Шрейдер.

Рис. 7.3

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы дискретной математики | Графические методы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.