Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска

Нейтральные товары.

Товары нежелательные для потребителя.

Товары, совершенно дополняющие друг друга.

В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях (пр., перчатки – правая и левая).

Количество товара 2 (q2)
Количество товара 2 (q2)
0 Количество товара 1 (q1)
IC3
IC2
IC1
Рис. 8.3. Товары – совершенные заменители.  
0 Количество товара 1 (q1)
IC3
Рис. 8.4. Товары, совершенно дополняющие друг друга.  
IC2
IC1
Следовательно, все потребительские корзины будут находиться на одной кривой безразличия с потребительским набором, а сама кривая будет иметь вид латинской буквы L (рис. 8.4).

 

К нежелательным относятся товары, которые потребитель активно не любит, но без которых в силу каких-либо причин не может обойтись.

Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают нужный товар с абсолютно бесполезно, с нашей точки зрения, но с бесплатной нагрузкой.

Бюджетная линия. Бюджетное ограничение

С
А
В
Рис. 8.8. Оптимум потребителя. А, В, С – кривые безразличия.
0 Количество товара 1 (q1)
Количество товара 2 (q2)
Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (или точкой оптимума потребителя).

 

Предельная норма замещения (MRS) определяет желательность замещения одного товара на другой.

 

 

Целый ряд товаров принадлежит к категории товаров длительного пользования (пр., автомобили, бытовая электротехника и др.). Эти товары приносят пользу своим владельцам на протяжении многих лет. Однако чем дольше они служат, тем труднее предвидеть все издержки, связанные с их эксплуатацией. Приобретая товар длительного пользования потребитель принимает рыночные решения в условиях неопределенности.

В противоположность неопределенности ситуация, при которой вероятность совершения какого-либо события известна называется риском.

Исследователи полагают, что всех людей можно разделить на три группы в зависимости от их поведения в ситуации риска:

любители риска,

противники риска и

нейтралы.

Любители риска продолжают игру даже при неблагоприятных шансах.

Нейтралы вступают в игру при благоприятных и не вступают при неблагоприятных. Если шансы равные, нейтралы не высказывают предпочтение не принятию риска, не отказу от него.

Противники риска скорее всего не будут рисковать вообще, даже если их шансы на выигрыш благоприятны.

Большинство людей принадлежит к категории противников риска. Людям свойственно стремление избегать неизвестности, неопределенности и пр.

 


Контрольные вопросы

1. Какие направления существуют в теории потребительского поведе­ния и как их можно охарактеризовать?

2. Почему желание людей потреблять ненасытно?

3. Как вы считаете, можно ли полезность блага измерить количественно?

4. Почему блага имеют экономическую ценность?

5. Какими свойствами должен обладать экономический субъект, что­бы следовать принципу максимизирующего поведения?

6. Приведите числовой пример и начертите график с картой безразли­чия для конкретного потребителя. Какой набор данных вам потре­буется, чтобы определить равновесное положение потребителя?

7. Объясните формулу предельной нормы замещения. Каким крите­рием руководствуется потребитель, если он заменяет один продукт другим?

8. Правило максимизации полезности гласит, что предельные полез­ности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу должны быть одинаковыми. Какие могут возникнуть ограничения при применении этого правила на практике?

9. Объясните, как, формализовав бюджетное ограничение, вывести из него уравнение бюджетной линии. Какие факторы определяют по­ложение бюджетной линии на графике?

10. На конкретном числовом примере продемонстрируйте графически,
при каких условиях происходит изменение угла наклона бюджет­ной линии или ее смещение.

11. Что означает ситуация потребительского равновесия, каково его условие, как равновесие изображается графически?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кривые безразличия. Бюджетные линии. Предельная норма замещения | Реакция потребителя на изменение цены. Линия «цена – потребление»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.