Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операторы Скачка через Барьер. Кванты




Куликов В.В. Узник бессмертия. — М.: СИНТЕГ, 1998. — 148 с. C. 49-76.

Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика. — М.: Астрель, 2012. — 320 с. C. 140-149.

Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Самоучитель игры на извилинах. — М.: АСТ, 2013. — 320 с. C. 140-149.

Куликов В.В., Гаврилов Д.А., Ёлкин С.В. Язык креативного мышления и парадоксов (авторская рукопись учебника), 1994.

 

Рекомендуется также освежить в памяти тексты глав №№ 8-11 из книги:

Переход рождения в исчезновение это сама жизнь звука (его бытие, наличие) / и она, как мы понимаем, временна. Этот переход, собственно, и есть абстрактное определение времени вообще – но лишь до тех пор, пока звуком не обозначено нечто конкретное (например, Э). В этом последнем случае абстрактное время тоже конкретизируется, отображая временность существования этого конкретного Э (эЭэ), скажем, нашего согласия, то есть, бытие Э во времени, его жизнь.

Обратный переход, трансформация исчезновения в появление / (ЭэЭ), как нетрудно было догадаться, есть антивремя или, иначе, память, сохранение, пространство (все это просто разные слова для разных проявлений одной и той же универсалии). И вновь здесь возможен иной подход к интерпретации, если не сделано предварительных допущений и обозначений. Кроме того, нетрудно понять, что / это жизнь (время) паузы (молчания), где рождением паузы надо считать исчезновение звука, а ее концом как раз рождение звука /.

Повторение звука // ЭЭ (эЭэЭэ) есть уже симметрия “прыжка” звука / через пространство-паузу / (звук сначала превращается в паузу, чтобы “вынырнуть” из нее по другую сторону. Это универсалия движения на примере звука, но она же, как возврат назад (через антивремя-пространство) есть универсалия рекурсии (возврата к себе) и, тем самым, универсалия удвоения. Все это опять же разные слова для обозначения одной и той же универсалии, но в Диале этот просто //. Что это? Это ритм звуков речи.

«Конструирование смысла» переходом к противоположностям, несмотря на вольность первоначального обозначения, и является основой всей структуры Диала как языка с самого низа (интонации и ритм) до верха (стихов и текстов).

Меняются и усложняются структуры, переходы-преобразования симметрии, но центральный принцип построения языка (универсальная грамматика) остается тем же самым.

Так, повторение (переход рекурсии, «возврата к себе») звука «/ –> /» или, короче, «//» (аАаАа) есть «раздвоение», «рождение количества» (дихотомия «одно – многое» или, иначе, «размножение». Оно же, одновременно, имеет и смысл «преодоления паузы, пустоты», «перемещения» или «движения через Пространство», в том числе и идеи в пространстве мышления, а также «кванта» Времени, преодолевающего пространственный барьер, иными словами скачка сквозь Пространство.

 

 

Тем самым, пауза приобретает смысл абстрактного «пространства», в противовес смыслу самого звука как «времени», «бытия».

 

В ТРИЗ этот оператор «от непрерывного — к дискретному» может соответствовать принципу № 21 «проскока опасного звена»: «Вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости». К той же категории отнесём принцип № 19 «периодического действия»: а) перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному); б) если действие уже осуществляется периодически — изменить периодичность; в) использовать паузы между импульсами для другого действия. Наконец, если обратиться к дополнительной десятке приёмов-принципов разрешения технических противоречий ТРИЗ: «№ 41. Использование пауз. Одно действие “вставлено” в паузы другого действия».

 

На одном из семинарских занятий мы давали такую задачу:

«У одного короля долго не было наследника. Тогда король усердно помолился богу и поклялся всем святым, что если небо смилостивится над ним и родится мальчик, то он накормит до отвала и напоит допьяна всех бедняков; уменьшит налоги; и даже всем заключённым королевских тюрем скосит по полсрока.

Небо услышало его — у короля родился наследник. Счастливый отец выполнил почти всё, что наобещал богу. Но возникла загвоздка. У самого опасного преступника был пожизненный срок, но кто же знает, когда он окончит свои дни.

Как же королю не нарушить данной им клятвы и остаться верным своему честному и благородному слову?»

Сформулируем противоречие: узник должен быть в тюрьме всю оставшуюся жизнь, чтобы отсидеть пожизненный срок и не должен быть в тюрьме всю оставшуюся жизнь, чтобы не нарушать указ об амнистии на половину срока. Нужно разрешить это противоречие, например, в пространстве или во времени, то есть непрерывный срок постоянного нахождения в заключении сделать дискретным. А что, если чередовать день пребывания на свободе дома точно таким же днём пребывания в тюрьме? Тогда оставшееся время жизни преступника разделится поровну: на время свободы и на время неволи, с определённой погрешностью, которая будет зависеть от того, в какой момент этого человека настигнет смерть.

Мы приводили ранее и такие примеры, для понимания барьера пространственного:

«Метеорологам потребовалось узнать, как изменялся состав воздуха на планете за последние три столетия. Где же проще всего, без особых усилий и затрат, взять пробы воздуха минувших веков, воздуха, которого над планетой давно уже нет?».

Воздух ушедших времён можно найти в старинных предметах обихода. Прежде всего — это прибор, с далёких веков отмеряющий само время, — песочные часы. Не забудем морские компасы, телескопы, подзорные трубы, запаянные сосуды с затонувших кораблей. В музее одной из фирм, выпускающей дутые металлические солдатские пуговицы, лежит их продукция с 1812 года (Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. Книга для учителя. — М: Просвещение, 1996).

Рассказывают, что Роджер Бэкон был необычайно умён потому, что заключил договор с Сатаной. Этот договор предусматривал, что посмертно монах-францисканец попадёт-таки «к чёрту на обед», причём, не важно, окажется ли его тело внутри церкви, или окажется снаружи. Каким образом Роджеру Бэкону удалось сохранить душу? А он остроумно завещал похоронить себя внутри церковной стены, так, чтобы оказаться между святой обителью и миром, то есть не внутри и не снаружи, а на границе.

 

Однако вернёмся к операторам Диала. Обратный процесс (преобразование АаАаА) // имеет, очевидно, и обратный же смысл «уединения», «слияния», движения сквозь Время, и т. п., а также «кванта» Пространства, одолевающего барьер временности, скачка сквозь Время.

 

 

Соответствующий эффективный приём здесь: «соедини разделённое», «от дискретного — к непрерывному». В этом процессе «одно» переходит в «два» или, вообще говоря, во «много» (грамматическое число). И наоборот. Значит, между одним и многим есть что-то общее (симметрия).

 

В ТРИЗ находим два принципа, соответствующие этой категории Диала:

«№ 20. Принцип непрерывности полезного действия: а) вести работу непрерывно (все части объекта должны всё время работать с полной нагрузкой); б) устранить холостые и промежуточные ходы».

«№ 24. Принцип посредника. Использовать промежуточный объект-переносчик. а) Использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие. б) На время присоединить к объекту другой (легко удаляемый затем) объект».

 

Например, на торжественном открытии монумента «в одном из их Соединённых Штатов, в глуши и дебрях чуждых нам систем» где-то в 1970-х годах потребовалось провести провода к микрофонам через городскую площадь. Ставить столбы для проводов не стали — портит вид, по поверхности провода пускать опасно — площадь запружена народом, поэтому решили проложить по пустой канализационной трубе. Но она мало что изгибалась, даже ребёнок не сумел бы протиснуться внутрь. И, тем не менее, задача была решена. К хвосту кошки привязали бечёвку и пустили её в трубу. Когда кошка замешкалась, следом пустили собаку. Поймав кошку на другой стороне трубы, от хвоста отвязали бечёвку, привязали её к проводу и протащили провод следом.

Или вот ещё пример. Некий древний владыка Востока, выбирая умную жену, загадывал знатным девушкам загадки. Вот одна из них: «Какое расстояние между Востоком и Западом?» Инерция мышления современного человека заставляет его соотносить пройденный путь с мерами длины. В древности же расстояние, то есть одолённое пространство, измерялось днями перехода, или же временем. Кто же способен в буквальном смысле одолеть его? Между Востоком и Западом всего-навсего один день пути, один солнечный переход, потому что утром солнце начинает путь на Востоке, а вечером дневное светило заканчивает его на Западе!

Однажды герой ирландского эпоса Кухул и н со своим отрядом подступил к замку на холме. Жена хозяина замка была сообщницей Кухул и на. Воины замерли к подножия холма, они были наготове и ожидали только условного сигнала к штурму замка. Наконец, дождавшись, пока её муж заснет, женщина начала лить в стекающую по холму речушку молоко…

 

Итак, любой скачок связан с преодолением барьера, это видно хотя бы даже из наших рисунков, кто присмотрелся. В одном случае — барьер Времени, в другом — барьер Пространства. И чтобы пройти сквозь Пространство — надо стать им самим (по Времени мы и так неспешно себе идём в качестве временных структур). Вот такой Парадокс! Барьер, границу разделяющую, превратить в — соединяющую.

 

И ещё один характерный пример действия операторов этого уровня. Если что-то не сохраняется (дискретно) во Времени, значит, оно может быть сохранено (непрерывно) в Пространстве.

В 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку порекомендовал проложить первый в мире трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты времени на перевозку. Дело в том, что прежде нефть с промыслов доставлялась на заводы гужом — на арбах, в особых бурдюках. Каждая арба перевозила до 25 пудов (1 пуд = 16.38 кг) нефти. И десять тысяч ароб занимались доставкой нефти на заводы и непрерывной лентой тянулись по отвратительным дорогам с промыслов на заводы, обратно. На практике идею Менделеева только 15 лет спустя осуществил В.Г. Шухов при поддержке Людвига Нобеля.

Но всё же толчок развитию целой отрасли дала элементарная инженерная идея Менделеева — чтобы выиграть во времени и, соответственно, в средствах, надо совершить изменения конструктивного свойства в пространстве.

 

Карл Маркс[1], как бы его ни ругали, остается великим ученым-экономистом. В третьей главе первого тома «Капитала» он, рассматривая деньги, как средство обращения, пишет: «Процесс обмена товаров осуществляется в виде двух противоположных и друг друга дополняющих метаморфозов – превращения товара в деньги и обратного превращения из денег в товар. Итак, процесс обмена товара совершается в виде следующей смены форм Т – Д – Т (товар – деньги – товар). Продажа ради купли».

Весьма похоже на скачок Времени? Деньги – это пространство товара. Стоимость товара – это рабочее время, затраченное на производство. Товары различны между собой, тогда как деньги всегда одинаковы и различаются лишь количественно. Деньги квантованы товаром, а товар – деньгами. Если Вам не хватает денег, то нельзя купить и соответствующий товар. Нельзя на место маленького холодильника задвинуть большой шкаф. Чтобы осуществилась купля – продажа и товар (Т) и деньги (Д) должны быть эквивалентной «массы – размера».

«.. Со стороны своего вещественного содержания это движение представляет собой Т-Т, обмен товара на товар,... а обмен веществ... Т-Д – вот первый метаморфоз товара, или продажа... Товар любит деньги»

... А время, судя по всему, любит пространство. То есть, «Природа не терпит пустоты».

Но и деньги любят товар, а пустота – вещество. Пространство съедает временные структуры, растворяет их в себе.

«... Превращение товара в деньги есть в то же время превращения денег в товар. Этот единый процесс Т-Д-Т является, таким образом, двусторонним: один его полюс – со стороны товаровладельца – продажа, противоположный – со стороны владельца денег. Продажа – есть купля».

Классик экономики, сам того не подозревая, пользуясь «экономической метафорой» излагает нам такие вещи, как основы Квантовой Теории Поля.

«(Д-Т) Второй или заключительный метаморфоз товара – купля, т. к. деньги есть образ всех других товаров, отделившийся от них, или продукт их (товаров) всеобщего отчуждения, то деньги представляют собой абсолютно отчуждаемый товар. Деньги читают цены в обратном направлении и отражаются, таким образом, во всех товарных телах, как в покорном материале до своего собственного превращения в товар... Вместе с тем цены, это влюбленные взоры, бросаемые товарами на деньги, указывают последним границу их способности к перевоплощению».

И, конечно, самое главное: «Т. к. товар, превращаясь в деньги, исчезает, как таковой, то на деньгах не остается следов того, как именно они попали в руки владельца, и что именно в них превратилось. Деньги не пахнут, каково бы ни было их происхождение».

В главе четвертой «Капитала» Маркс приводит обратную формулу, т. е. обращение Денег Д-Т-Д, и их превращение в капитал, т. е. определенное нарушение денежной симметрии. (Интересно, что с точки зрения денег, они-то между собой отличаются, а вот товар для них, напротив, абсолютно безразличен!)

Между прочим, если вы задумаетесь над явлениями сверхпроводимости и сверхтекучести, то найдете тоже немало схожего с экономической теорией Маркса!


 

А теперь, несколько общих рекомендаций!

 

1. Размышлять, думать, задавать себе вопросы, подыскивать примеры, читать и перечитывать понятные и непонятные моменты — развиваться. Виктор Гюго сказал, что «величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.»

2. Думать опять и опять, задавать себе глупые и странные, «несерьезные» вопросы, искать ответы.

3. Задавать особенно удачные и странные вопросы другим, придерживая найденные в книге парадоксальные ответы до поры. Насладиться собственным знанием и незнанием других.

4. Учиться обнаруживать парадоксы везде и всюду, и давать им возможно более четкие и провокационные формулировки.

5. Не стоит пугаться разнообразия смыслов универсалий Диала, это явление (полисемия) является неотъемлемым свойством и каждого естественного языка.

6. Развивать голосовой аппарат, проговаривая (желательно перед зеркалом), упражнения и примеры.

7. Если вам станут говорить, заглядывая через плечо – что за ерунду вы читаете, вспомните известное изречение персидского поэта Саади: «В дерево, которое не даёт плодов, никто не бросает камней.»

 

Упражнения на усвоение пройденного материала:

 

Опишите на диале, используя базовые знания и принципы, следующие события (а затем выверните их наизнанку, вопреки здравому смыслу, сыграйте в Зазеркалье!):

 

1. Коровы едят траву, люди коров, а клопы людей. Кто ест клопов? Опишите циклы, жизни и процессы взаимоперехода участников этой жизненной драмы.

2. Стекло стакана выплавлено из песка. Человек выпил воды из стакана (использовал стакан) и уронил его. Стакан разбился.

3. Море набегает на берег волнами, размывая его.

4. Жизнь эго (Я). Реальные события запоминаются, затем извлекаются из памяти.

5. Время (элементарное событие, изменчивость) возникает из пространства (отсутствия событий, небытия, спокойствия) и уходит в него.

6. Две частицы (два события) сближаются и сталкиваются, порождая три (большее число) других.

7. Мужчина и женщина встречаются, вопроизводя жизнь.

8. Снаряд пробивает броню, броня останавливает снаряд.

9. Пушка выталкивает снаряд, он летит в цель.

 

Литература

Куликов В.В., Гаврилов Д.А. Серия публикаций авторов в информационно-аналитическом вестнике «Аномалия»: Кванты Времени и Пространства: скачок через барьер (2011. — №2. — С. 44–46); Говорить на языке, не зная слов (2011. — № 1. — С. 46–48); Время и Антивремя (2010. — № 4. — С. 16–17);Рождение и смерть (2010. — № 3. — С. 57–58); Аномалия всех начал (2010. — № 1. — С. 49–51); Язык креативного мышления и парадоксов (2009. — № 3. — С. 41–45); Его величество Парадокс (2009. — № 2. — С. 10–13). См. http://www.agpl.ru/razvitie-intellecta/publ-dial.html (с 9 по 16).


[1] К. Маркc., Капитал. т.1. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд. т. 23)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.