Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание общества в современных философских концепциях

ОГЮСТ КОНТ рассматривал общество как целостный организм и систему, которая определяет развитие и деятельность составляющих ее субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общества и социальная динамика для объяснения процессов функционирования общества. Его философия позитивна, так как опирается только на научные наблюдения. Сформулировал великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества. Общество и история прошли через три стадии: первая ---теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе которого формируется мораль, решаются обыденные проблемы и т.д. Вторая - метафизическая, когда больше используется не воображение, а понятия, метод познания ориентируется на познание реальных явлений. Третья, позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений. Проблема прогресса решается на основе биологических и астрономических законов и интеллектуальной эволюции человека. Развитие общества есть закономерное и прогрессивное явление. Особая роль --- разделение труда и позитивная политика. Решение проблем гармонизации и достижение стабильности в обществе. Гармония есть гармония между частями и различными сферами жизни общества, наилучшее сочетание интересов отдельных личностей и социальных слоев.

СПЕНСЕР. Органическая школа в философии. Проблема соотношения биологического и социального. Особая роль государству как мозгу и церкви (душа). Торговля --- кровь, телеграф - нервы. В эволюции момент интеграции (развитие от простого к сложному), дифференциации (от однородного к разнородному), возрастание порядка (от неопределенного к определенному). В ходе эволюции развивается значение коллективной деятельности и корпоративности. При этом общество должно служить интересам индивида, а не поглощать его. Решал вопросы гармонизации и стабильности. Распад общества есть явление, обратное гармонии. Неэффективность правительства, армии ведет к возрастанию дезинтегративных тенденций.

ДЮРКГЕЙМ. Продолжатель. Проблема взаимодействия человека и его социальной среды. Выступал против индивидуалистического и психического объяснения социальных явлений. Исходным моментом анализа поведения людей считал научный метод в исследовании социальных явлений. Изучал коллективное сознание в феноменах религии, права, морали. Поставил проблему социального здоровья общества и критерий, позволяющий отличать болезненные состояния от здоровых. Коллективность есть основной фактор социальности, из которой напрямую вытекает общественная природа и сознание.

ЛЕСТЕР УОРД. Отец социологии США. Социальные силы есть психологические. В качестве изначальной причины выступают желания субъекта, философия желаний. Первичные --- пища, тепло, продолжение рода. Вторичные --- моральные, творческие, эстетические, религиозные, формируются на основе первых. Желания--- двигатель общества, действуют неосознанно, стихийно. Даже если они осознанны, то плохо контролируются. Основной носитель коллективных стремлений есть государство. Сознательное воздействие на психические силы дает возможность придать развитию обществу более совершенный характер. Психологический эволюционизм.

ГАБРИЭЛЬ ТАРД. Проблема взаимодействия общества и личности. Полемика с Дюркгеймом. Для него основой всего является не общество, а человек. Движущие силы в индивидуальной и групповой психике людей. Социальный организм есть по своей сути подражательный, подобно наследственности в биологии. Самые лучшие изобретения и деяния приобретают множество повторений в геометрической прогрессии. Три основных закона общества: 1) закон повторения, то есть усвоения и воспроизведения новшеств; 2)закон оппозиции, борьба старого и нового; 3) закон приспособления, то есть адаптации к изменениям. Изменения ведут не к унификации, а к обогащению.

ПАРЕТО. Логическо - экспериментальный способ исследования социальных явлений. Все должно базироваться на точных эмпирических данных. Роль социологии в обосновании социальных связей и зависимостей социальных явлений. Социальные действия делятся на логичные и нелогичные, неосознанные и инстинктивные. Они более естественны и составляют основное содержание социальных явлений. В психических импульсах Парето видел источник социальной жизни. Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития общества. Экономика должна изучать сторону жизни общества, связанную с частной или коллективной собственностью, другие науки - другие стороны и законы, затем все соединяется и получается представление о путях совершенствования общества. Теория элит ---социальное неравенство обусловлено психологическим неравенством людей и их способностей. Элита добивается права руководить и управлять. Например, в политической элите есть львы и лисы, нужные каждый в своей ситуации. В обществе существует постоянная циркуляция элит.

НАРОДНИКИ: ЛАВРОВ И МИХАЙЛОВСКИЙ. Субъективный метод, Единственный смысл истории в развитии нравственного идеала. Основная задача в изучении целей и нравственных идеалов личности. Социология фиксирует и изучает факты солидарности между людьми, условия ее упрочения и ослабления. Правда-истина и правда-справедливость. Основной двигатель истории - герои, толпа легко подчиняется вождям, теряет независимость. Личность определяет развитие культуры и общества.

НЕОКАНТИАНСТВО. Риккерт и Вильденбанд. Суть социальной философии в изучении столкновения исторических событий. Утверждали, что наука об обществе и культуре сильно отличается от естественных наук. Естественные ищут общие законы развития природы, отрицают наличие законов в обществе. Задача же науки объяснить отдельные факты, каждый из которых имеет причину и следствие, в том числе и в обществе. Но социальные отношения это уникальные явления, которые не повторяются. Науки о природе --- обобщающее мышление, общественные науки --- мышление идеографическое, индивидуализирующее, уникальное. Историк есть в некотором смысле художник. В качестве руководящего принципа объяснения могут выступать ценности, надысторический и социальный характер, сущность которых образует трансценденциальный мир. При этом по мере осознания исходящих от них идей, люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми руководствуются в повседневной жизни. Абсолютные ценности --- путеводная звезда. Они воплощаются в общественном сознании. Основа истории общества--- духовное начало.

ВЕБЕР МАКС. Социальная философия изучает прежде всего деятельность и поведение людей. Схема социального действия это система осмысленного и целенаправленного взаимодействия людей. Каждый частично запрограммирован социальными установками, но имеет альтернативы, оценивает их и выбирает. 4 типа социального действия: 1)аффективное --- стремление к удовлетворению страсти; 2)традиционное --- подражание образцам поведения; 3)ценностно-рациональное --- ориентируется на веру в самодостаточность некоторых ценностей, на основе чего вырастает программа действий, сами ценности могут приниматься некритически; 4) целерациональность - ясность осознания цели. Ценность есть не надысторическое, а сложившееся в результате исторической эпохи направление интереса. Концепция идеальных типов. Это есть модель того, что наиболее полезно и отвечает его интересам в данный исторический момент. Это и есть религия, эстетика и другие ценности. Сущность оптимальных общественных состояний. Своеобразный ориентир или критерий, исходя из которого вносятся изменения в общественную жизнь, но он не совпадает, иногда противоречит реальному состоянию дел. Идеальные типы есть социально значимые явления. В ходе исторического процесса возрастает осмысленность и рациональность действий людей.

ТЕОРИЯ КРУГОВОРОТА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ШПЕНГЛЕР, ТОЙНБИ. Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. Нет ничего общечеловеческого, в том числе исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Цивилизация есть смерть культуры. Тойнби --- нельзя сравнивать экономические и другие системы в современных странах. Единство истории – ложная посылка о линейности развития. Проблема в личности и обществе в центре любой цивилизации. Развитие осуществляется благодаря порывам гениев, преодолевающих инертность и враждебность социального окружения. Распад общества --- вертикальный (на мелкие общества и государства) и горизонтальный (классы и соц. группы). В этом случае поток социальной жизни становится неконтролируемым, спасение в гении и законе бога, который он реализует.

ПИТИРИМ СОРОКИН. Строит социологию по принципу естественных наук. Нельзя вмешиваться субъекту с моральной или нравственной установкой. Надо изучать реальное взаимодействие. Выступил против монизма духовного или материального. Делил социологию на социальную аналитику (структура социального явления), соцмеханику (или социальную физиологию, изучающую процессы поведения и взаимодействия людей), социогенетику (развитие социальной жизни, ее структур и институтов). Все может быть разложено на взаимодействие двух или большего числа людей. Это и есть непосредственный предмет изучения, т.е. изучение малых групп. Кроме того, все общество делится на социальные слои --- страты, различающиеся по доходам, образу жизни и т.д. Переход из слоя в слой --- социальная мобильность, горизонтальная – из города в деревню, профессия и уровень доходов – это то же. Вертикальная -высший слой в низший и наоборот. Проблема социального равенства, соотношение доходов с трудом. Противник революций, решение вопросов на уровне разумного управления. Западное общество переживает кризис при рождении новой культуры. Идея когеренции капиталистического и коммунистического обществ.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СТРУКТУРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Эмпирическая психология исследует частные стороны, дает практический советы в области малых групп. Климат в коллективе и т.д. Анализ на основе эмпирики рассматривает общество как целый организм и исследует возможности стабилизации общества. Введен термин - отклоняющее поведение. Уровни организации общественных систем: 1) отдельные человеческие индивиды (теория социального действия Вебера); 2)коллективы, где все организованно в соответствии с социальными ролями; 3) социнституты; 4) общество как целостная система. Для равновесия недопустима резкая классовая дифференциация.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМЕНИЗМ. Наука и техника стали основным и доминирующим фактором в развитии общества. Теория единого индустриального общества, стадий роста, нового индустриального общ, постиндустриального общества, сверхиндустриального общества, технотронного общества. 1 технологическая революция --- открытие пара, вторая --- электричество и химия, третья - компьютер. Соответственно доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадии развития общества. Сейчас сосуществуют все. Соответственно разная психология и культура.

 

Тема № 26 Культура и цивилизация.

Культура как предмет философского анализа. Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение...). Существуют несколько различных определений того, что можно назвать культурой, множество подходов к ее изучению, моделей культуры. В основе становления понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении существенных сдвигов в общественном бытие человека, которые начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе, обществу, к самому себе.

Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, в науке, искусстве, праве, в морали.

Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры: 1) натуралистическая модель. Представители этой модели видели в культуре человеческое продолжение природы, что благодаря культуре человек не исключается из природы, а образует ее высшее звено (Вольтер, Руссо); классическая модель. Представители этой модели считали, что человек есть субъект культуры и выступает творцом культуры. Под предметом познания они понимали надиндивидуальную реальность, из которой выводится культура отдельного человека. Кроме того, эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития есть духовное творчество; неклассическая (модернистская) модель. Представители ориентируются на повседневную жизнь человека. Рассматривается культура личности, этноса, социума как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемые человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия; 3)постмодернистская. Суть - философское осмысление культуры без субъекта.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности признаков. Следовательно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:

1) аксеологический (ценностный) подход: Происходит выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и применимо понятие «культура». Культура понимается как итог всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей.

2) деятельный подход. Культура выступает специфическим способом человеческой деятельности, в которой реализуется единство субъективного и объективного. Здесь культура это способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития общества, основа творческой активности человека.

3) структуралистический подход. Культура это совокупность социальных элементов, носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных факторов.

4) социологический подход. Культура - социальный инструмент, который позволяет рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.

5) гуманитарный подход. Внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры.

Все эти подходы взаимно дополняют друг друга. Однако, сохраняется потребность в формировании обобщенного понимания культуры. Философия рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек находит себя.

Понятие "цивилизация". Процесс становления цивилизации. Основные концепции цивилизации в историософии ХХ века.

Цивилизация есть совокупность материальных и духовных достижений общества. В истории философской мысли цивилизация фигурирует в контексте всемирно-исторического процесса. Французские просветители называли цивилизованным общество, если оно основано на разуме и справедливости, подчеркивая важность факторов, обеспечивающих общественную гармонию. В современной западной философии цивилизация рассматривается с точки зрения трех основных компонент: техника, социальная организация и философия, причем техника определяет остальные компоненты. Марксизм: становление цивилизации в историческом аспекте связано с появлением антагонизмов между сословиями и классами, с углублением разделения труда, появлением законов. Цивилизация есть та ступень общественного развития, на которой разделение труда, вытекающее из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот в прежнем обществе. Понятием цивилизация охватывается природа и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты социально-культурной деятельности общества, его роль в решении глобальных проблем человечества. В настоящее время цивилизацию понимают как нечто единое, стоящее вне рамок социальных систем. Теория круговорота локальных цивилизаций Шпенглера. Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. Нет ничего общечеловеческого, в том числе и исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Развивает учение Данилевского. Он рисует образы 8 существовавших на земле культур: египетской, вавилонской, индийской, китайской, аполлоновской (греко-римской), магический (византийско-арабской), фаустовской (западноевропейской) и культуры майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры. Во введении к его книге «Закат Европы» он говорит, что из названных культур продолжает существование только западноевропейская, которая вступила в фазу завершения и упадка, заката. Рассуждает о продолжительности культур и темпах их развития. Культуры суть организмы. Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа. Она расцветает на почве ограниченной местности, к которой и остается привязанной, подобно растению. Культура умирает после того, как душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук, таким образом вновь возвратиться в первичную душевную стихию. Когда культура умирает, ее кровь свертывается и становится похожей на засохшее дерево. Это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, и деградация искусств, народ превращается в безликую массу, массовая культура, политика, спорт. Цивилизация идет за культурой как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, никакие революции и классы дело не спасут. Тойнби. Дает характеристику 21 независимой цивилизации, при этом говорит, что более детальный анализ может уменьшить их число. Остальные --- побочные, недоразвитые. Нельзя сравнивать экономические и др. системы в современных странах. Единство истории – ложная посылка о линейности развития. Каждая цивилизация проходит этапы возникновения, роста, надлома и распада. Сейчас сохранилось 5 цивилизаций: китайская, индийская, исламская, западная и русская. Говорит о прерывистом потоке человеческой жизни, который прерывается от одной цивилизации к другой. Цивилизации приходится отвечать на вызовы природной и социальной среды. В ответах на вызовы истории проявляется ее стабильность и жизнеспособность. Цивилизация развивается благодаря порыву, который ведет ее от вызова к новому вызову. Проблема взаимодействия личности и общества в центре любой цивилизации. Человек есть существо социальное, и общественная жизнь есть необходимое условие его формирования как личности. Развитие цивилизации осуществляется благодаря порывам гениев, преодолевающих инертность и враждебность социального окружения. Следовательно, развитие общества есть дело творческих личностей. Своеобразную концепцию исторического развития и существования общества предложил немецкий экзистенциалист Ясперс. В отличие от Тойнби, он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый исторический путь. Допущение этого единства он называет постулатом веры, т.е. объясняет историю с точки зрения религии. История имеет свое начало и конец. Ее движение определяется силой Провидения. Линейная схема истории. Вера --- основа и смысл истории. Возможна ли общая для человечества вера, которая бы объединила народы и цивилизации? Такую веру не может предоставить ни одна религия, следовательно, это просто философская вера. Она всегда существует в союзе со знанием. Безграничное познание и наука --- основной элемент философствования. Исторические эпохи отличаются друг от друга ситуациями, возможно формирование близких ситуаций, тогда они порождают родственные эпохи и процессы. Такое совпадение ситуаций произошло 800-200 гг. до н.э., в этот промежуток возникло в Китае, Индии, Персии, Палестине и древней Греции духовное движение, сформировавшее тот тип человека, который существует и по ныне. Это осевое время истории. Время рождения философской веры, мировых религии. Одновременно на Земле независимо друг от друга образуются несколько духовных центров. Главный результат и характеристика осевого времени - прорыв мифологического созерцания, которое было характерно для доосевых культур. Человек пробудился к ясному мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту. Перед человеком встали вопросы о его сущности и существовании. Пробуждение духа стало началом общей истории, которое до того было разбито на локальные культуры. Человечество обречено на общность судьбы и единую веру, иначе оно погибнет. Установление взаимопонимания, открытость обществ, культур и религий ---необходимое условие существования человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие общества в немарксистских философских концепциях | Тема № 27. Основы философской антропологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.