Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 27. Основы философской антропологии

История антропологических учений. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Понимание человека формируется на основе мифологического понимания мира. Индия. Во главе угла стоит нравственность человека, путь освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-атмана в мировой душе, универсальном принципе мира-брахмане. Концепция круговорота жизни-сансара и закон воздаяния - карма. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души. Если достоин, то человек воплощаешься в священнослужителя - брахмана, представителя власти- кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если неправедный образ жизни -- низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.

Китай. Конфуций. Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в соответствии с порядком Ли и моральным законом - дао и совершенствовать эти качества. Цель --- достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция - человечность, гуманность, любовь (не делай людям то, что не пожелаешь себе, принципы сыновней почтительности и уважение к родителям). Лао-цзы. Принцип Дао --- надо просто ему следовать. Мудрый правитель руководствуется принципом недеяния, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти.

Восточной философии свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Человек есть органическая часть космоса, он есть его образ, микрокосм и микротеос. Даже боги есть просто реальные действующие лица.

СОФИСТЫ. Мера всех вещей человек, три момента: 1) их релятивизм и субъективизм в понимании блага, добродетели, справедливости; 2)вводят человека в бытие как главное действующее лицо.

СОКРАТ. Человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, в определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения, т.е., основной интерес представляет внутренний мир человека, его добродетели. Был сторонником принципа этического рационализма. Добродетель по Сократу, есть знание и «тот, кто познал добро и зло, не будет поступать дурно». Задача состоит в том, чтобы стремиться к нравственному совершенствованию на основе познания истины. Это, прежде всего познание себя, своей нравственной сущности и ее реализации. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, вечном поиске самого себя путем испытания. Его смерть ради утверждения справедливости --- апофеоз его нравственной деятельности.

ДЕМОКРИТ. Человек состоит из атомов, из атомов же состоит и душа человека. Со смертью тела исчезает и душа. При этом цель жизни - счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье--- радостное расположение духа, причем важное его условие есть мера, соблюсти которую помогает разум. Мужественный человек сильнее своих страстей.

ПЛАТОН. Антропологический дуализм души и тела. Душа делает человека человеком, а тело - враждебная ей материя. От качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На 1месте --- душа философа, наиболее мудрая и восприимчивая к знанию, что является главным в сущности человека и отличает его от животных, на последнем месте --- душа тирана. В единстве и противоположности духа и тела и состоит трагизм человеческого существования.

АРИСТОТЕЛЬ. Человек рассматривается как существо природное, социальное и государственное. Тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства, становясь либо животным, либо божеством. Отличительные признаки человека - его социальность и разумность. Человек есть единство души и тела. Добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, это единственная возможность самореализации личности. Иначе добрые качества вообще не могут быть замечены. Признает приоритет социального целого над индивидуумом. При этом выступает за экономический индивидуализм (частная собственность) и этический индивидуализм (следует любить больше всех самого себя), что не исключает идей самопожертвования. Разумный эгоизм.

ЭПИКУР. На первом плане утрата смысла жизни, экзистенциальные ценности. Интеллектуально-терапевтическая роль философии в излечении души. Исходный пункт --- индивид, а социум есть лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека, его желаний и благ. В Древней Греции человек в большей степени открыт миру и занимает активную позицию по отношению к обществу и его изменению. Типичный способ мышления --- экстравертивная ориентация. Принцип рационализма.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ. Человек есть часть порядка, установленного богом. Он есть его образ и подобие. Внутренне раздвоен в результате грехопадения, есть единство божественной и человеческой природы, причем каждый имеет возможность приобщения к божественной благодати и стать сверхчеловеком. В социальном плане человек есть ничтожество и винтик, его задача приобщиться к богу и найти спасение. Драма человеческой жизни --- грехопадение, смысл жизни - искупление. Три составляющие внутреннего мира: разум – сердце - воля.

РЕНЕССАНС, НОВОЕ ВРЕМЯ. Человек есть автономное, земное существо. Изначально в нем заложено стремление к добру. Утверждается вера в безграничные силы человека и его возможности. Утверждается свобода воли и выбора, свобода творчества, причем каждый волен либо возвыситься, либо упасть до животного состояния.

ГОББС. Господство частного интереса. Человек по природе существо необщественное, «человек человеку волк», «война всех против всех» есть естественное состояние общества. Вся жизнь есть соревнование с конкурентами.

ПАСКАЛЬ - величие и достоинство человека в его способности мыслить.

ДЕКАРТ. Мышление есть единственно достоверное доказательство человеческого существования, антропологический дуализм души и тела, две разнокачественные субстанции. Тело есть своего рода машина, а сознание --- его руль. Тело простирается, душа мыслит. Механистический взгляд получил большое распространение.

ЛАМЕТРИ в своей работе "Человек-машина", рассматривает человека как продукт природы, абсолютно детерминированного, который не может даже в мыслях выйти из природы. Не признавал свободу воли. Человек по природе изначально добр и не греховен.

КАНТ. Человек принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой, нравственной свободе и абсолютным ценностям. Как часть чувственного мира явлений, он подчинен строгой необходимости, как носитель духовности --- свободен. Человек есть законодатель своей теоретической и практической деятельности. Исходный принцип поведения человека --- нравственный категорический императив. Всякая личность должна быть самоцелью и самодостаточностью. Человек по природе зол, но обладает зачатками добра. Цель воспитания состоит в том, чтобы добрые задатки одержали верх над злом (у всех есть чувство вины). Человек со спокойной совестью не может быть моральным.

ГЕГЕЛЬ. Человек есть выражение познающего абсолютного духа, отличие от других сущностей --- его разумность. Личность начинается с осознания себя как сущности бесконечного, всеобщего и свободного.

ФЕЙЕРБАХ. Человек есть часть природы, он есть чувственно-природное существование. Выступил против идеалистического понимания человека как дуализма души и тела. Но его человек изолирован от социальных связей. Основное в жизни человека есть отношение между Я и ТЫ, особенно между мужчиной и женщиной.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Белинский --- судьба индивидуума имеет первостепенное значение, важнее судеб мира. Достижение свободы и независимости личности связывает с социальными преобразованиями. Критика капитализма и религии, утопического социализма. Герцен --- идея русского социализма как освобождение мужика. Его антропология рационалистична: человек вышел из животного сна благодаря разуму. Чем больше соответствия между разумом и действительностью, тем более человек свободен. Формирование личности состоит в ее взаимодействии со средой. Чернышевский вводит социальные аспекты существования человека, связывает проблему человека и ее решение с социальным преобразованием общества. Натуралистическая трактовка духовной жизнедеятельности. По его мнению, философия должна видеть в человеке то, что и медицина, физиология, химия. Разница между сознанием человека и животного носит количественный характер. Достоевский. Он ставит проблему человека, его предназначения и судьбы. Что есть свобода человека? Он в глубине содержит два начала --- бога и дьявола, добра и зла. Проявляются они, когда человек на свободе. Соловьев. Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением. Человек есть и божество, и ничтожество. Бердяев. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он существо природное и ограниченное. Человек --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие, личность есть категория духовно-религиозная, индивид --- натуралистически-биологическая, часть природы и общества. Становление человека Бердяев понимал как приближение к богочеловеку, единение с Богом. Весь трагизм состоит в столкновении конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия человека как духовного существа и человека как природного существа. В русской религиозной философии сущность состоит в том, чтобы соединить человека с богом, причем у Ницше - человекобог, у русских -- богочеловек. МАРКС. Основное в понятии человека --- трудовая деятельность. Общественное сознание определяет сознание человека, а общество детерминирует свойства человека.

Проблема человека в современной философии. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Ницше. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В философии жизни на первый план выдвигаются вне мыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ. Представители учения обеспокоены подлинностью индивидуального человеческого существования. Они ищут свободу как от природного, так и от других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, сциентизма, материализма. На первый план выдвигается не просто чувства, а процесс чувствования, переживания, вместо кратковременных чувств --- долговременные.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГУССЕРЛЯ. Пытается преодолеть замкнутость личности, поэтому переживание считает изначально направленным на внешний мир. Человек не просто существо, а существо в мире. Сознание человека понимал как манифестацию человека в языке, труде, религии. Человек --- существо, которое создает символы самого себя, культуру.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИ. Продолжатели Гуссерля. Ставится задача на основе частных наук о человеке, биологии, психологии, социологии воссоздать целостное понятие о человеке. Итог в современном понимании:

1. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

2. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Духовный мир человека --- это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным.

3. Человек есть единство, но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено в каждой конкретной личности.

4. Человек --- существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное.

5. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.

Современные проблемы человека. Человек в современном обществе. Наряду с вечными проблемами поиска смысла жизни, формирования личности, роли сознательного и бессознательного в поведении человека, соотношении биологического и социального встают принципиально новые.

Это ускорение темпа жизни и информатизации общества. Готов ли человек к столь мощному изменению условий существования. Большая скученность, множество информации, высокий темп жизни. Может ли мозг человека адаптироваться в этих условиях? Проблема переэксплуатации интеллекта. Есть ли ему предел? Реализации возможностей интеллекта, наращивание и качественное улучшение системы образования.

Нравственные проблемы пред человеком как понимание сущности и времени смерти и рождения. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого. Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда можно говорить о жизни нового человеческого существа? Проблема борьбы со СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия. Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему --- если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и нравственны. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

Создалось общество потребления, общество массовой культуры. Хорошо это или плохо? Исследование этого феномена человеческого сознания. Проблема человеческих ценностей и их изменения в процессе развития. Гуманизация ценностей, существуют ли общечеловеческие ценности? Проблема расизма, апартеида, геноцида, сионизма и связанные с этим теории расовой дискриминации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понимание общества в современных философских концепциях | Проблема сущности и существования в философском учении о человеке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.