Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема сущности и существования в философском учении о человеке

Проблема сущности человека находится в центре философских учений о нем. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение предмета и без этого невозможно вести разговор о его сущности, функциях, значении. В истории антропологии сущность человека, его отличие от животных объясняли, используя такие специфические качества, как плоское ногти, улыбка, ум, религия. При этом сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а из внешних признаков, отличающих его от ближайшего вида, то есть как бы со стороны. Однако с методологической стороны это о подход неправомочен, так как сущность любого предмета определяется способом бытия этого предмета, внутренними законами его существования. К тому же не все отличительные особенности человека являются существенными. Такой субстанцией, отличающей человека от всего другого, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. Именно она лежит в основе сущности человека, при этом, занимаясь трудовой деятельностью, человек не может не вступать прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства развиваются и общественные отношения. Собственное развитие индивида происходит по мере того, как он аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений.

При этом речь идет именно о совокупности общественных отношений: материальных и духовных, идеологических, настоящих и прошлых. То есть, понимать человека надо диалектически, его нельзя сводить лишь к человеку разумному, экономическому или играющему. Он есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Аккумулирует весь спектр общественных отношений и выражает этим свою социальную сущность. Кроме того, человек --- дитя истории, он не взялся ниоткуда, а есть результат развития всего человеческого рода, частью которого он является.

Кроме того, он и творец этих отношений и общества. Оказывается и субъектом, и объектом общественных отношений. Человек --- это микрообщество, а общество --- это человек в его общественных отношениях.

Но человек не сводим к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается в его существовании. Сущность --- общая характеристика рода, то существование каждого индивидуально. Это есть бытие индивида как целостного существа во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Единство трех основных начал: биологического, социального и психологического, то есть биопсихосоциальный феномен. Уничтожив хоть один из этих факторов, мы уничтожим человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 27. Основы философской антропологии | Тема № 28 Человек, индивид, индивидуальность, личность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.