Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные и национальные премии по качеству. Модели премии по качеству.




Требования ISО 9000 уже недостаточны для оценки деятельности многих передовых организаций, так как они отражают минимальные требования к системам качества. Поэтому роботу в области качества этих организаций, нужно оценивать по более жестким критериям, например, по критериям национальных премий по качеству, направленных на достижение преимуществ и конкурентоспособности их товаров и услуг.

Все премии по качеству рассматривают деятельность организаций, исходя приблизительно с одинаковых позиций, которая оценивается в баллах (или в процентах) по совокупности ее достижений по ряду направлений. При этом, прежде всего, деятельность распределяется на два аспекта: возможности организации и результаты ее деятельности. В рамках этих двух аспектов есть ряд более мелких блоков (составляющих), которые также подлежат оценке.

Среди национальных премий по качеству можно отметить премию Деминга в Японии (введена в 1951 г.), премию М. Белдриджа в США (1987 г.), Европейскую премию (1992 г.), Русскую премии (1996 г.), премию Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг (2005 г.), Украинскую премию «100 лучших товаров Украины» (2001 г.).

Для участия в конкурсе каждый кандидат направляет в комитет заявку с соответствующим приложением - отчет с описанием своих достижений по каждому критерию. Процесс самооценки качества очень полезный для любой компании, которая хочет развиваться и демонстрировать свой уровень качества.

Составление отчета заставляет компанию обосновать свою специфику применения TQM, которая позволяет ей претендовать на награду, тщательно проанализировать, в какой мере положения TQM развертываются (применяются) по вертикали - на каждом уровне организации и по горизонтали - для всех сфер деятельности компании.

Кроме того, проведение самооценки (с привлечением экспертов) позволяет компании посмотреть со стороны на ключевые моменты стратегии бизнеса и программы по усовершенствованию своей деятельности. Поэтому, как правило, выгода от самооценки превышает затраты компании на подготовку документов, которые представляются для участия в конкурсе.

Так, модель оценки организации, которая претендует на русскую премию в области качества, характеризуется девятью критериями, которые разделены на две группы.

Первая группа, оценивается в 550 баллов, состоит из пяти критериев, характеризует возможности организации, т.е. как организация добивается результатов в области качества и что делается для этого.

Вторая группа, оценивается в 450 баллов, состоит из четырех критериев, характеризует результаты, т.е. что достигнуто организацией.

Критерии возможностей (550 баллов, или 55 %):

1. Роль руководства в организации работ (100 баллов, или 10 %):

а) как и в какой степени руководство демонстрирует свою приверженность культуре качества;

б) как и в какой степени руководство содействует процессам улучшения качества, оказывая помощь персоналу и выделяя ресурсы;

в) как и в какой степени руководство принимает участие в работе с потребителями, поставщиками и другими организациями.

2. Использование потенциала работников (120 баллов, или 12 %):

а) как планируется и совершенствуется работа с персоналом;

б) как поддерживаются и развиваются способности и повышается квалификация работников;

в) как и в какой степени обеспечивается согласованность целей отдельных работников, групп и организации в целом;

г) как поощряется и поддерживается инициатива и участие персонала в совершенствовании работы по качеству;

д) как осуществляется обмен информацией между разными категориями работников и руководителей;

е) как обеспечивается в организации социальная защита работников.

3. Планирование в области качества (100 баллов, или 10 %):

а) как и в какой степени осуществляется планирование работ на основе разносторонней информации о качестве;

б) каким образом осуществляется планирование;

в) как и в какой степени цели организации соответствуют целям подразделов и персонала;

г) каким образом обеспечиваются регулярный анализ и корректирования планов и целей организации.

4. Рациональное использование ресурсов (100 баллов, или 10 %):

а) как осуществляется управление финансовыми ресурсами;

б) как осуществляется управление информационными ресурсами;

в) как осуществляется управление закупками;

г) как осуществляется управление зданием, оборудованием и другим имуществом;

д) как осуществляется управление интеллектуальной собственностью и использованием технологий.

5. Управление технологическими процессами и процессами выполнения работ (130 баллов, или 13 %):

а) как определяются технологические процессы управления, наиболее важные для результатов работы организации, и как оценивается их влияние;

б) как осуществляется систематическое управление процессами;

в) как осуществляется анализ процессов и учитываются цели по их усовершенствованию;

г) как совершенствуются процессы на основе нововведений и использования творческой активности работников;

д) как вносятся изменения в процессы и оценивается их эффективность.

Критерии результатов (450 баллов, или 45 %):

6. Удовлетворенность потребителей (180 баллов, или 18 %):

а) как потребители воспринимают организацию, ее продукцию и услуги;

б) как сама организация оценивает удовлетворенность потребителей ее деятельностью и продукцией.

7. Удовлетворенность персонала работой в организации (90 баллов, или 9 %):

а) как персонал оценивает свою удовлетворенность работой в организации;

б) как сама организация оценивает удовлетворенность персонала.

8. Влияние организации на общество (60 баллов, или 6 %):

а) как общество воспринимает деятельность организации;

б) как сама организация оценивает свое влияние на общество.

9. Результаты работы организации (120 баллов, или 12 %):

а) финансовые показатели работы организации;

б) результативность процессов.

Модель премии по качеству СНГ предусматривает, что каждая группа критериев (возможности и результатов) оценивается 500 -ми баллами.

Главной особенностью всех премий качества является то, что они призваны не только выделять и награждать лидеров в этой области, но и ориентировать те предприятия, которые хотят сократить свое отставание от них. Стандарты ISО серии 9000 и критерии премий по качеству имеют общие цели: удовлетворение требований потребителя, привлечение каждого работника предприятия в борьбу за качество, предупреждение несоответствий.

Некоторые шведские специалисты по качеству считают, что решение проблемы качества нужно начинать не с внедрения стандартов ISО серии 9000, а с самооценки по критериям национальной премии качества и разработке на ее основе мероприятий по усовершенствованию деятельности фирмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.