Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл манипулирования состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к достоверной информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию

Также весьма широко в настоящее время применяются технологии политического пиара. PR -технологии в политике – это технологии, которые позволяют потребителю формировать общее мнение о том или ином политическом деятеле.

Пиар (PR) (англ. Public Relations — связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие; сокращённо: PR — пи-ар) – формирование устойчивых, сочетающих институциональные и неформальные каналы взаимодействия, информационно-коммуникативных связей, отвечающих как требованию надежности взаимодействия, полноты, объективности, непротиворечивости информации, так и учету фактора неизбежной стохастичности социальных процессов

Политический пиар имеет чрезвычайное значение, как в период проведения предвыборных кампаний так и между выборами: до выборов не бывает много времени. Пиар политический избирательной кампании представляет "подводную часть" айсберга и значительно превосходит открытую политическую рекламу и по объёму работ, и по значению.

Политический пиар включает в себя следующие этапы:

· организация и проработка встреч с избирателями и на предприятиях;

· привлечение или нейтрализация административного ресурса;

· создание репутации социально ответственного человека;

· анализ социально-политической обстановки в регионе;

· ведение предвыборных компаний и др.;

Для политических партий и общественно-политических движений взаимодействие с общественностью так же важно, как и для органов государственной власти и муниципального управления. В большинстве политических партий и общественно-политических движений создаются и функционируют специальные службы пиара, а там, где их нет, функции пиара выполняются лидерами этих политических движений и их аппаратом. Общие моменты деятельности служб пиара, как в органах государственной власти, так и в политических институтах гражданского общества, можно охарактеризовать следующим образом:

- они устанавливают, поддерживают и расширяют связи и контакты с общественностью, с другими субъектами политического процесса, а также их службами пиара;

- информируют общественность о политической позиции государства, той или иной политической партии или объединения, разъясняют детали и мотивы принятия тех или иных решений;

- осуществляют социально-политический мониторинг, иными словами, изучают общественное мнение, расстановку политических сил, социально-политические процессы и политическую конъюнктуру;

- отслеживают общественную реакцию на принимаемые действия или политические заявления;

- прогнозируют развитие общественно-политических процессов, возможные последствия принимаемых решений и проводимых акций;

- обеспечивают субъект политики аналитической информацией, в том числе, и рекомендациями по поводу предпочтительности тех или иных форм коммуникации, а также собственно содержания передаваемой информации;

- формируют благоприятный имидж субъекта политики, его структур и лидеров, защищают имидж и осуществляют контрпропагандистские акции.

Используются следующие механизмы политического PR:

· конструирует или разрешает противоречие;

· маскирует совершаемые действия – противник, не сопротивляясь, идёт в худшую -ситуацию из-за непонимания общей картины происходящего;

· реализует план, в котором от конкурента ничего не зависит, – происходит его «выключение» из управления событиями;

· создаёт ситуацию, при которой конкурент, выбирающий более предпочтительный путь, попадает в ловушку;

· позволяет использовать чужие (конкурентов, знаменитостей, населения, государства) – ресурсы (времени, имиджа, денег, власти, информации);

· выявляет скрытые, незамеченные ресурсы или «оживляет» потерянные.

PR имидж является важным аспектом общего восприятия и оценки политика. PR имидж – объективный фактор, играющий большую роль в оценке любого политического кандидата. Имидж целенаправленно формируется в массовом сознании с помощью PR, рекламы либо пропаганды. Имидж можно направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта. С помощью PR формируется как позитивный, так и негативный имидж. PR -агентства при создании имиджа политическому кандидату опираются на его темперамент, внешность, характер, семью, прошлое. Формирование политического имиджа может быть полностью контролируемым и выстраиваемым по схеме. Приемы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Целенаправленное формирование политического имиджа – трудоемкий процесс, который под силу уже не одиночкам, а специализированным PR -агентствам.

PR -приемы в политике – это комплекс мер при помощи которых pr-специалисты достигают своих коммуникативных целей и выполнения задач, реализуя разработанную PR – стратегию. Для успешного проведения ПР кампании в политике, ПР-специалисты применяют особые PR -приемы. PR -приемы должны быть четко спланированы и организованы. Специалисты по PR применяют для каждого отдельного политика разные pr-приемы.

Традиционными PR -приемами в политике являютя:

1. имидж победителя и аутсайдера;

2. ложная популярность;

3. долгие переговоры;

4. ложная поддержка;

5. столкновение(искусственное столкновение двух партий с помощью подставных лиц, событий и так далее);

6. выбор без выбора (в прессе искусственно создается образ безвыходности ситуации);

7. чрезмерный позитив (в адрес политика высказывается слишком много позитивного переходящего в похвальбу).

Одной из PR -технологий является спичрайтинг. Спичрайтинг – написание PR -текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг первого (должностного) лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле – исполнение текста устного публичного выступления для руководителя (должностного лица) базисного субъекта PR. Также различают коммуникативную PR -технологию, рассчитанную на массовое воздействие.

Тема 9. Международная политика. Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики наиболее высокого уровня — мировой (международной) политики.

Для обозначения разносторонних взаимодействий суверенных государств использовался термин «внешняя политика». Однако сегодня на мировой арене действуют не только суверенные государства, но и различные международные организации экономического, военно-политического и иного характера, главной из которых является Организация Объединенных Наций. Все международные организации, союзы, блоки, правительственные и неправительственные объединения, а также специализированные учреждения и организации выступают в качестве субъектов международных отношений. Поэтому правильнее говорить о международных отношениях и регулирующей их международной политике.

Функции внешней политики
Внешняя политика выполняет некоторые специфические функции. Среди них выделяются:
- Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранительной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.
- Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.п.
- Организаторская функция внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств).
- Регулирующая функция внешней политики необходима для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реализации внешнеполитической деятельности органов государства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначительным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Мобильность политической системы зависит от многих факторов, в том числе исторического опыта системы, основных свойств ее структуры.

Международные отношения — это совокупность экономических, политических,правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы. Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные. Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Классификация международных отношений:

  1. на основе общецивилизационного критерия
    • международные отношения, основанные на балансе сил
    • международные отношения, основанные на балансе интересов
  2. по сферам общественной жизни
    • экономические
    • политические
    • военно-стратегические
    • культурные
    • идеологические
  3. на основе взаимодействующих участников
    • межгосударственные отношения
    • межпартийные отношения
    • отношения между международными организациями, ТНК, частными лицами
  4. по степени развития и интенсивности
    • отношения высокого уровня
    • отношения среднего уровня
    • отношения низкого уровня
  5. на основе геополитического критерия
    • глобальные/общепланетные
    • региональные
    • субрегиональные
  6. по степени напряжённости
    • отношения стабильности и нестабильности
    • отношения доверия и вражды
    • отношения сотрудничества и конфликта
    • отношения мира и войны

Обычно выделяют четыре типа субъектов международных отношений.

1. Национальные государства. Их в настоящее время насчитывается свыше 200. Они очень разные по своим размерам, территории и количеству населения, по своей истории, по внутренней структуре, характеру политического режима и богатству. В то же время, все они имеют очерченные границы и в осуществлении международных дел официально считаются суверенными.

2. Наднациональные (супернациональные) или межнациональные организации. Это, прежде всего, международные правительственные организации: ООН со своими глобальными отделами типа ЮНЕСКО, МБРР, МВФ, МОТ и др. Сюда относятся Европарламент, Международный суд и др. К этому типу субъектов международных отношений можно отнести организации, возникшие с целью консолидации регионов, населения континентов, народов с близкими или сходными этническими свойствами. Это Лига арабских стран, организация американских государств, СНГ и др.

3. Негосударственные организации. Это любые международные объединения, созданные без межправительственных соглашений и действуют в основном в сфере экономики, науки, техники, медицины и т.п. Например, Всемирный Совет Мира, Международная федерация женщин, Международная федерация демократической молодежи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация профсоюзов, церквей и др. Сюда относятся многочисленные разные корпорации (ТНК), идеологические объединения (Социнтерн, Коминтерн).

4. К четвертому типу субъектов можно отнести некоторые субъекты внутренней политики, если их деятельность выходит за национальные рамки и имеет весомое международное отражение, создает значимые для международной жизни последствия. Это организации типа объединения евреев в США, чья деятельность приобретает международное значение, а также различные террористические группы. К этому четвертому типу субъектов относятся и выдающиеся личности, чья национальная деятельность приобрела мировой масштаб (де Голль, М. Горбачев, Д. Сахаров и др.).

Главными действующими лицами международных отношений остаются государства. Особое место среди них занимают Великие державы - государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. Обычно выделяют три «измерения», по которым проводится оценка соответствия державы статусу «великой»:

  • мощь державы (её ресурсный потенциал)
  • «пространственное измерение», или «география интересов» (критерий, позволяющий отличить великую державу от региональной)
  • статус (формальное или неформальное признание за государством статуса «великой державы»).

После Второй мировой войны Великими державами формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: Россия (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус Великой державы не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение их реальной роли в международной жизни. Особое положение Великих держав, закрепленное в Уставе ООН, формально объясняется лежащей на них главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям Великие державы наделены особым правом, воплощенным в единогласия принципе этих стран в Совете Безопасности ООН.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Основа всех международных действий государств коренится в их национальных интересах (прежде всего, стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание). Международные отношения — это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы. Баланс сил может принимать различные формы — однополярную, биполярную, трёхполярную, мультиполярную конфигурацию.

Международная политика – это политическая деятельность субъектов международного права (государств, международных организаций), направленная на решение вопросов выживания и прогресса человеческого сообщества, выработки механизмов согласования интересов субъектов мировой политики, предотвращения и разрешения глобальных и региональных конфликтов, создания справедливого порядка в мире и связанная с решением вопросов войны и мира, обеспечения всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней.Она представляет собой ядро международных отношений, является важным фактором мира и стабильности, развития равноправия в системе международных отношений.

В современной политике существует три точки зрения на соотношение внутренней и международной политики.

1) Концепция чикагского политолога Г. Моргентау (США). Сущность международной политики идентична внутренней политике. Обе формы политики воплощают борьбу за господство, а различаются только условиями развития сфер (внутренняя и международная сферы).

2) Концепция австрийского социолога Л. Гумпловича (1833-1909) (Австрия). Внешняя политика определяет внутреннюю. Международная политика подчиняется трем непреложным законам:

1. Между соседними государствами идет непрерывная борьба из-за приграничной линии.

2. Любое государство должно препятствовать усилению соседа и заботиться о политическом равновесии.

3. Внутренняя политика должна быть подчинена целям наращивания военной силы, с помощью которой обеспечиваются ресурсы выживания государства.

3) Концепция марксизма. Внешняя политика определяется внутренней политикой и является продолжением внутриполитических отношений.

В современных условиях возрастает действие таких факторов, как энергетическая и сырьевая проблемы, усиливающийся разрыв в уровне жизни населения развитых и отсталых стран, распространение ядерного оружия, обострение глобальных проблем, рост международного терроризма.

Основой содержания международной политики каждого государства является национальный интерес.

Национальный интерес – это осознание потребностей национального государства и отражение их в деятельности его лидеров.

Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау, который выделил три элемента национального интереса:

1) природа интереса, который должен быть защищен;

2) политическое окружение, в котором действует интерес;

3) рациональная необходимость, ограничивающая выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

По Г. Моргентау, внешняя политика государства должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности – потребности физического выживания. В мире, разделенном на взаимно враждебные блоки, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной идентичности от угрозы разрушительного внешнего вторжения. При этом любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать также интересы других государств; охраняя собственную безопасность – воздерживаться от посягательства на безопасность других государств.

Национальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. В современных условиях национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасностью. Подлинную всеобщую безопасность можно обеспечить лишь путем развития партнерства и сотрудничества.

 

Внешняя политика — это общий курс государства в международных делах. Важнейшим способом осуществления внешней политики является дипломатия. Осуществление внешней политики и дипломатия должны следовать международному праву. Учредители ООН ставили перед собой задачу “создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права” (преамбула Устава ООН). Международное право выполняет координирующую и регулирующую функцию. Также в нем сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств, так что можно говорить об охранительной функции международного права. Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН.

Система международного права состоит из:

  • общепризнанных принципов;
  • норм международного права;
  • решений международных организаций;
  • рекомендательных резолюций международных организаций;
  • решений международных судебных органов;
  • института международного права.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Наиболее значимые нормы международного права называются принципами международного права (принципами международной политики). Нарушение каким-либо государством принципа международного права рассматривается другими государствами как посягательство на международный правопорядок.

Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Общепризнано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.

Принципы международного права:

1) Принцип суверенного равенства государств

Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств а также самостоятельно проводить с вою внешнюю политику. Принцип суверенного равенства государств включает следующие элементы:

  • государства юридически равны;
  • каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • каждое государство обязано уважать правосубъектвность других государств;
  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

2) Принцип неприменения силы и угрозы силой

Согласно Уставу ООН “все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН”. В Уставе ООН перечисляются законные случаи применения силы.

3) Принцип нерушимости государственных границ

Был принят на СБСЕ в 1975. “Государства — участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться от любых посягательств на эти границы”. Содержание принципа можно свести к трем элементам:

  • признание существующих границ;
  • отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем;
  • отказ от любых других посягательств на границы, включая угрозу силой или ее применение;

4) Принцип территориальной целостности государств

В Уставе ООН декларируется, что государство “должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства”. “Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения”. В связи с этим не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения”.

5) Принцип мирного разрешения международных споров

Согласно Уставу ООН “все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир, безопасность и справедливость”.

6) Принцип невмешательства во внутренние дела

В соответствии с Уставом ООН, она не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства”. Это запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на ООН.

7) Принцип всеобщего уважения прав человека

В Уставе ООН обязательства государств по соблюдению прав человека изложены в самой общей форме, и до настоящего времени государства стремятся конкретизировать нормативное содержание принципа всеобщего уважения прав человека. Но непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека по-прежнему остается внутренним делом каждого государства.

8) Принцип самоопределения народов и наций

Принцип декларирует безусловное уважение право каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.

9) Принцип сотрудничества

В соответствии с Уставом ООН государства обязаны “осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера”, а также обязаны “поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры”.

10) Принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Согласно Уставу ООН “все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации”.

 

Все более важными субъектами в становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации. Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами. Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов. Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести: — региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.; — организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР); — организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.; — политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ); — профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ); — демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ); — организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО); — военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС); — профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ); — различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира; — религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК); — Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий; — экологические организации: Гринпис и др. Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся: — ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); — МОТ (Международная Ассоциация Труда); — МВФ (Международный Валютный Фонд); — ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки); — МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии); — ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию); — Международный суд. Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения. Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Организация Объединенных Наций (ООН)

Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 192 стран мира. Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

  • ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.
  • Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
  • ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.
  • В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особогостатуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.
  • В ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках функционального предназначения.
  • ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.
  • Совет безопасности ООН – 10 государств выбираются на 2 года + 5 постоянных (США, Великобритания, Россия, Франция, Китай)

Международный валютный фонд (МВФ)

Межправительственная организация, регулирующая валютно-кредитные отношения между государствами-членами. МВФ оказывает своим членам финансовую помощь при валютных затруднениях, вызванных дефицитом платежного баланса, предоставляя им краткосрочные и среднесрочные кредиты в иностранной валюте. Фонд проводит операции лишь с официальными финансовыми органами государств.

 

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)


Основные направления деятельности МБРР:

  • среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
  • подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
  • финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост-социалистических странах.

Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет. Сам МБРР получает средства главным образом путем заимствований на международных рынках капитала. Высший орган управления - совет управляющих.

 

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Организация Североатлантического договора (НАТО) включает 19 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана целая система механизмов, через которые осуществляется совместная деятельность стран-членов, начиная от согласования политики, проводимой участниками союза на международной арене, и вплоть до подготовки к организации боевых действий в случае войны.

 

Европейский союз (ЕС)


Европейский союз(ЕС) занимает уникальное место среди международных организаций. В рамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран - их постепенное сближение через передачу все более широких полномочий в регулировании общественной жизни на уровень всего объединения (сообщества), которое в возрастающей степени обретает черты целостности и способность к самостоятельному функционированию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Косвенные стороны конфликта | Последствия неограниченной власти и безвластия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.