Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы регулирования природопользования и охраны ОС




По степени значимости в регулировании экологических отношений.

По характеру нормативно-правовых актов.

Делятся на: кодифицированные и не являющиеся таковыми.

В числе источников экологического права достаточно много кодифицированных актов: ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ…

Есть и просто ФЗ: ФЗ «О животном мире», ФЗ «О недрах», они не являются кодифицированными актами, но ничем не уступают кодифицированных (не кодифицированных большинство).

 

Делятся на: основные и вспомогательные.

Основные источники составляют конструкцию действующего экологического законодательства, потому как закрепляют основные принципы, приоритеты природоохранной деятельности, закрепляют правила общего характера, которые распространяются на неопределённый круг лиц.

Здесь в Конституции, ФЗ «Об охране окружающей среде», ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ (природоресурсное законодательство).

Вспомогательные акты, в отличие от основных, носят технико-юридический характер – то есть позволяют правильно применить тот или иной закон или ту или иную норму закону.

ПО количеству вспомогательных актов экологическое право занимает первое место, ведь к ним относятся технические регламенты, санитарные, строительные нормы и правила, государственные стандарты (ГОСТы и ОСТы), санитарное законодательство, гигиенические нормативы… Это всё направлено на охрану здоровья населения и тем самым обеспечивается охрана ОС.

 

В числе источников выделяют нормы, содержащиеся в международно-правовых договорах. Они имеют приоритет преед нормами российского законодательства и занимают особое место.

Неоднозначное отношение к нормам судебной практики. Кто-то считает, что Постановления Президиумов и Пленумов являются источниками, а кто-то – что нет. Но правоприменитель всегда опирается на толкования этих судов (так как экологическое право изобилует пробелами).

 

Для того, чтобы источник стал источником данной отрасли права, он должен соответствовать следующим критериям:

Во-первых, нормативно-правовой акт должен содержать эколого-правовые нормы и иметь объективно выраженную форму – в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом. Причём иметь такую форму, которая прямо определена законом.

И, во-вторых, нормативно-правовой акт должен быть принят в установленной законодательством процессуальной форме правотворчества.

 


Для развития экологического права Конституция имеет важное значение, так как она имеет ведущее место в вопросах собственности на природные ресурсы и уделяет внимание охране прав экологических и интересов лиц.

При анализе Конституции можно выделить 2 группы норм: общего и специального (чисто экологического) характера.

К общим нормам относятся, прежде всего, ст. 1, где говорится, что РФ является федеративным демократическим правовым государством. Особенно актуально то, что «правовым» государством – значит, обеспечивается господство права и тем самым обеспечивается высокий уровень экологического правопорядка в стране.Но эта статья весьма декларативна.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, РФ – это социальное государство, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. А достойная жизнь человека включает в себя не только материальное обеспечение, но и природный компонент, таковая достойная жизнь возможна только в благоприятной окружающей среде.

Ст. 10 Конституции, где закрепляется принцип разделения властей. Это важный принцип т.к. путём закрепления этого принципа каждая из ветвей власти сдерживается друг другом и законодательная вырабатывает законы по экологическому праву, исполнительная – исполняет, судебная – защищает, разбирается…

Специальные. Ст.9 Конституции: земля и другие природные ресурсы используется и охраняется в РФ как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой части закрепляется экологическая функция государства.

Также ст. 9 устанавливает многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы – они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Конституция 1993 года закрепила множество форм собственности на природные ресурсы, тем самым предусмотрев путь развития рыночной экономики (а раньше только в государственной собственности были природные ресурсы).

Отношения собственности регулируются также ст. 36 Конституций, закрепляющей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы.

Предоставляя свободу собственников природных ресурсов, их права некоторым образом ограничиваются: собственникими ими свободно распоряжаются, если это не нарушает интересам других собственников и если это не наносит ущерба окружающей среде (часть 2 статьи 36).

П. 3 ст. 41 говорит об отв-ти соответствующих Дол. Лиц за сокрытие фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

В ст.42 закрепляются эк. права граждан (право на благоприятную окружающую среду, на получение достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением).

Ст. 2 – признание, соблюдение и защита прав граждан является обязанностью государства.

Наряду с экологическими правами Конституция содержит ст. 58 – в ней закрепляются обязанности граждан. Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Это относится ко всем – сказано «каждый», и граждане, и не граждане, и к тем относится, кто использует и негативно влияет на природу.

Ст. 71 и 72 Конституции – в них определяются предметы исключительного ведения и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

К примеру – исключительное ведение: регулирование и защита прав человека и гражданина, в том числе и экологические права; федеральная государственная собственность – в том числе и прав на природные ресурсы; ядерная энергетика, производство ядовитых веществ…

К совместном у ведению: вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природоресурсное законодательство…

Статья 76 Конституции определяет круг полномочий по данному вопросу: субъектов РФ имеют право разрабатывать свои законодательные акты в сфере охраны ОС.

Международные конвенции и прочее является особым источником права. Особенно это актуальны для нас те договоры, в которых мы участвуем. Но в то же время следует относить и общепризнанные принципы и нормы международного права, которые не ратифицированы РФ, но в силу их признания мировым сообществом они являются источником рос. Права.К тому же во многих ФЗ написано: «если в международных законах написано иное – то действуют нормы международного договора».


14.ФЗ «Об охране ОС»: общая характеристика

Принят 10.01. 2002 года, пришёл он на смену закона РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды».Между понятиями природы и ОС много отличий. Природа – это только естественные компоненты, которые произошли без влияния человека. А ОС – это естественные плюс антропогенные компоненты (зданий, памятники, земля, атмосферный воздух – это всё ОС).

Поэтому когда законодатель убрал слова «природную», то получается, что, наверное, и здания тоже надо охранять.Причины, побудившие разработать новый закон.1) Считается, что в законе 1991 года существовало большое количество декларативных положений.2) с принятием в 1993 году Конституции появилась необходимость привести экологическое зак-во в соответствии с нормами Конституции. (появлением множества форм соб-ти, там было право на здоровую и безопасную окружающую среду, а в Конституции – благоприятная).3) Необходимо в законе уточнить компетенцию органов гос. власти, исп. власти.4) После распада СССР стали проводиться различные реформы в стране соц. и экон. характера, что надо было отразить в законе.5) Необходимо было закрепить два таких положения, как: а) процедура оценки воздействия на окружающую среду (это процедура ОВОЗ) и б) процедура экологической экспертизы.

В 1993 году был принят закон, в 1995 году стали говорить, что нуждается в доработки и привлекались учёные, множество вариантов было предложено. Принимали участие Боговлюбов, Бренчук, Дубовик в этих комиссиях, и когда они увидели проект – они были удивлены, так как все их пожелания не были учтены. Новый Закон состоит из 16 глав и 84 статей. В преамбуле говорится, что закон определяет правовые основы гос. политики в сфере охраны ОС.Имеющиеся достоинства ( весьма условны):

1. Зак-ль стремился обеспечить комплексное регулирование в охране ОС. Закон 1991 года по содержанию и значимости был приближен к кодексу, а нынешний от этого далёк.

2. В законе 2002 года закреплены положения, посвящнные процедуре ОВОЗ и экологической экспертизе. Помимо этого, закон содержит положения об эколог. сертификации и об экологическом аудите. Но ни сертификация, ни экологический аудит не получили должного развития; а аудит вообще даётся сугубо понятием.

3. В концепции продолжения идей устойчивого развития в законе появляются положения о необходимости нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (человек должен ограничивать своё потребление природной среды)..

4. Содержание ст. 36 закона говорит, что при проектировании необходимо учитывать наилучшие существующие технологии. При внедрении этих наилучших существующих технологий хозяйствующий субъект может иметь налоговые льготы, а также возможно снижение платы за загрязнение и использование ОС (это – экономические стимулы).

5. Ст. 65, закрепляла положения о проведении гос. экол. контроля – в нём закреплялся принцип разъединения в полномочиях функции использования природных ресурсов и функции контроля. чтобы повысить эффективность контроля, был принцип. Это было достижением 2002 года – но в 2011 году этот принцип убрали.

Мин-во природных ресурсов и экологии – оно и по использованию природных ресурсов, и в его ведении находится служба по контролю.

Недостатки действующего закона:1) множество декларативных положений и норм.2) большое кол-во норм отсылочного характера. 3) не использованы современные средства юр. техники 4) Не регулируются процессуальные отношения 5) Закон изобилует стилистическими погрешностями.

В силу этих дефектов он не может реализовывать свою роль и его нельзя назвать эффективным.


15. Указы Президента и др.

1.НПА Президента РФ как источники ЭП. Основной формой президентского акта - источника ЭП - является нормативный правовой указ Президента РФ.
Пример -Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах», Указ Президента РФ «О гос.стратегии РФ по охране ОС и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию», Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. № 11 «О фед. целевой программе «Мировой океан» и др.

2.НПА Правительства РФ как источники ЭП. Правительство РФ осуществляет испол. власть в стране, на основании и во исполнение Конституции РФ, ФЗ, нормативных указов Президента России, издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение (ст. 115 Конституции РФ). Эти правительственные акты обязательны к исполнению на территории страны. Согласно ст. 23 ФКЗ «О Правительстве РФ», акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений.

Основная задача постановлений Правительства РФ - конкретизировать положения ФЗ или указов Президента РФ. Правительству конституционно предписано, например, обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области экологии, осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью (п. п. «в», «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Пример правительственных актов - источников ЭП - являются, Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 24.01. 1993 г. № 53 «О порядке разработки и распространении ежегодного доклада «О состоянии окружающей природной среды», Постановление Правительства РФ от 29.10 2002 г. № 777 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга ОС (государственного экологического мониторинга)», Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и многие другие. Ведомственные нормативные правовые акты как источники экологического права
3.Министерства, комитеты, службы, надзоры и иные органы фед. Испол. власти в пределах своей компетенции издают общеобязательные НПА, являющиеся источниками ЭП (в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений).
В качестве источников ЭП выступают такие ведомственные НПА, как: Инструкция о порядке проведения государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, утв. Приказами Минприроды России и Госсанэпиднадзора России, Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденные Приказом Госкомэкологии России и др.

4.НПА субъектов РФ как источники ЭП. Нормотворчество субъектов РФ в сфере природоохраны и использования природных ресурсов основано прежде всего на ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которой природопользование, охрана ОС и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (ч. 1, п. «д»), вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (ч. 1, п. «в»), экологическое, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране ОС (ч. 1, п. «к») отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации.
Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.
Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны ОС с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

НПА принимаются субъектами РФ в разных формах: конституции (в субъектах РФ, имеющих статус республик), уставы (в иных субъектах РФ), кодексы, законы и др. Органы исполнительной власти субъектов принимают указы, постановления, распоряжения.
Необходимо также упомянуть, что в соответствии со ст. 78 Конституции РФ, фед. органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

5.НПА ОМСУ как источники ЭП. Статья 12 Конституции РФ содержит принципиальные положения о том, что в России признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий и органы которого не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ст.131 Конституции, местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления соответствующих материальных и финансовых средств.
В Федеральном законе от 10 января 2002 г. (ст. 10) «Об охране ОС» содержится положение о том, что управление в области охраны ОС осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
16.Понятие и функции объектов экологического права

 

В применяемой терминологии есть понятие «природа» и есть «окружающая среда». Окружающая среда – всё, что окружает человека (столы, парты, здания – всё туда тоже входит), она включает в себя все и природные компоненты, и претерпевшие изменения, и материальные и социальные ценности (плюс природные ценности). Законодатель даёт нормальное определение – совокупность созданного человеком и созданного природой.

Природная среда – в идеале это всё, что появилось в природе вне зависимости от человека.

Вообще и человек тоже появился на определённом этапе развития природы и тоже является в каком-то смысле частью природы.

Существует такая точка зрения, что под природными объектами понимается:

Природный объект – это компонент природы (природной среды), имеющий естественное происхождение, находящийся в системе экологической взаимосвязи и выполняющий экологические, экономические, культурно-оздоровительные функции.

Специфические признаки:1) Естественность, независимость происхождения от человека.

2) Системность, софункционирующих друг с другом.3) Приоритетная функция биопродуктивности – каждый компонент выполняет свою функцию. Всё между собой гармонирует, всё циклично и замкнуто.

Человек со своими потребностями ставит себя во главу угла. И мы говорим, что мы создаём благоприятную окружающую среду для самого человека, для того, чтобы продолжать удовлетворять свои потребности. Человек всю природу подстраивает под себя.

Признаки, природные объекты. 1) Естественность происхождения. Лес, посаженный руками человека не будет иметь естественности происхождения, поэтому этот признак уже не определяющий (ведь человек возвращает то, что забирает у природы, сажая лет).Извлекаемый природный объект становится товаром, у него появляются экономические и социальные функции.

Законодатель определяет как природные, антропогенные и природно-антропогенные объекты. Но сейчас сложно назвать хоть какие-то территории нетронутыми человеком – ведь даже если на этих территориях не ведётся хозяйственной деятельности, но кислотные дожди и радиацию никто не отменял.

В ст. 4 ФЗ «Об охране ОС» даётся перечень – ст. «Объекты охраны ОС». В ней делятся все природные объекты на три части в зависимости от функциональности и значимости.

В 1 группу объектов входят так называемые «дифференцированные объекты». Их законодатель разбивает на четыре подгруппы:

1) Всё, что связано с землёй – земли, недрами, почвы.

2) Всё, что связано с водой – поверхностные и подземные воды.

3) Всё, что связано с биоразнообразием – леса, иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.

4) Всё, что связано с атмосферой – атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство.

Во 2группу объектов: естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Лес, земля, почвы

Подгруппа вторая – про воду.(океаны, моря, реки, в том числе малые реки, озёра, каналы, водохранилища, пруды, другие водоёмы, ледники, снега, поверхностные и подземные воды.)

Лес – органическая совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов природной среды.

Закон «Об атмосферном воздухе» следующим образом характеризует:

Атмосферный воздух – это смесь определённых газов в атмосфере, важнейшим из которых является кислород.Воздух в целом – это объект, который используется и охраняется всем человечеством.Озоновый слой атмосферы – это та газовая прослойка, которая важна для всего живого, так как защищает от ультрафиолетового излучения солнца. Это особый объект, международное сотрудничество по нему.Околоземное воздушное пространство – там самолёты летают… Это то, что испытывает от человека негативное влияние.

Животные. ФЗ «О животном мире» говорит, что под животными понимаются все виды животных организмов, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы.Мигрирующие виды животных – они объекты международной охраны.

Все эти объекты, нуждающиеся в первоочередной охране.

 

3 группаэто особо охраняемые территории и объекты, которые представляют природно-заповедный фонд России (они нуждаются в особой охране).

Особо охраняемые территории: это включённые в список всемирного культурного наследия (а в него включены и памятники, и даже Санкт-Петербург как целый город) и список природного наследия.

. Природные ресурсы.

Есть природные объекты, а есть понятие природного ресурса.

Существовала раньше такая трактовка, что ресурс – это источник потребления. Ресурс в широком смысле – это источник потребления природы, экологический, экономический и эстетический источник потребления.В узком смысле природный ресурс – это источник экономического потребления природы.

Поэтому когда мы говорим об охране, то мы подразумеваем охрану природных объектов, а рассуждая о ресурсах, то мы регулируем с помощью права использование природных ресурсов.

Для эффективной охраны нам важно уяснить классификацию ресурсов.

Все ресурсы, используемые человечеством, можно весьма условно подлеть на: исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и не возобновляемые.

Исчерпаемые – земля, недра, животные…

Неисчерпаемые – с позиции сегодняшнего человека то, что не кончится. Солнечная энергия (хотя это относительно, и на солнце есть вспышки), климатические, геотермальные явления.

Возобновляемые – это те же, к которым относятся исчерпаемые. Вода (человек может опреснять морскую воду), животный мир (весьма условно, но можем восстановить), почва (теоретически почва восстановима, но если пройдёт несколько миллионов лет).

Процесс воссоздания и восстановления значительно более длителен, чем процесс потребления.

На взгляд лектора, природный объект и природный ресурс иногда совпадают. Пришли на водоём и просто загораем и купаемся – совпадают. Если ловим рыбу – то рыба будет природным ресурсом. В общем, здесь всё очень сложно.

Лес – объект, компонент природной среды, но в нём можно найти множество ресурсов.

 


17.Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы

 

Рассуждать о собственности достаточно сложно – ибо мы же не можем толком определиться, что есть объект и что есть ресурс.

Объекты (все объекты) являются достоянием государства или всего мира. Поэтому можно говорить о собственности только на природные ресурсы.

Закон «Об охране ОС» не регулирует вопросы собственности, вообще нет там упоминания о собственности.

На сегодняшний день у нас только три природных объекта в исключительной гос. собственности – недра, животный мир и леса.

В отношении соб-ти действует единый принцип разграничения – все природные объекты, которые используются для общегосударственных нужд, будут находиться в исключительной гос. соб-ти (реки и земли для электростанций). Как правило в собственность субъектов РФ, мун. и частную – то как правило передаются не особенно важные (малые реки, закрытые водоёмы, пруды, озёра могут…).

Но у собственника есть ограничения правомочий собственника. Владеть можно спокойно, а вот пользоваться и распоряжаться – если не нарушаешь прав других лиц и если не несёшь вред этому природному ресурсу.

Есть объекты, которые у нас не определены в чёткой границы, они не могут быть в чьей-то собственности – это тот же атмосферной воздух или генетический фонд. Это не значит, что государство не контролирует состояние того же атмосферного воздуха, но это охрана – требования соблюдать надо…

Собств-ть — это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех др лиц.

Как юридический институт - охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам.

Формы собств-сти по КРФ: гос-ная, муниц-ная и частная.

Объекты права собственности: земля и др природные ресурсы: вода, недра, леса и животный мир, природные комплексы.

Субъекты права собственности на природ ресурсы: физические и юридич лица, РФ, субъекты РФ и муниц-ные образования. Права собственника от имени гос-ва осуществляет Правит-во РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные гос органы.

Госуд собственность - доминирующая. КРФ разграничивает право гос собств-сти на федер-ю и региональную. К федеральным природ ресурсам относятся: 1) земельные участки, занятые под хоз объектами федер значения; 2) участки, предоставляемые для нужд обороны и безопасности страны; 3) особо охраняемые территории и курортные лечебно-оздоровительные зоны федер значения; 4) виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и охраняемых международ договорами 5) месторождения полезных ископаемых национального значения; 6) водные объекты, расположенные на терр 2 или более субъектов РФ, а также трансграничные водные объекты; 7) природные ресурсы территор-го моря, континентального шельфа и особой экономич зоны РФ; 8) территории ЗАТО, для кот необходим режим охраны гостайны.

В собственности субъектов РФ м нах-ся водные объекты, акватории кот полностью расположены на территории субъектов РФ. Леса находятся преимущественно в гос собственности. Закон допускает передачу части лесного фонда в собственность субъектов РФ. Недра находятся, в основном, в гос федер собств-ти, явл общенациональным достоянием. По договоренности с субъектами РФ некот месторождения полезных ископаемых, не имеющие общенационального значения, м б переданы в собственность субъектов РФ.

В состав муниц-ной собств-сти м входить земельные участки, горные отводы, водоемы, лесные массивы. Это м б обособленные водные объекты, предназначенные для муниц-ных нужд, особо охраняемые территории местного значения. Управляют муниц собств-стью органы местного самоупр-я.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.