КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследований
Лекция Здоровье - нормальное физическое и психическое состояние человека, или общества в целом, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных состояний в организме, способствующее полноценному функционированию человека в трудовой, бытовой, общественной и других сферах жизнедеятельности. Тема: «Организация родовспоможения и гинекологической помощи в РБ. Роль медсестры в системе охраны материнства и детства. Этика и деонтология. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим. План изложения: 1. Структура, принципы организации акушерско-гинекологической помощи в РБ и перспективы ее развития. 2. Основные законодательно-правовые документы организации работы акушерско-гинекологических и лечебно-профилактических учреждений. 3. Показания к госпитализации и переводу в обсервационное отделение. 4. Правила санитарной обработки роженицы. 5. Роль медицинской сестры в системе охраны материнства и детства. Акушерство – клиническая дисциплина, которая изучает физиологические и патологические процессы, происходящие в организме женщины в связи с зачатием и беременностью, в родах и послеродовом периоде, а также разрабатывает методы родовспоможения, профилактики и лечения осложнений беременности и родов, заболеваний плода и новорожденного. Гинекология – наука о заболеваниях органов половой системы женщины вне беременности, родов, послеродового периода и методах диагностики, лечения и профилактики. (gynes- в широком смысле слова - женщина, Logos – учение, т.е. «Наука о женщине»). В России развитие акушерства началось в VIII веке с началом развития капитализма. Основоположником отечественного акушерства по праву считается М.М. Максимович-Амбодин (1744-1812 г.г.), автор первого фундаментального руководства по акушерству, составленного на русском языке. Гинекология начала развиваться во II-ой половине XIX века, чему способствовало создание научных школ- клиник. Основоположником научной гинекологии в России считается В.Ф. Снегирев (1874-1916) – основатель первой московской гинекологической клиники. Талантливыми профессорами по акушерству и гинекологии в последние 50 лет были выдающиеся белорусские ученые: Л.С. Персианинов (1908-1978 г.г.), впервые внедрил метод электроанелгезии при обезболивании родов и применил физиопсихоподготовку беременных к родам; И.М. Старовойтов изобрел метод метрейриза в родах для раскрытия шейки матки; И.С. Легенченко предложил методику оживления новорожденных. В настоящее время ведущим ученым является Г.И. Герасимович. Он предложил методы лечения опухолей ж.п.о., а также внедрил в практику пластические операции на женских половых органах.
Охрана материнства и детства во всем мире считается приоритетным направлением медицины. Вся деятельность родовспомогательной службы направлена на профилактику материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Материнская смертность (МС) в РБ остается относительно большой в сравнении с высокоразвитыми странами и более низкой, чем во всех других странах СНГ. Перинатальная смертность (ПС) последние годы составляет 5-12 % и находится на уровне ПС развитых стран мира. Обеспеченность медицинскими кадрами и разработка новых программ по репродуктивному здоровью женщин – важнейшие задачи, направленные на снижение МС и ПС в этих регионах. Перинатальная охрана плода и новорожденного – это система мероприятий по анте - и интронатальной охране плода и организации медицинской помощи новорожденным, направленных на снижение перинатальной заболеваемости и смертности, улучшение здоровья новорожденных детей. На ранних этапах развития перинатологии акушеры начали сопоставлять состояние новорожденных с исходным состоянием матери. Возникло представление о группах риска беременных, у которых могли ожидать осложнений как во время гестации, так и в процессе родов. Степень риска устанавливается по наличию различных вредных факторов, неблагоприятно влияющих на течение беременности и родов, развитие плода и здоровье новорожденного ребенка.
Факторы перинатального риска: I. Социально-биологические -возраст матери -возраст отца -профессиональные вредности -вредные привычки -массо-ростовые показатели матерей -явка в Ж/К после 20 недель беременности -экологическое неблагополучие района проживания
II. Акушерско-гинекологический анамне з -паритет родов -неоднократные или осложненные аборты -преждевременные роды -мертворождение -смерть в неонатальном периоде -аномалия развития у детей -неврологические нарушения у детей -вес доношенных детей до 2500г и 4000г и более -бесплодие -рубец на матке -опухоли матки и яичников -истмико-цервикальная недостаточность -пороки развития матки
III. Эктрагенитальные заболевания -сердечно-сосудистые -заболевания мочевыделительных путей -эндокринопатия -болезни крови -болезни печени, легких -заболевания соединительных тканей -острые и хронические инфекции -нарушение гемостаза
IV. Осложнения беременности -рвота беременных -угроза прерывания беременности -кровотечения в I и II половине беременности -ОПГ-гестоз -маловодие, многоводие -плацентарная недостаточность -многоплодие -анемия -RH- и AB0 – изосенсибилизация -обострение вирусной инфекции -анатомически узкий таз -неправильное положение плода -переношенная беременность -индуцированная беременность
V. Состояние плода -задержка внутриутробного развития -хроническая гипоксия -аномалии развития -гемолитическая болезнь
По наличию неблагоприятных факторов перинатального риска выделяют группы женщин с низким, средним и высоким риском. I. Группа низкого риска ( не более 1-2 вредных факторов) - практически здоровы, опасности для развития плода нет. II. Группа среднего риска ( не более 3-6 факторов) - экстрагенитальная и генитальная патология, ведущая к различным осложнениям беременности. III. Группа высокого риска (более 6 вредных факторов) - необходимо решить вопрос о целесообразности пролонгирования беременности. При сохранении беременности, составляется индивидуальный план наблюдения с использованием современных методов обследования матери и плода и их лечения. Перинатальную охрану плода и новорожденного осуществляет Ж/К, а также специализированные акушерские стационары и отделения патологии беременных родильных домов, санатории для беременных, терапевтические общие и специализированные стационары, диспансеры, поликлиники для взрослых и детей.
Важными задачами в организации ПОП и Н являются: 1. Взятие беременных женщин под наблюдение Ж/К в ранние сроки беременности (до 12 недель беременности), своевременное выявление женщин, у которых высока вероятность гибели или повреждения плода во время беременности и родов. 2. Оздоровление беременных, улучшение условий их труда и быта, соблюдение санитарно-гигиенических требований, режима питания, отдыха, борьба с вредными привычками. 3. Отбор и направление беременных в различные стационары для госпитализации в профилактических и лечебных целях. 4. Развитие специализированной акушерско-гинекологической помощи, создание перинатального центра. 5. Улучшение преемственности в работе акушеров-гинекологов, терапевтов, педиатров. 6. Профилактика гинекологических заболеваний, правильное сексуальное воспитание молодежи. 7. Создание центров планирования семьи. 8. Повышение квалификации и обмен опытом врачей Ж/К, стационарной акушерской помощи, терапевтов, неонатологов, анестезиологов и других специалистов.
Основные учреждения здравоохранения, оказывающие акушерско-гинекологическую помощь. 1) Ж/К, которая может быть структурным подразделением роддома, поликлиники или амбулатории. 2) Объединенный роддом (общего профиля и специализированный по определенному виду патологии беременных) 3) Акушерско-гинекологические отделения городских, областных, районных, участковых и других больниц. Акушерско-гинекологическая помощь женщинам может оказываться в учреждениях непредусмотренных номенклатурой: -дома отдыха для беременных, матери и ребенка -акушерско-гинекологические отделения и Ж/К ведомственных больниц -медико-генетические консультации -консультации «Брак и семья» -коммерческие медицинские структуры
Акушерско-гинекологическая помощь в сельской местности. I этап - на сельском врачебном участке,который включает ФАП, кабинет по акушерству и гинекологии в участковой больнице или в самостоятельной врачебной амбулатории. II этап - в районных учреждениях: районный роддом, ЦРБ включает: Ж/К, акушерско-гинекологические отделения. III этап – в областных и республиканских учреждениях: областной роддом, акушерско-гинекологическое отделение областной больницы, городской роддом областного центра, республиканские консультативные центры, НИИ ОМД, кафедры акушерства и гинекологии БЕЛМАПО и медицинских вузов.
Женская консультация.
Является самостоятельным подразделением родильного дома, поликлиники, или медико-санитарной части, оказывающим все виды амбулаторной акушерско-гинекологической помощи населению. Задачи Ж/К: 1) проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний; 2) оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи – в рамках этой помощи имеют место быть кабинеты невынашивания беременности, при иммунноконфликтной беременности, эндокринных расстройствах, бесплодии, по вопросам контрацепции, гинекологии детей и подростков, медико-генетическому консультированию, сексопатологии, кабинеты патологии шейки матки; 3) осуществление мероприятий по планированию семьи и профилактике абортов; 4) внедрение в практику работы современных методов диагностики и лечения акушерской и гинекологической патологии; 5) проведение санитарно-просветительной работы; 6) оказание женщинам социально-правовой помощи; 7) совершенствование организационных форм и методов работы Ж/К, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-диагностического процесса. 8) обеспечение преемственности и взаимодействия в обследовании и лечении беременных, родильниц, гинекологических больных между Ж/К и другими лечебно-профилактическими учреждениями.
Работа Ж/К строится по территориально-участковому принципу: 1 акушерский участок территории включает 2 терапевтических участка с числом жителей женского пола 4000-4500, в том числе > 15 лет - 3000- 3500, а детородного возраста – 2100. Выполнение работы в Ж/К отражается в специальных формах учетной и отчетной документации. При проведении всеобщей диспансеризации женского населения основными положениями являются: - ежегодный медицинский осмотр всего женского населения с проведением в установленном объеме лабораторных и инструментальных исследований; - дообследование нуждающихся в лечении, других современных методах диагностики; - выявление факторов риска, которые способствуют возникновению и развитию заболеваний; - выявление заболеваний на ранних стадиях; - определение и индивидуальная оценка состояния здоровья; - разработка и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий и наблюдение за состоянием здоровья женщин в динамике.
Стационарная акушерско-гинекологическая помощь. Стационар роддома, акушерского и гинекологического отделения больницы предназначены для оказания квалифицированной медпомощи женщинам во время беременности, родов и послеродовом периоде, гинекологическим больным, а также для обеспечения квалифицированной медицинской помощи и ухода за недоношенными новорожденными. Роддом оказывает помощь по территориальному принципу, но первая и неотложная помощь оказывается всем беременным и роженицам независимо от места жительства и ведомственной подчиненности учреждений. Стационар роддома включает помещения приемно-смотровые и для выписки, отделения родовое, послеродовое, патологии беременных, обсервационное, гинекологическое, новорожденных. Родильные гинекологические отделения рекомендуется размещать в разных корпусах. Приемно-смотровые помещения акушерского и гинекологического отделений должны быть раздельными. В них есть комната-фильтр и смотровые комнаты, откуда после санитарной обработки женщина поступает в соответствующее отделение. Родовое отделение имеет предродовые палаты с 12 % расчетного числа коек послеродового физиологического отделения, палаты интенсивной терапии и родовые палаты, в которых должно быть 8 % расчетного количества как послеродового физиологического отделения, операционную и смотровые палаты. В послеродовом физиологическом отделении должно быть 50-55 % расчетного количества коек акушерских отделений родильного дома. Отделение патологии больных должно иметь не < 30 % расчетного количества акушерских коек, а обсервационное – 20-25 %. Общее количество коек отделения новорожденных в родильных домах составляет 105-107 % расчетного количества коек послеродового отделения. Количество коек для новорожденных обсервационного отделения соответствует количеству послеродовых коек и должно составлять не < 20 % общего числа акушерских коек в стационаре. В обсервационном отделении должен быть изолятор на 1-3 койки, куда поступают дети при родах вне лечебного учреждения, при переводах. Гинекологические отделения должны иметь койки 3-х профилей – для оперативного, консервативного лечения гинекологических больных и искусственного прерывания беременности. Среди специализированных акушерских учреждений для женщинc экстрагенитальной патологией основное место принадлежит стационарам для больных с патологией сердечно-сосудистой системы, почек, эндокринных органов, (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), а также для женщин с различными инфекционными заболеваниями (туберкулез, сифилис, СПИД, вирусные заболевания и др.). В отдельных регионах организуют стационарную специализированную помощь беременным и роженицам с иммунологически-конфликтной беременностью. В них проводятся лечение и профилактика гемолитической болезни плода и новорожденного. Для беременных и рожениц с явно выраженной гнойно-септической инфекцией в крупных городах РБ создаются специализированные акушерские стационары (обсервационный роддом). Кроме того, организуются специализированные стационары для женщин с послеродовыми и послеабортными гнойно-септическими заболеваниями. В эти стационары (отделения) переводят женщин из обычного акушерского стационара сразу же после установления диагноза с учетом транспортабельности больной.
Гнойно-септические заболевания. Это заболевания, наступившие в результате инфицирования родовых путей, а также септические процессы, возникшие во время беременности, родов и получившие дальнейшее развитие в послеродовом периоде. Для профилактики гнойно-септических заболеваний беременных, рожениц, родильниц и новорожденных должны соблюдаться: 1) общие положения по организации и проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в акушерских стационарах; 2) правила бактериологического контроля за эффективностью санитарно-гигиенических мероприятий и бактериологического обследования на выявление носителей инфекции; 3) правила приема и перевода в различные отделения родильного стационара и детских больниц; 4) соотношение отделений стационара, комнат для хранения грудного молока 5) правила обработки белья, транспорта, инструментария, перевязочного материала, рук и перчаток; 6) принципы а/б терапии; 7) рекомендации по диагностике и профилактике сальмонеллеза, внутрибольничных инфекций; 8) правила личной гигиены и гигиены послеродового периода; 9) оздоровление женщин до наступления беременности, поддержание иммунитета на должном уровне.
Работа акушерских стационаров регламентирована приказом № 178 МЗРБ от 21.12.1995г. «О профилактике внутрибольничных гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных и родильниц».
В рамках эпиднадзора осуществляется: 1.1 Лица, поступающие на работу в роддом, проходят полный медицинский осмотр с бактериологическим обследованием 2 раза в год на золотистый стафилококк. 1.2 Ежедневно перед работой надевают чистую одежду. При наличии инфекции – отстраняются от работы. 1.3 Имеют сменную обувь, одежду, индивидуальный шкаф с чистым халатом. 1.4 В родзале и операционной работают в масках, сменяемых каждые 3-4 часа 2.1 Акушерский стационар 2 раз в год закрывается для проведения плановой дезинфекции с косметическим ремонтом помещений и с последующим бакконтролем. 2.2 Проводят текущую(3 раза в день) и генеральную уборку всех помещений (приемно-смотровых помещений) родблока через сутки. 2.3 Необходимо строго соблюдать цикличность заполнения палат, проводить смену белья в послеродовых отделениях ежедневно.
При приеме беременных и рожениц. 1. Полная частичная санобработка. 2. При приеме обследованных – только в физиологическое отделение с исключением инфекционных заболеваний. 3. Полное переодевание в стерильные халаты и рубашки.
Дезинфекция объектов внешней среды, медицинских изделий, предстерилизационная очистка и стерилизация проводятся согласно приказу № 165 МЗРБ от 25.11.2002г. «О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения»; приказу № 66 МЗРБ от 20.04.1993г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в РБ».
Рабочее место сестры. Этика и деонтология. В акушерско-гинекологических учреждениях труд медсестры находит широкое применение. В Ж/К на приеме с врачом, в процедурном кабинете, в гинекологическом отделении – на посту, в операционной - анестезистка, оперсестра; в роддоме в отделении новорожденных, реанимации и родблоке - анестезистка. Физиокабинет, молочная комната, операционный блок, отделение новорожденных, отделение реанимации – рабочее место медсестры. Вопросы медицинской деонтологии. Роль медсестры очень важна. При лечении женщин с гинекологическими заболеваниями возникает множество проблем интимно-сексуального характера, психологического, социального и этнического характера. Совершенно естественно проявление стыдливости при обследовании и к этому относиться нужно с должным уважением, тактичностью, осторожностью при беседе. При зачатии возникают опасения за судьбу будущего ребенка: будет ли он здоров; тревога связана и с предстоящими родами. Особенно сложные психологические переживания при беременности от внебрачной связи (проблема воспитания ребенка без отца). Особое внимание работников Ж/К, родблока. В нашей стране разработаны психопрофилактические приемы по профилактике родовых болей. Для этого читают лекции, показывают гимнастические упражнения. Медсестра должна вселять в больного веру в благополучный исход, четко и правильно выполнять назначения врача, должна быть ответственна за документацию, не имеет право сообщать результаты анализов, родственникам по телефону исход неблагоприятных родов, недопустимы переговоры на посторонние темы.
2.. Основные виды ФР.
1. Спорт для всех - тренировки по видам спорта с оздоровительной направленностью (цель – укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических, двигательных и психических качеств занимающихся). – Циклические виды спорта – плавание, л/а, лыжный спорт, велоспорт, аэробика, ходьба, бег и т.д. – Ациклические виды спорта – спортивные игры – футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, армрестлинг, восточные единоборства и т.д. Но отличие от спортивной направленности - умеренная физическая нагрузка. Помимо тренировок планируется участие в соревнованиях – спартакиадах, первенствах, матчах, кубках, турнирах, мемориалах и т.д. Используются упрощенные правила тренировочных и соревновательных форм, индивидуализация и комплексное применение приемов техники в учебно-тренировочных и соревновательных занятиях. 2. Активный отдых – цель восстановление физических и духовных сил, расширение социальной активности, гармонизация физического и духовного развития личности, развитие тех задатков и способностей человека, которые связаны с профессиональной деятельностью. (Подвижные игры, состязания, развлечения, спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия (дни спорта, спортивные праздники, фестивали, спортландии), туризм (турпоходы, турслеты, экскурсии, туры). 3. Рекреационно-оздоровительные системы (Шейпинг, аэробика, пилатес, К.Купера, П.Иванова, Н.Амосова, А.Стрельниковой, М. Гриненко, «Тримминг-130». Эти системы представляют собой научно обоснованный набор физических упражнений и природно-гигиенических факторов, различных по своей функциональной, физиологической и психической направленности, роду двигательной деятельности, формам применения, воздействию на организм. Спецификой методики их применения является направленное формирование общей и специальной выносливости, воздействие на определенные функциональные системы организма, активизация его резервных возможностей, работа в аэробном и анаэробных режимах, сочетание двигательных и закаливающих действий. Виды ФР взаимодополняют друг друга, представляют собой различные стороны единого оздоровительно-рекреативного процесса, оптимизацию жизненно важных свойств и качеств человека.
3. Отличительные особенности физической рекреации.
1. Прямо или косвенно основывается на двигательной активности; 2. Использует физические упражнения в качестве главных средств; 3. Осуществляется в свободное или специально выделенное время; 4. Предполагает культурно-ценностное отношение к досугу; 5. Способствует интеллектуальному, эмоциональному и физическому развитию и имеет необходимое для этого содержание; 6. Осуществляется добровольно 7. Оказывает оптимизирующее влияние на физическое, психическое и духовное самочувствие человека 8. Способствует пропаганде и распространению здорового образа жизни (включает образовательно-воспитательные компоненты); 9. Носит, преимущественно, развлекательный характер; 10. Характеризуется наличием определенных рекреационных услуг, 11. Осуществляется, в основном, в природных условиях; 12. Имеет собственную научно-методическую базу.
Общими результатами ФР являются: 1. Оптимальное физическое состояние 2. Общая физическая подготовленность – определенный объем двигательных умений и навыков, физических качеств и функциональных возможностей организма человека, необходимых для успешного процесса жизнедеятельности. 3. Физическая готовность – необходимый объем оптимально развитых двигательных умений и навыков, физических качеств и функциональных возможностей организма человека, обеспечивающих успешное выполнение отдельных физических упражнений, игровых и соревновательных видов деятельности. 4. Здоровье – нормальное физическое и психическое состояние человека, или общества в целом, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных состояний в организме, способствующее полноценному функционированию человека в трудовой, бытовой, общественной и других сферах жизнедеятельности. 5. Рационализация досугового времяпрепровождения, отвлечение от вредных привычек. 6. Оптимизация и рационализация двигательного режима в соответствии с социально-демографическими, биологическими особенностями различных категорий людей.
4. Структура ФР.
Структура ФР представлена в таблице. Состоит из 4-х блоков. 1. Виды и формы ФР (что сюда входит, показано в таблице). 2. Средства ФР (представлены и расшифрованы подробно). 3. Методы ФР (также представлены в таблице). 4. Объекты ФР (в таблице).
Тема: СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ.
План:
1. Расспрос пациента. Значение и методика проведения расспроса. Общие данные о пациенте. 2. Жалобы. Расспрос по системам. 3. Анамнез данного заболевания. 4. Анамнез жизни: детство (место рождения, условия вскармливания в грудном возрасте, как развивался и учился в школе, материально-бытовые условия жизни семьи); профессиональный анамнез (какое окончил учебное заведение, полученная профессия, особенности трудовой деятельности – профессиональные вредности, физическое перенапряжение, длительные командировки, ночные смены, стрессовые и конфликтные ситуации). Материально-бытовые условия в настоящее время. Семейное положение. Вредные привычки. Перенесенные заболевания, интоксикации, травмы, операции. Наследственность. Аллергологический анамнез. Для правильной постановки диагноза необходимо иметь наиболее полную и подробную информацию о состоянии здоровья пациента. Такие сведения можно получить при обследовании пациента. Различают: субъективный метод обследования (расспрос пациента) и объективные методы обследования (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, лабораторные и инструментальные методы). Субъективный метод обследования (расспрос пациента). Субъективным методом обследования является расспрос пациента. Медицинская сестра должна хорошо усвоить методику его проведения. Этому умению надо учиться. Если пациенту дать возможность самому рассказывать о болезни и жизни, то он может опустить важную информацию, а детально остановиться на второстепенных обстоятельствах. Некоторым пациентам бывает трудно рассказать о своих вредных привычках, перенесенных в прошлом венерических заболеваниях. Надо расположить к себе пациента, вступить с ним в доверительные отношения и начинать расспрос путем последовательной постановки вопросов по определенной схеме. Схема эта включает в себя следующие разделы: · общие сведения о пациенте; · жалобы пациента; · анамнез (история) заболевания; · анамнез жизни пациента. Общие сведения о пациенте. Эта часть расспроса включает следующие сведения о пациенте: - фамилия, имя и отчество; - возраст (дата рождения и количество полных лет). Пожилой возраст пациента, особенно если человек выглядит старше своих лет, позволяет заподозрить у него наличие атеросклероза, артериальной гипертензии. Знать возраст необходимо также для расчета дозы препаратов при проведении медикаментозной терапии. - местожительство пациента (например, проживание в загазованных, экологически неблагоприятных районах повышает риск развития онкозаболеваний, в местности с недостатком йода – эндемического зоба); - образование, профессия, место работы и должность. Зная профессию и условия труда пациента, можно выяснить причины и условия, способствующие заболеванию (например, возможность интоксикации, переохлаждения); - семейное положение. Жалобы пациента. Выясняют жалобы пациента на момент обращения в амбулаторное учреждение или поступления в стационар. Анализ жалоб предусматривает выделение основных и дополнительных. Вначале выясняют основные жалобы, тщательно детализируя их по схеме, включающей ее характеристику, локализацию и иррадиацию (для боли), время и причины появления, после каких процедур она уменьшается или исчезает. Например, если пациент жалуется на боли в сердце, надо выяснить характер болей (давящие, колющие, ноющие и т.д.), их локализацию (за грудиной, в области верхушки сердца, разлитые боли в левой половине грудной клетки), возможную иррадиацию (боли могут иррадиировать в левую руку, плечо, спину и т.д.), условия возникновения болей (в покое или при физической нагрузке), чем боли купируются (проходят самостоятельно после отдыха или необходимо принять под язык Нитроглицерин). Если пациент жалуется на боль в животе, необходимо выяснить характер боли (острая приступообразная или постоянная тупая, ноющая), локализацию (в области эпигастрия, области правого подреберья, внизу живота), возникает ли она натощак или после приема пищи (если после еды, то через какое время), купируется приемом пищи или, наоборот, усиливается после еды. Детализация основных жалоб помогает связать их наличие с поражением определенных органов и систем организма. Бывают жалобы, характерные для многих заболеваний: кашель, головная боль, слабость, повышение температуры тела, снижение аппетита и другие, а бывают специфические жалобы, позволяющие сразу заподозрить какое-либо конкретное заболевание. После того как пациент подробно опишет основные жалобы, выясняются дополнительные. Выявляются эти жалобы по системам. Это связано с тем, что некоторые больные, имея хронические заболевания, привыкают к определенным жалобам (например, кашель при хроническом бронхите) и не указывают на них. Зная перечень симптомов, возникающих при поражении каждой системы организма, спрашивают о них у пациента. Судить о состоянии дыхательной системы можно по наличию или отсутствию кашля, кровохарканья, болей в грудной клетке при дыхании, одышки. Состояние сердечно-сосудистой системы характеризует наличие или отсутствие болей в области сердца, сердцебиения, отеков ног, головокружения. При поражении пищеварительной системы может изменяться аппетит, нарушаться глотание, беспокоить тошнота, рвота, боль в животе, нарушения стула и т. д. В разговоре с пациентом надо учитывать его образовательный уровень и стараться избегать употребления непонятных для него медицинских терминов.
Анамнез (история) заболевания. Это важная часть расспроса, так как с ней связывается представление обо всех этапах развития заболевания. При сборе анамнеза заболевания необходимо получить ответы на следующие вопросы · когда началось заболевание (считает себя больным с...) · как оно началось (с чем связывает начало болезни, каким было начало - острым или постепенным, какие были симптомы, что тогда предпринял) · как протекало заболевание (ухудшилось, без перемен, появились новые признаки болезни и т.д.) · обращался ли пациент за медицинской помощью (куда, когда) · какое проводилось обследование и лечение, какова эффективность лечения · о последнем ухудшении (при длительном течении заболевания), по поводу которого пациент обратился за помощью. Интересует время ухудшения, в чем оно выразилось, чем пытался помочь себе, причина обращения. История настоящего заболевания должна отражать развитие болезни от ее начала до настоящего момента. Необходимо выяснить общее состояние здоровья пациента перед возникновением болезни и постараться установить причины, ее вызвавшие.
Анамнез жизни пациента - это медицинская биография пациента по основным периодам его жизни. 1) Общебиографические сведения · место рождения — это может навести на мысль о заболевании, распространенном в данной местности (эндемический зоб) · каким по счету ребенком в семье был обследуемый · условия вскармливания в грудном возрасте (больше относится к сбору анамнеза жизни ребенка – информацию необходимо получить у родителей) · когда начал ходить и говорить, общее состояние здоровья и развития · время наступления половой зрелости · у мужчин узнать о службе в армии, и если не служил, то какое заболевание явилось причиной · у женщин число беременностей, родов, их течение · где учился, начало трудовой деятельности 2) жилищно-бытовые условия · отдельная квартира или общежитие, деревянный дом, условия проживания (наличие сырости и т.д.) · семейное положение (сколько человек в семье, состояние их здоровья, материальная обеспеченность) 3) перенесенные заболевания · обязательно специально уточняют, болел ли туберкулезом, болезнью Боткина, венерическими заболеваниями · уточняют особенности течения перенесенных заболеваний, наличие осложнений · был ли контакт с инфекционными больными · были ли операции, когда и какие, проводились ли переливания крови (риск заражения вирусным гепатитом) 4) вредные привычки · курение (с какого возраста, количество сигарет в день). Это фактор риска в развитии заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы · употребление алкоголя (как часто, какие именно напитки, в каком количестве). · чрезмерное увлечение кофе и др. возбуждающими напитками 5) экспертно-трудовой анамнез · кем и где работает · характер и условия труда · наличие профессиональных вредностей (пыль – бронхиальная астма, пневмокониозы, вибрация - вибрационная болезнь), физическое перенапряжение, длительные командировки, ночные смены, стрессовые и конфликтные ситуации · число дней временной нетрудоспособности и количество случаев за год 6) наследственный анамнез · сведения о состоянии здоровья родителей и ближайших родственников. Это важно, так как некоторые болезни встречаются у близких родственников (например, сахарный диабет, артериальная гипертензия, бронхиальная астма и др.) и предрасположенность к ним может передаваться по наследству. 7)аллергологический анамнез Получают сведения о непереносимости лекарственных средств, продуктов питания (тошнота, рвота, зудящая сыпь, потеря сознания), пыли, запахов растений (слезотечение, чихание, насморк). Уточняют, на какие именно вещества была аллергическая реакция, и чем она проявлялась. Спрашивают, не было ли экссудативного диатеза в детстве.
первичная направлена на соблюдение ЗОЖ, исключение вредных привычек. Соблюдать требования 1) Общий осмотр – печеночные стигмы (знаки) 2) пальпация печени, селезёнки - увеличение, болезненность 3) ОАК - ускорение СОЭ 4) БАК- увеличение билирубина, АлАТ, АсАТ, щелочной фосфатазы, ЛДГ, диспротеинемия, снижение общего белка, протромбина 5) УЗИ печени, органов брюшной полости 6.) ФГДС 7). Радиоизотопное исследование – диффузное снижение изотопа в печени и «сканирующая» селезёнка. 8) Лапароскопия и биопсия печени. 9) Компьютерная томография.
Прогноз зависит от стабильности процесса продолжающейся активного или переходящего в цирроз 30-50% всех случаев в хронические.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |