Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление. Творческие успехи художников связаны в большей или меньшей степени с хорошей зрительной памятью, с умением изображать по представлению

Воля

Творческие успехи художников связаны в большей или меньшей степени с хорошей зрительной памятью, с умением изображать по представлению. Очень много тренировал и развивал свою зрительную память выдающийся русский художник В. А. Серов. Еще в раннем детстве, когда он начал заниматься рисованием, он любил рисовать по памяти. Этого требовал от него впоследствии и его учитель И. Е. Репин. Изумительной зрительной памятью обладал И. К. Айвазовский. Исключительно была развита зрительная память у русских пейзажистов Ф. А. Васильева, И. И. Левитана. И. И. Левитан говорил, что «пейзажисту необходимо развивать зрительную память и наблюдательность, может быть, больше, чем кому-либо другому. Без зрительной памяти нельзя написать картины даже с этюда.

Память

Чувства

Чувства среди многообразия сил творчества занимают особое место как силы репродуктивные, с помощью которых человек имеет связь с внешним миром и отражает его в своем сознании. Чувства на основе восприятий, ощущений, памяти, а также мышления и др. позволяют человеку иметь запас впечатлений от жизни и на этой основе осуществлять разные виды деятельности, в том числе и труд, высшей формой которого является творчество. Каждый человек ощущает, воспринимает окружающий мир, чувствует его. Но художник чувствует гораздо острее и глубже, что позволяет ему замечать многое из того, мимо чего обычный человек проходит равнодушно, вбирать больше впечатлений от наблюдений, от услышанного, прочитанного и оставлять их в памяти более ярким, запоминающимся. Это очень важно для создания произведений искусства, которые в своем содержании несут всегда эстетическое, чувственное отношение художника к действительности.

Эмоциональные переживания как одна из сил творчества важны для художника не только потому, что они окрашивают более ярко впечатления от жизни, которые впитывает в себя художник. Они имеют еще огромное значение и для развития художника как личности, для формирования его мировоззрения, так как определенное чувственное отношение художника к различным явлениям в природе, обществе становится нередко постоянным эмоциональным содержанием духовного мира и творчества художника, например презрение к мещанству или любовь к природе, к Родине. Очень важно также то, что эти и другие известные чувства у различных художников индивидуальны, неповторимы.

Работа чувств художника позволяет ему так чутко и взволнованно воспринимать, ощущать и познавать жизнь, что он способен делать открытия, ценные своей объективной значимостью, в которых находит отражение новое поэтическое «зерно», «изюминка», подмеченная им в жизни

Таким образом, чувства как репродуктивные, отражающие мир силы творчества одновременно и помогают выявить в жизни, и показать в искусстве через индивидуальное существенное, и поэтизируют образы действительности.

Через общение с художественными произведениями люди обогащают свой внутренний мир. Это означает, что художник способен сделать людей более прекрасными своим искусством, одухотворить их лучшими помыслами. Значит, его творчество становится средоточием духовной жизни, источником ее обогащения, приобретает социальную значимость.

 

 

Память, так же как и чувства, выступает репродуктивной силой художественного творчества. Поскольку память представляет собой один из важнейших психических процессов — процесс отражения прошлого опыта человека, т. е. запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прежнего опыта, то становится совершенно ясным, что без участия памяти невозможно познание действительности, в том числе и художественное. Человек не может обойтись, в жизни вообще и в процессе любой деятельности в частности, только теми впечатлениями, которые он получает от жизни в данный момент. Он должен использовать опыт прошлых восприятий, ощущений и результаты работы мышления по анализу материалов впечатлений. Прошлый опыт может быть сохранен только благодаря памяти. Для успешного протекания творческих процессов художнику также необходимо иметь запасы жизненных впечатлений в памяти, в том числе зрительных, слуховых, эмоциональных. Благодаря запасам информации в памяти художник в период творческой работы во многом, а иногда и полностью может обходиться без натурного объекта изображения.

Образ этого объекта, основные его характеристики, пространственные положения, характер движения и др. он хранит в памяти.

Но обходиться без натуры художник может лишь тогда, когда его память имеет значительные запасы жизненных впечатлений. И степень плодотворности деятельности художника зависит от объема и содержания материалов жизненного опыта, отложенных в памяти. Поэтому очень важно насыщать и обогащать память жизненными впечатлениями. Для этого нужно постоянно, целенаправленно, с точки зрения художника, наблюдать окружающую жизнь, стремиться осмыслить увиденное и услышанное. И конечно, обязательно все это нужно «пропускать» через свои чувства и тем самым в памяти запечатлевать свое эмоциональное отношение к воспринятому. На основе восприятия и определенного осмысления реальной действительности в памяти возникают представления, которые физиологически представляют собой нервные следы в коре головного мозга, оставшиеся после восприятия и оживляющиеся впоследствии. Изобразительное творчество немыслимо без использования образов памяти. Совокупность представлений и зрительных впечатлений, получаемых непосредственно в процессе работы с натуры, создает полноценные образы, пригодные для воплощения их в художественном произведении. Художник должен уметь рисовать, писать, лепить и т. д. по памяти и по представлению, «от себя» так же хорошо, как он хорошо работает с натуры. А чтобы память была богатой, художник должен ее постоянно развивать, тренировать. Художнику нужно, в частности, развивать зрительную память — больше наблюдать и рисовать, причем не только с натуры, но и по памяти.

От качества памяти, от запасов жизненных впечатлений во многом зависят и результаты работы образного мышления, творческого воображения, творческой интуиции.

 

Воля, один из важнейших психических процессов применительно к творчеству, выступает как большая эффективная сила творчества. Через труд как один из основных видов деятельности осуществляется творчество. Но эффективность труда во многом зависит от проявления волевых усилий..

Воля с точки зрения психологии представляет собой психический процесс сознательного регулирования личностью своих действий, поступков, проявляющегося в умении преодолевать трудности при достижении цели. Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или, наоборот, на устранение какого-либо действия; она присуща только человеку. Воля характеризуется определенными свойствами: целеустремленностью, самостоятельностью, решительностью, настойчивостью, выдержкой и самообладанием. Проявление волевых свойств, волевых усилий, безусловно, связано с такими психическими процессами, как мышление, ощущение, память, воображение. Хорошо об этом сказал К. С. Станиславский: «… творчество есть прежде всего — полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение».

Воля имеет огромное значение в творческих процессах, в создании произведений искусства. Все этапы творческого процесса требуют от художника волевой собранности. Достижение художником высокого уровня мастерства, результатов творчества связано прежде всего с тем, что вся эта деятельность представляет собой огромный, тяжелый и целенаправленный труд через множество проб и ошибок. Проявление волевых усилий связано с мировоззрением художника, с его нравственным обликом, с направленностью личности. Таким образом, воля выступает огромной силой в активизации творчества, в достижении высоких результатов, в формировании художника как личности.

 

 

Мышление, как одна из сил творчества, играет главную роль в анализе, осмыслении материала действительности, отражаемого с помощью ощущений, восприятий, чувств и запечатляемого посредством памяти, с целью создания художественного произведения, так как глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющегося высшим познавательным процессом, направленным на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Функции мышления в творческом процессе художника, как уже отмечалось в предыдущих главах, проявляются на всех ступенях диалектического познания, начиная от живого созерцания действительности и кончая авторедактированием произведения.

Мышление художника отличается творческим характером, оно работает во взаимодействии с творческим воображением и в соответствии с особенностями, спецификой искусства. В изобразительном творчестве, где специфика практической деятельности художника связана с созданием наглядных образов на плоскости, характер мышления определяется в высшей степени как наглядно-образный. Главная черта мышления художника — «мышление образами». И поскольку художественный образ включает в себя черты характерного и типического, эмоционального, то можно отметить такую черту художественного мышления, как создание нового, несущего в себе главное, существенное, т. е. обобщение в неразрывном единстве с эмоциональным. В то же время это обобщение выражает и определенные идеи, мировоззрение художника. В этом специфика создания художественного образа и художественного мышления. Только наглядно-образное содержание в настоящем художественном произведении является носителем идейного содержания. Отсюда следует, что «чем совершеннее наглядно-образное содержание художественного произведения, тем глубже и полнее передается его идейное содержание, выраженное в художественных образах».

Большое значение для творческого процесса художника имеет такая характерная черта художественного мышления, как его ассоциативность. Ассоциации по контрасту, по сходству постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника на всех этапах творческого процесса. От богатства памяти представлениями зависит разнообразие, яркость ассоциаций. А они определяют выразительность и силу художественных образов, создаваемых на их основе.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Творчество | Вдохновение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.