Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество

Сущность творчества и его процессов

План

Творчество

Чувства

Память

Воля

Мышление

Воображение

Вдохновение

Интуиция

Художественный талант

Знания

Мировоззрение

Эстетический и художественный вкус

Мастерство

Замысел

Художники нередко отождествляют понятие «композиция» с понятием «творческий процесс», который представляет собой создание произведения от начала до конца, со всеми подготовительными и завершающими этапами. Отождествление этих двух понятий вполне естественно и правомерно, ибо работа над композицией пронизывает почти весь творческий процесс. Поэтому, прежде чем говорить о чисто теоретических вопросах композиции, об основных, универсальных закономерностях композиции, необходимо иметь представление о творческом процессе в искусстве, знать его сущность и основные этапы.

 

 

Творчество —высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В искусстве, в том числе и в изобразительном, результатом творчества является создание произведений искусства, т. е. специфическое отображение объективной реальности в особой форме — в форме художественных образов. Настоящее произведение искусства является новым созданием, несущим в себе художественный образ (образы), которого до того не было.

Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Творчество и творческие процессы как в науке, так и в искусстве представляют собой сложнейшие явления, отличающиеся многообразными особенностями. В то же время любому творческому процессу присуще нечто общее, объективно закономерное. Долгое время считали, что бесполезно искать общее в научном творческом процессе и в процессе творчества в искусстве, что творчество писателя, музыканта, художника неповторимо, индивидуально, во многом интуитивно, неуправляемо и не подлежит изучению. Например, известный психолог Н. Гартман писал, что нет ничего более недоступного для изучения, чем творческий акт. Действительно, характер, форма, метод творческой работы все время развиваются и видоизменяются. «Сколько писателей, столько же и навыков работы», — говорил К. Паустовский.

При этом используются данные различных областей знания — философии, социологии, эстетики, литературоведения, искусствоведения, психологии и естественных наук. Кроме того, подробно исследуются и материалы самонаблюдений и самоанализа, принадлежащие писателям, художникам, композиторам и т. д.

 

Под способностями понимают психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Способности относятся к индивидуально-психологическим свойствам личности. Различают способности общие, проявляющиеся во всех видах деятельности в той или иной мере, и специальные, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, музыкальные, математические способности и др.).

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Очевидно, еще интуицию, как феномен человеческой деятельности, можно отнести к специфической способности, которая заключается в постижении истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Хотя в целом интуитивные процессы (подготовка к ним, свершение, анализ «озарений») включают в себя и моменты мышления и воображения. В связи с этим интуицию нередко связывают с мышлением, а также с проблемами бессознательного.

Остальные же составные сил творчества никак нельзя назвать способностями, поскольку труд, как один из видов деятельности, относится к проблемам психологии личности; чувства и воля представляют эмоционально-волевые процессы; а память, мышление, воображение, фантазия, вдохновение являются познавательными процессами.

 

Раскроем подробнее составные части сил художественного творчества. Труд является одним из основных видов деятельности человека. Трудовая деятельность — это деятельность, которая направлена на создание материальных и духовных ценностей. Творчество является разновидностью труда, его особой и высшей формой. Творчество как труд направлено на создание духовных ценностей. Работа художника представляет собой большой по объему и разнообразный по характеру труд. Конечным результатом труда художника является создание произведения искусства. Труд художника весьма разнообразен. Это чтение различного рода литературы, поездки, наблюдения природы, выполнение набросков, зарисовок, этюдов, раздумья об увиденном, работа над эскизами композиции и т. д.

Условно можно выделить две формы творческого труда художника. Первая связана с разнообразными наблюдениями и изучением жизни, развитием мировоззрения и вкуса, приобретением знаний, умений, навыков мастерства. Этот труд длится постоянно. Другая форма творческого труда художника — это непосредственное создание произведения, период которого может быть и кратким, и длительным. Это зависит от характера замысла, от особенностей индивидуальности художника.

Большой объем творческого труда художника, сложность протекания творческих процессов — все это указывает на обязательность профессионализма в искусстве, а в изобразительном особенно.

Труд как деятельность среди других сил творчества (более скрытых, «внутренних» — чувства, память, мышление и др.) является деятельностью, через которую наглядно видны результаты творчества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Группировка данных. Вариационный ряд | Мышление. Творческие успехи художников связаны в большей или меньшей степени с хорошей зрительной памятью, с умением изображать по представлению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.