Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Замысел




Замысел — это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел — это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли над ним работать дальше».

Замысел произведения нередко появляется неожиданно, в нем как бы суммируются данные предшествующей ступени творческого процесса.

 

Внезапность появления замысла некоторые художники склонны считать чудом, чем-то сверхъестественным.

При всей внезапности рождения замысла следует сказать, что он продукт предшествующей творческой работы художника, обогатившего свою память различного рода информацией, наблюдениями, впечатлениями, раздумьями, часто разрозненными, хаотичными. Нередко до превращения замысла в зримую форму проводится аналитическое исследование, отбор имеющихся данных, зафиксированных в памяти или отображенных изобразительными средствами. Художник прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, изучая жизнь. Все это незаметно, исподволь ведет его к конкретизации замысла.

Акт зарождения замысла представляет собой сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями личности художника, его привычками и навыками, талантом и пристрастиями. На этой стадии сопутствующими могут быть случайности, неожиданные ассоциации, которые могут помочь в решении замысла. Известны подобные случаи из биографий мастеров искусства. Например, найти решение замысла картины «Боярыня Морозова» помог В. И. Сурикову образ черной вороны на снегу. Не отрицая известного воздействия цветового пятна на воображение живописца, следует подчеркнуть, что замысел этого грандиозного полотна обусловлен прежде всего пристальным интересом Сурикова к истории России, социальным движением, выступавшим порой в религиозной оболочке. Не менее существенную роль сыграли здесь опыт, знания, умения художника. Ворона же подсказала лишь зрительную аналогию с обликом Морозовой, точнее, это был неожиданный повод — ключ к тонально-цветовому решению темы, давно волновавшей Сурикова.

В качестве примера влияния случайности на возникновение замысла можно привести стихотворение Ф. И. Тютчева «Слезы людские».

 

Слезы людские, о слезы людские,Льетесь вы ранней и поздней порой...Льетесь безвестные, льетесь незримые,Неистощимые, неисчислимые,-Льетесь, как льются струи дождевыеВ осень глухую, порою ночной.

 

Поэту казалось, что стихотворение — плод настроения, навеянного стучащим по оконным стеклам дождем. Несомненно, настроение оказало психологическое воздействие на Тютчева. Но несомненно и то, что глубинная причина, истоки стихотворного замысла коренятся в совокупности жизненных наблюдений художника, отлично знавшего многие стороны действительности, неоднократно видевшего «слёзы людские», народные.

 

В этом плане интересно проанализировать возникновение основы замысла картины Сурикова «Меншиков в Березове».

В картине "Меншиков в Березове" Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость... Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. С Меншиковым трое его детей. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Должны были... Ситуация драматична. И талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств, передать их в облике героев картины и колористическом строе. ""Меншиков" из всех суриковских драм - наиболее "шекспировская" по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим", - писал М.В. Нестеров. Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова. Я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков… сразу все пришло - всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу. В восемьдесят первом поехал я жить в деревню - в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми. В избушке тесно было. И выйти нельзя - дожди. Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел? И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... - Меншиков! Сразу всю картину увидал. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл. Сейчас кинулся назад в Перерву. Потом ездил в имение Меншикова в Клинском уезде. Нашел бюст его. Мне маску сняли. Я с нее писал. А потом нашел еще учителя-старика - Невенгловского;2 он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый - совсем Меншиков. „Кого Вы с меня писать будете?" - спрашивает. Думаю: еще обидится - говорю: „Суворова с Вас рисовать буду". Писатель Михеев потом из этого целый роман сделал.3 А Меншикову я с жены покойной писал.4 А другую дочь - с барышни одной. Сына писал в Москве с одного молодого человека - Шмаровина сына.5 Максимилиан Волошин. «Суриков - материалы для биографии» russianplanet.ru "Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции…" – говорил Суриков. Эскизы к картине показывают, что это действительно так, художник "сразу всю картину увидел". Уже в первом карандашном наброске дано то композиционное решение, которое мы видим на картине. То же размещение фигур, те же пропорции, позы, даже и рука так же тяжело лежит на колене. В погоне за натурой Суриков стремился неотступно, как охотник за дичью, и ничего не останавливало его на пути. Если натура подходила для его картины, он считал ее чуть ли не своей собственностью. Когда писал он «Меньшикова в ссылке», то долго не мог найти женского типа для дочери Меньшикова. Вдруг видит на улице девушку, и именно такую, какая требовалась в его представлении для картины. Он идет за ней, пробует заговорить, но та пугается и почти бежит от него. Суриков не отстает и доходит до ее дома. Девушка взбегает в свою квартиру – Суриков стучится в дверь. Перепуганная девушка, видимо, рассказала о своем приключении домашним: на стук выходит мужчина с явным намерением, как подобает в этих случаях, спустить преследователя с лестницы. Но не таков Василий Иванович, чтобы испугаться и отступиться от своей цели. - Что вам надо? – спрашивает открывший дверь. - Мне нужна та девушка, что вошла сейчас в дом. - Для чего? Как вы смеете? - А вот чтобы ее написать, это необходимо. Хозяин теряется. - Но кто вы? Для чего? - Я Суриков, художник, девушка необходима для картины, и ее другая заменить не может. Хозяин начинает что-то соображать, просит даже Василия Ивановича войти. А кончается все чаепитием, и в конце концов образ прекрасной девушки появляется на картине. Я. Д. Минченков. «Воспоминания о передвижниках» Фигура Меншикова резко выделена и является композиционным центром картины. Его позе придана резкая угловатость, которая составляет сильный контраст с плавными, непринужденными позами других персонажей. Размер этой фигуры немного даже увеличен по отношению ко всему находящемуся в избе (если представить Меншикова стоящим, то он не уместиться в избе). Монументальность фигуры Меншикова еще подчеркивается темным пятном бархатной шубки Марии.   Круговое размещение детей, как бы прилепившихся к отцу, подчеркивает тесноту, изолированность этого мирка, уместившегося на одной выстланной на полу шкуре. Громадная фигура Меншикова прорезает этот круг и вместе с тем композиционно объединяет его.   Меншиков помещен в левой части полотна. Казалось бы, это изображение должно перевесить все и нарушить равновесие. Но чутье художника, композиционное чутье подсказало Сурикову правильное решение, и он поместил в правой части картины столик, покрытый узорчатой скатертью, похожей по цвету на тулуп Меншикова, а так же иконостас – яркое пятно на темной стене. Интересно, что и в первом карандашном наброске уже есть столик в углу. Вообще в картине все удивительно гармонично. Резко выделяется темное (чрезвычайно богатое оттенками) пятно шубки Марии. Чтобы оно не "вырвалось". Не мешало "увидеть" Меншикова, это пятно уравновешенно темным пятном пола в правом нижнем углу.  

 

 

Здесь произошло соединение результатов восприятия конкретного места (избы) и анализа представлений о превратной судьбе Меншикова.

 

Возникновение замысла как бы наводит порядок в хаотическом состоянии работы, придает ей целенаправленность, не ограничивая, однако, действия интуиции, фантазии. Первоначальный замысел, представляющий собой эскизную основу будущего произведения, как правило, отличает следующее: сюжетная завязка, достаточно ясные наметки логической связи частей, основы образов, а также предполагаемые средства выразительности.

 

В процессе возникновения замысла у художника особенно активно начинает работать воображение, фантазия, мышление, происходит отбор художественных средств в определенном направлении. В результате замысел развивается, конкретизируется, частично изменяется.

 

Продуманность замысла сокращает лишние переделки, изменения и положительно влияет на качество будущей композиции, избавляет ее от случайных, невыразительных деталей.

В анализе уже сделанного огромную роль играют зрительная память, ассоциации, воображение..

Работа над черновиками, набросками и эскизами чаще всего имеет подсобное значение. Важно чувствовать относительный, гибкий характер этих предварительных поисков и рассматривать их как творческий процесс — процесс уточнения, а иногда полной замены сделанного новым, более целенаправленным материалом, приближающим искомое решение сюжета.

Наконец, как завершение всех предыдущих фаз творческого процесса наступает период окончательной разработки сюжета. Многое изменено, что-то использовано как подсобный материал, а что-то и совсем отброшено. Для этой стадии характерно целостное видение художником всего произведения; он знает, как надо вести окончательную разработку композиции, каково значение деталей.

В своей творческой работе художник сочетает чувственное и логическое, следует объективным законам, используя разнообразные приемы и средства искусства. Как верно говорил Е. А. Кибрик, «только гармоническое соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение».

Как известно, в художественном творчестве действительность отображается в образной форме — такова природа искусства, через образы оно материализует идеи и чувства свойственными данному виду и жанру искусства средствами. Художественный образ создается в тесной связи с идейным замыслом, и при усилении или ослаблении тех или иных сторон этого образа автор произведения обязан учитывать его объективную сущность, чтобы не исказить правду жизни, не нарушить единство формы и содержания. В этом же направлении должны работать детали, подчиненные главному. От этого во многом зависит убедительность, правдивость и выразительность произведения искусства.

Процесс материализации замысла нередко формально выделяют в отдельную, завершающую фазу. Следует сказать, что некоторые моменты этого процесса можно наблюдать и на других стадиях творческой деятельности.

Завершающая стадия творческого процесса — это авторедактирование, окончательная отделка, правка, шлифовка отдельных деталей произведения. Иногда композиционная правка и переделки бывают настолько основательными, что правомерно говорить о втором рождении картины, скульптуры и т. д.

В заключение разговора о творческом процессе необходимо отметить, что все его стадии взаимосвязаны, они не имеют жесткой последовательности и границ. Возможны случаи одновременного присутствия двух и трех фаз. Иногда некоторые звенья совсем отсутствуют.

 

Обобщая опыт художников прошлых поколений и современных, искусствоведение выводит законы творчества, законы композиции, которые необходимо знать каждому художнику-практику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.