КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Замысел
Замысел — это следующее звено в динамике творческого процесса. Обычно замысел — это более или менее определившийся сюжет, конкретизация изобразительного пластического мотива, поразившего художника. «Предельная выразительность и новизна пластического мотива являются основными требованиями, предъявляемыми к нему при определении его ценности и того, стоит ли над ним работать дальше». Замысел произведения нередко появляется неожиданно, в нем как бы суммируются данные предшествующей ступени творческого процесса.
Внезапность появления замысла некоторые художники склонны считать чудом, чем-то сверхъестественным. При всей внезапности рождения замысла следует сказать, что он продукт предшествующей творческой работы художника, обогатившего свою память различного рода информацией, наблюдениями, впечатлениями, раздумьями, часто разрозненными, хаотичными. Нередко до превращения замысла в зримую форму проводится аналитическое исследование, отбор имеющихся данных, зафиксированных в памяти или отображенных изобразительными средствами. Художник прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, изучая жизнь. Все это незаметно, исподволь ведет его к конкретизации замысла. Акт зарождения замысла представляет собой сложное явление, связанное с индивидуальными особенностями личности художника, его привычками и навыками, талантом и пристрастиями. На этой стадии сопутствующими могут быть случайности, неожиданные ассоциации, которые могут помочь в решении замысла. Известны подобные случаи из биографий мастеров искусства. Например, найти решение замысла картины «Боярыня Морозова» помог В. И. Сурикову образ черной вороны на снегу. Не отрицая известного воздействия цветового пятна на воображение живописца, следует подчеркнуть, что замысел этого грандиозного полотна обусловлен прежде всего пристальным интересом Сурикова к истории России, социальным движением, выступавшим порой в религиозной оболочке. Не менее существенную роль сыграли здесь опыт, знания, умения художника. Ворона же подсказала лишь зрительную аналогию с обликом Морозовой, точнее, это был неожиданный повод — ключ к тонально-цветовому решению темы, давно волновавшей Сурикова. В качестве примера влияния случайности на возникновение замысла можно привести стихотворение Ф. И. Тютчева «Слезы людские». Слезы людские, о слезы людские,Льетесь вы ранней и поздней порой...Льетесь безвестные, льетесь незримые,Неистощимые, неисчислимые,-Льетесь, как льются струи дождевыеВ осень глухую, порою ночной.
Поэту казалось, что стихотворение — плод настроения, навеянного стучащим по оконным стеклам дождем. Несомненно, настроение оказало психологическое воздействие на Тютчева. Но несомненно и то, что глубинная причина, истоки стихотворного замысла коренятся в совокупности жизненных наблюдений художника, отлично знавшего многие стороны действительности, неоднократно видевшего «слёзы людские», народные.
В этом плане интересно проанализировать возникновение основы замысла картины Сурикова «Меншиков в Березове».
Здесь произошло соединение результатов восприятия конкретного места (избы) и анализа представлений о превратной судьбе Меншикова.
Возникновение замысла как бы наводит порядок в хаотическом состоянии работы, придает ей целенаправленность, не ограничивая, однако, действия интуиции, фантазии. Первоначальный замысел, представляющий собой эскизную основу будущего произведения, как правило, отличает следующее: сюжетная завязка, достаточно ясные наметки логической связи частей, основы образов, а также предполагаемые средства выразительности.
В процессе возникновения замысла у художника особенно активно начинает работать воображение, фантазия, мышление, происходит отбор художественных средств в определенном направлении. В результате замысел развивается, конкретизируется, частично изменяется.
Продуманность замысла сокращает лишние переделки, изменения и положительно влияет на качество будущей композиции, избавляет ее от случайных, невыразительных деталей. В анализе уже сделанного огромную роль играют зрительная память, ассоциации, воображение.. Работа над черновиками, набросками и эскизами чаще всего имеет подсобное значение. Важно чувствовать относительный, гибкий характер этих предварительных поисков и рассматривать их как творческий процесс — процесс уточнения, а иногда полной замены сделанного новым, более целенаправленным материалом, приближающим искомое решение сюжета. Наконец, как завершение всех предыдущих фаз творческого процесса наступает период окончательной разработки сюжета. Многое изменено, что-то использовано как подсобный материал, а что-то и совсем отброшено. Для этой стадии характерно целостное видение художником всего произведения; он знает, как надо вести окончательную разработку композиции, каково значение деталей. В своей творческой работе художник сочетает чувственное и логическое, следует объективным законам, используя разнообразные приемы и средства искусства. Как верно говорил Е. А. Кибрик, «только гармоническое соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение». Как известно, в художественном творчестве действительность отображается в образной форме — такова природа искусства, через образы оно материализует идеи и чувства свойственными данному виду и жанру искусства средствами. Художественный образ создается в тесной связи с идейным замыслом, и при усилении или ослаблении тех или иных сторон этого образа автор произведения обязан учитывать его объективную сущность, чтобы не исказить правду жизни, не нарушить единство формы и содержания. В этом же направлении должны работать детали, подчиненные главному. От этого во многом зависит убедительность, правдивость и выразительность произведения искусства. Процесс материализации замысла нередко формально выделяют в отдельную, завершающую фазу. Следует сказать, что некоторые моменты этого процесса можно наблюдать и на других стадиях творческой деятельности. Завершающая стадия творческого процесса — это авторедактирование, окончательная отделка, правка, шлифовка отдельных деталей произведения. Иногда композиционная правка и переделки бывают настолько основательными, что правомерно говорить о втором рождении картины, скульптуры и т. д. В заключение разговора о творческом процессе необходимо отметить, что все его стадии взаимосвязаны, они не имеют жесткой последовательности и границ. Возможны случаи одновременного присутствия двух и трех фаз. Иногда некоторые звенья совсем отсутствуют.
Обобщая опыт художников прошлых поколений и современных, искусствоведение выводит законы творчества, законы композиции, которые необходимо знать каждому художнику-практику.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |