Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система правового регулирования качества продукции




Правовое обеспечение качества

 

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.

Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.

Государственное регулирование качества продукции осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства. Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг. В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.

Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству. Указанные отношения регламентируются законами РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг»1. Особое место в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные акты Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) — органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством. (В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 31.07.98 № 154-ФЗ — специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации).Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. утверждено «Положение о Комитете»2. Нормативные акты о стандартизации определяют общие принципы стандартизации в стране; систему нормативных документов по стандартизации в России; систему органов, осуществляющих стандартизацию и их компетенцию; порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации, издания, распространения и изменения стандартов, учета, хранения и внедрения стандартов; систему надзора за соблюдением стандартов, а также меры ответственности за их нарушение. Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов. Объектами стандартизации, т.е. тем, на что могут разрабатываться стандарты, являются продукция, работы, услуги, правила, обеспечивающие их разработку, производство и применение. Законодательство о сертификации определяет общие правила сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение. Главная задача законодательства о сертификации — создание условий для предпринимательской деятельности на внутреннем и международном рынке, содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, предотвращение поступления на рынок товаров, услуг и работ, не безопасных для жизни и здоровья потребителей. Государственное, межотраслевое управление стандартизацией в России осуществляет Госстандарт России, который координирует деятельность государственных органов управления в этой сфере, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления; выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России. Иные органы отраслевого управления (министерства, комитеты и ведомства) разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности и общественные объединения могут разрабатывать и принимать стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации в пределах, установленных Законом «О стандартизации». Система сертификации состоит из центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает жалобы на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров). Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов; предоставляет необходимую информацию. Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, выполняют испытания конкретной продукции и выдают протоколы для целей сертификации.

 


2. Понятие и принципы технического регулирования.

Техническое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач:
1. регулирование внутреннего рынка и
2. создание благоприятных условий для развития внешней торговли.

Первая задача вызвана необходимостью выработать механизм формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе создания и движения товара, который отвечал бы требованиям реформирования нашей экономики, придания ей социальной ориентации, повышения конкурентоспособности продукции и экономики в целом. Государство при этом устанавливает требования безопасности на базе оценки риска применения продукции с учетом реальных социально-экономических возможностей. Потребительские свойства формируются рынком. Задача же государства в этой области состоит в том, чтобы создать равные и благоприятные условия для всех участников рынка.
Вторая задача вызвана проблемами глобализации. Необходимо создать такой механизм технического регулирования, который, с одной стороны, позволял бы вести экономически выгодную для государства политику во внешней торговле, а с другой — был бы гармонизирован с правилами, установленными международным сообществом.

В соответствии с этими двумя задачами можно условно сформулировать две группы принципов.

Первая группа — это основные принципы технического регулирования для внутреннего рынка. Они предусматривают следующее:

соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития. Устанавливаемые в технических регламентах требования должны быть минимально необходимыми для достижения целей регулирования;

применение единых правил установления требований к продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг;

единство и обязательность для исполнения на всей территории России требований технических регламентов;

применение национальных стандартов как доказательной базы выполнения требований технических регламентов;

формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции;

независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей;

наличие единой системы и правил аккредитации, недопустимость совмещения деятельности по аккредитации и сертификации и ограничения конкуренции при выполнении этих работ;

недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

установление в технических регламентах эксплуатационных характеристик.

Суть второй группы принципов сводится к тому, чтобы накладываемые на изготовителей и продавцов разных стран обязательные требования к продукции и связанным с ними процессам ее проектирования, производства, строительства и т.д. не перерастали в торговые барьеры. Страны должны стремиться создавать такие механизмы, которые позволили бы избежать препятствий в торговле при введении в действие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Международная практика в этой области базируется на следующих основных положениях.

Устранение избыточных барьеров в торговле. Технические барьеры являются результатом принятия странами технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. При этом из-за разницы в социально-экономическом развитии, климате, национальных традициях, вкусах и т.д. разных стран эти регламенты, стандарты и процедуры могут отличаться друг от друга. Государства имеют возможность принимать во внимание эти факторы в законодательстве на том уровне, который считают необходимым. Вместе с тем необходимо стремиться разрабатывать гибкие технические регламенты, которые в минимальной степени были бы ограничительными для торговли. Поэтому технические регламенты должны устанавливать эксплуатационные, а не конструкционные требования.

Если обстоятельств, заставивших принять повышенные требования, больше не существует или цели регулирования могут быть достигнуты другими, менее ограничительными мерами, такие меры должны быть применены. Подобные действия необходимо предпринять и в случае, если принятые условия регулирования не соответствуют риску недостижения целей. Обязательства по устранению технических барьеров в торговле относятся также к процедурам оценки соответствия и стандартам.

Недискриминационная основа. Этот принцип устанавливает, что требования технических регламентов для допуска в страну импортируемой продукции должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для допуска собственной продукции на свой рынок. Такой же режим распространяется и на процедуры оценки соответствия. Это, в частности, означает, что условия сертификации для импортируемой продукции должны применяться на недискриминационной основе, в том числе по срокам ее проведения и стоимости.

Гармонизация. Она предполагает использование международных стандартов в качестве основы для национальных технических регламентов в том случае, если они обеспечивают достижение целей технического регулирования. Международные стандарты должны применяться также в качестве основы для процедур оценки соответствия, если они не противоречат целям регулирования.

Эквивалентность. Разработка международных стандартов может оказаться длительной из-за необходимости достижения консенсуса по технически сложным вопросам. Поэтому наряду с принципом гармонизации предлагается принцип эквивалентности, смысл которого сводится к тому, что страны должны положительно воспринимать технические регламенты других стран как эквивалентные их собственным при условии достижения тех же целей технического регулирования. Характер конструктивных решений при этом не должен иметь значения.

Взаимное признание результатов оценки соответствия. Странам предлагается вести на постоянной основе переговоры о взаимном признании результатов оценки соответствия и достигать при этом положительных результатов. Необходимость этого вызвана тем, что процедуры оценки соответствия могут создавать технические барьеры в торговле, если продукция, поставляемая в другие страны, должна быть вторично подвергнута оценке соответствия вследствие различий в требованиях как к самой продукции, так и к процедурам оценки. Это может быть обусловлено чисто техническими причинами, но зачастую в основе этого лежит заинтересованность бизнеса или чиновников. Единых моделей взаимного признания не существует, но есть типовые подходы и элементы, которые могут рассматриваться на переговорах. Прежде всего это признание сертификатов и знаков соответствия, выданных аккредитованными органами за рубежом, в качестве эквивалентных. Кроме того, это перечень продукции, подпадающей под соглашение о взаимном признании, и способы ее идентификации. В этот перечень могут быть включены критерии признания компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий в каждой стране и их опубликованный список. И, наконец, соглашения о взаимном признании могут предусматривать разрешение противоречий на основе обмена информацией и совместного мониторинга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.