Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство о защите прав потребителей, его значение для предпринимателей




Одним из первых рыночных законов, принятых в Российской Федерации, стал Закон «О защите прав потребителей», вступивший в силу в 1992 году. Закон РФ «О защите прав потребителей» стал основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. На момент принятия Закона «О защите прав потребителей» в России во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы уже действовали. Важность принятия этого закона как для потребителя, так и для предпринимателя трудно переоценить. С точки зрения потребителя, важность законодательного регулирования правоотношений с предпринимателем на рынке товаров и услуг обусловлена возможностью грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права. Что касается добросовестных предпринимателей, стремящихся к производству и размещению на рынке товаров и услуг продукции высокого качества, то для них принятие данного закона обеспечивает возможность в условиях «прозрачного» рынка существенно повысить собственную конкурентоспособность.

Таким образом, принятие Закона «О защите прав потребителей» явилось серьезным шагом к развитию в России практики ведения цивилизованного бизнеса. Детальное знакомство правами и обязанностями потребителя и продавца, установленными законодательством, необходимо руководителям и специалистам предприятий и организаций промышленного характера— изготовителям продукции, предприятиям и организациям торгового профиля, а также юридическим лицам, работающим в сфере оказания различных услуг населению.

В преамбуле Закона формулируются основные понятия, которые в нем используются. Это нужно для того, чтобы не допустить различного толкования норм Закона и обеспечить его единое применение. Рассмотрим наиболее важные из этих понятий.

В силу Закона потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем признается как гражданин, который уже приобрел товар (работу или услугу) и использует ее, так и тот, который только собирается это сделать. Это означает, что, обратившись к продавцу с просьбой показать вам товар и рассказать о его свойствах, вы уже являетесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение Закона.

Из данного определения следует еще одно: Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар (услугу), но и того, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Например, если фирма приобретает своим сотрудникам туристические путевки, то формально покупателем услуги является юридическое лицо, взаимоотношения которого с услугодателем строятся на основе гражданского законодательства. Однако пользуются услугой сотрудники фирмы (физические лица), а их права защищаются законодательством о защите прав потребителей. Точно так же защищаются права лиц, которым товар был подарен.

Под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота и реализуемая потребителю по договору купли-продажи для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Сырье, комплектующие изделия, полуфабрикаты могут рассматриваться как товар, если они реализуются потребителю в качестве самостоятельного объекта договора.

Под работами понимается деятельность исполнителя, направленная на достижение определенного материального результата и выполняемая за плату. Результат работы (в отличие от результата оказания услуги) всегда конкретен, например: построенный дом, сшитое платье, отремонтированный телевизор.

Услуга - деятельность исполнителя, оказываемая за плату и на основании договора, целью которой является удовлетворение нематериальных нужд потребителя (перевозка, организация обучения, лечения, отдыха и т.п.). Результат такой деятельности, как правило, неосязаем.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора; он формулируется по их усмотрению и может содержать отступления от правил, установленных законодательством.

Этот принцип и реализуется в Законе РФ О защите прав потребителей, который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору.

Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора. Если качество товара (услуги) не было обусловлено в договоре, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.

Если потребитель при заключении договора поставил продавца (исполнителя) в известность о конкретных целях приобретения товара (услуги), то невозможность использования товара (услуги, работы) для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара.

Так, потребитель, приобретая телевизионную антенну, объяснил продавцу, что его квартира находится на пятом этаже, выходит во внутренний двор и прямо перед окнами растет дерево. Продавец гарантировал работу антенны во всех случаях. Однако, установив антенну, потребитель обнаружил, что из-за помех некоторые программы приниматься не будут. Исходя из комментируемой нормы, потребитель имеет право потребовать расторжения договора, поскольку переданный товар не соответствует целям, о которых продавец был поставлен в известность при заключении этого договора.

Однако свобода договора не означает, что качество товара зависит только от желания сторон. Обязательные требования к качеству некоторых товаров могут устанавливаться специальными нормами. В отличие от прежних редакций Закона, содержавших указание на обязательность соблюдения ряда требований государственных стандартов, теперь перечень требований к качеству, выполнение которых обязательно для производителя, может устанавливаться и иными нормами (законами или иными актами в порядке, установленном законом). Вероятно, как и прежде, обязательными останутся только требования к безопасности товара. Остальные параметры, определяющие его качество, будут зависеть только от производителя и корректироваться им с учетом конкурентоспособности товара.

4. Технические регламенты – понятие и виды.

Под техническим регламентом понимается документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

 

Технический регламент может быть принят:

международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленным законодательством;

межправительственным соглашением;

федеральным законом;

указом Президента Российской Федерации;

постановлением Правительства Российской Федерации.

 

Технические регламенты принимаются в целях:

обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

 

Объектами технических регламентов являются:

продукция;

связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

 

Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента. Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения. Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

 

Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

способ установления требований;

область распространения.

 

По первому признаку — способу установления требований — технические регламенты подразделяют на предписывающие и основополагающие.

Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований, сложность и длительность внесения изменений.

В международной практике широкое применение нашел второй способ задания требований в технических регламентах — в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил. Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран — участников ЕС и АТЭС.

Указанный подход обеспечивает гибкость технических регламентов, с одной стороны, и возможность реализации субъектами регулирования конкретных апробированных решений — с другой. Пример таких регламентов — европейские директивы, разрабатываемые в рамках Нового и Глобального подходов. Например, конкретные требования к Директиве 88/378/ЕЭС «Игрушки» установлены в шести Европейских стандартах.

Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

общие (горизонтальные);

специальные (вертикальные);

макроотраслевые.

Общие (горизонтальные) технические регламенты разрабатываются на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными.

Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.

Специальные (вертикальные) технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом.

Кроме того, в практике технического регулирования выделяют макроотраслевые технические регламенты, которые связывают общие технические регламенты и специальные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.