КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние инфляции на экономику, регулирование
Последствия инфляции. Для оптимального прогнозирования экономики разрабатывается макроэкономическая политика, которая вкл. в себя: 1. бюджетную политика - основной вид гос-ой экономической политики. Гл. задача – определение приоритетов социально - экономического развития страны на конкретном, определенном периоде времени. Политика распределения и перераспределения полученных от налогов и неналоговых платежей гос. фин. ср-в на решение общенациональных задач. 2. социальная полит ика – составляющая часть бюджетной политики. 3. налоговая политика - представляет собой законодательно оформленную систему изъятия у производителей товаров части финансовых средств на решение общенациональных задач. 4. ценовая политика – политика регулирования и достижения сбалансированности между товарным обращением и платежным спросом. 5. кредитно-финансовая политика – политика регулирования посредством кредитной банковской ставки норм обязат. резервирования, темпов и объемов инвестиций в произ-во, а также воздействие на ценовые ф-ры. 6. пром-но-инвестиционная полит ика - политика промышленно-технолог-го потенциала страны обеспечивающая рост ВВП. 7. внешнеэкономич. политика – политика регулир-ая внешнеэкономич. деят-ть с помощью таможенно - тарифных инструментов и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни насел., гос. за счет экспортных и импортных операций. 8. эмиссионная политика – направлена на регулиров-е и поддержание тов-ден. равновесия при изменениях в объемах ВВП. Осн. целью макроэк. регулирования в первую очередь явл-ся преодоление соц-но-экономич. последствий инфляции, котор. могут выраж-ся в следующем: 1)перераспределение доходов между группами населения, сферами произв-ва, регионами, хозяйств-ми структурами, гос., фирмами, насел., м/у дебиторами и кредиторами. 2)обесценение ден. накоплений населений хозяйств. субъектов и ср-в гос. бюджета. 3) постоянно уплачиваемом инфляцион. налоге, особенно получателями фиксированных ден. доходов. 4)неравномерный рост цен, что приводит к увеличению неравенства норм прибыли в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроиз-ва. 5)искажении стр-ры потребит. спроса из-за стремления превратить обесценившие деньги в товары и валюту. В рез-те ускоряется оборачиваемость денег что приводит к инфляции. 6) снижен. эк. активности и увеличен. безработицы. 7)сокращение инвестиций в нар. хоз-во и повышение их риска. 8)обесценение амортизац. фондов, что затруднение воспроизводств-ый процесс. 9)возрастание спекулятивной игры на ценах, валюте, %-х. 10)активное развитие теневой эк-ки и уход от налогообл-я. 11)снижение покупательной способности национальной валюты и искажение ее реального курса по отношению к др. валютам 12)обострение социальных противоречий. Основной дестабилизирующий фактор инфляции - обесценение потоков денежных доходов, т.е. инфл. приводит к тому, что все ден. Доходы (у насел., предпр., гос.) фактически уменьшаются по своей покупательной способности. Влияние инфляции на банковскую систему. Банки, как фин-ые институты работающие с ден. капиталом в наиб. степени страдают от инфл. 1. Дефлирование активов и пассивов. Важным моментом в деят-ти банков в усл-х инфл. явл. учет ее влияния на совокупные активы и пассивы, т.е. это принятая мировая практика учета корректировки банковских активов в зависимости от темпа инфл. Суть корректировки банк-х активов: Величина реальных фин. сумм, кот. нах-ся в распоряжении банков, ч/з каждые 3 месяца, при темпах инфл. i1 - в первом квартале, i2 - II, i3- III в кажд. мес. корректир-ся след. образом: Sn= So/[(1+i1/100)*(1+i2/100)*(1+ i3/100)], где So-намин. ст-ть активов и пассивов в конце квартала; Sn- реальн. ст-ть активов и пассивов в конце квартала. 2. специалисты кредитн. орг-ий сосредотачивают свое внимание на прогнозировании изменений ставки %-в номин., эф-го и реального построения стратегий и тактики кредитной политики на основе в зависимости от денного изменения вел-ны прибыли банка. При этом гл. теоретич. предпосылкой ликвидности банков служит Положение соответствия структуры привлеченных и размещенных средств существующих в активе баланса. А привлеченные отражаются в активе инвестиций по суммам и срокам, следов-но, наиб. интересом для банков в управлении %-тно чувствительными активами и пассивами явл. отслеживание их разницы (АЧП и ПЧП), которые в мировой практике получили название ГЭП. Разница м/у АЧП-ПЧП= ГЭП- разница м/у суммами активов и пассивов чувствительных к ставке %. ГЭП в отдельн. периоды м/б положит., отридц., нулевой величиной. Зависимость изменения чистого %-го дохода от изменения %-ной ставки и ГЭП выраж-ся след. формулой: , где - изменение чистого %-го дохода,- изменение %-ной ставки. из этой формулы следует: 1) при ГЭП=0 изм-е % ставок не сказывается на доход банка; 2) ГЭП>0(АЧП >ПЧП) обеспечивает прирост чистого %-го дохода банка, когда на денежном рынке %-е ставки устойчивого понижаются; 3) ГЭП<0 (АЧП<ПЧП) наиб. выгодно банку условие роста % ставок. Т.е. банкирам следует проводить манипулирование процентно чувствительных активов и пассивов (АЧП и ПЧП) на различных этапах инфл., чтобы min-ть риск банковских потерь от изм-ия %-х ставок. В целом для эфф-ой борьбы с инфл. необх. иметь инструментарий, с пом. кот. можно было бы измерить уровень инфл. Этим целям могут служить во-первых- индекс цен, во-вторых- индекс ВВП (дефлятор ВВП). 1) Для вычисления индекса цен берут соотношение м/у совокупной ценой тов. и усл. опред. набора для опред. времен. периода и совокупной ценой идентичности группы тов-в в базовом пер-де. 2) Для изм-ия общего Ур-ня цен индекс ВВП представляется более оптимальным, потому что он включает цены потребит. Т. и У. и цены на сырье, матер-лы, оборудование и т.д. Т.о. для определения того или иного вида инфл. мы можем исп. след. критерии: 1)темп роста цен(индекс цен) 2)степень расхождения роста цен по различн. группам 3)ожидаемость/предсказуемость инфл. В учебнике Жукова показатели характеризующие инфл.: изменение ВВП, изменение ден. массы, доля ден. массы в ВВП, ден. эмиссия, среднемесячные темпы инфл. Для пром-развитых стран хар-на ползучая инфл. В развивающихся гос-х – галопирующая инфл. Меры борьбы с инфляцией 1. Денежная реформа- преобразование ден. системы (полное/частичное) проводимое гос-м с целью упорядочения и укрепления ден. обращения. В зависимости от преследуемых целей ден. реформа может быть: 1)образование новой ден. системы; 2)частичное преобразование ден. системы: изменение порядка эмиссии, изменение видов ден. знаков, изменение наименование ден. знаков. Основная цель ден. реформы- стабилизация национальной валюты, это м/б достигнуто след способами: (1) нуллификация/уничтожение – проводится путем аннулирования старой обесценившейся валюты и введения новой. Данная процедура сопровождается либо возвратом к полноценным металлическим деньгам (во Фр. в 1868), либо старые ден. знаки выкупаются гос-ом по очень низкому курсу (в СССР 1924г. 1:50 000) В целом (1) облегчает учет, но носит конфискационный характер. (2) девальвация/снижение – означает снижение золотого содержания ден. ед. либо курса нац. ден. ед. по отношению к иностранным валютам. В целом (2) стабилизирует ден. хозяйство, при этом отрицательно воздействие оказывается на население с фиксированными доходами (РФ авг. 1998г.) С др. стороны августовский кризис создал условия для: 1)ограничения импорта; 2)основного роста потребления и пр-ва отечественной пром. прод-ии. (3) Револьвация- восстановление прежнего золотого содержания ден. ед. либо повышение курса нац. валюты по отношению к иностранным валютам. (4) Деноминация – укрупнение нарицательной стоимости ден. знаков путем их обмена на новые ден. ед. по установленному соотношению. Она сопровождается одновременным пересчетом в том же соотношении цен товаров и оказываемых услуг, тарифов, з/п, остатков ден. ср-в на банковских счетах и т.д. Основной задачей деноминации - номинальное снижение ден. массы в обороте, в результате этого облегчается ден. учет, упорядочивается система ден. обращения. Для оздоровления ден. хоз-ва используется метод шоковой терапии. Суть сводится к построению рыночной экономики со свободным ценообразованием. Эффективность метода во многом зависит от уровня развития существующих рыночных структур или же их быстрое восстановление, которое позволяет насытить рынок Т. и У. и достаточно быстро достичь оздоровления. Кроме того, шоковая терапия предполагает обмен денежных знаков на новые по дефлятирному курсу, либо временное замораживание денежных средств на банковских счетах Ю и ФЛ. Антиинфляционная политика как метод борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика - совокупность мероприятий по гос. регулированию экономики направленных на борьбу с инфл. На сегодняшний день у нас сформировалось 2 направления: 1.Дефляционная политика. направлена на ограничение ден. спроса ч/з ден-кредитн. и налоговый мех-м путем снижения гос. расходов, повышения %-ой ставки за кредит, усиление налогового бремени, повышение норм обязат. резервов в комм. банках, продажи гос. ц.б. на открытом рынке и т.д. В целом способствует замедлению темпов эк. роста, следов-но, росту безработицы и нац. напряженности. 2.Политика доходов. предусматривает параллельный контроль над ценами и з/п путем либо их замораживания, либо установления в пределах их роста. Основная задача- обеспечение безопасности номин. доходов населения и защита их от инфл. Осущ-ся ч/з мех-м индексации доходов и предполагает компенсацию потерь от инфл. Индексации подверг-ся з/п, пенсии, пособия, которые ставится в зависимость от роста цен. В нашей стране индексация ден. доходов осущ-ся на основании з-на «об индексации ден. доходов и сбережений» с 1996г. и распр. на з/п работников бюджетн. сферы, пенсии, пособия и стипендии, а для др. категорий раб-в гос. устан-ет МРОТ. Индексация ден. доходов напр-на на сглаживание различий доходов низко и высокооплачиваемых раб-в. Если осн. цель - стимулировать пр-во, то предпочитают (2). Если надо сдерживать эк. рост, то (1). Если задача снизить инфл. любой ценой, то исп. комбинирование методов (1) и (2). В период инфл. При сильном снижении уровня жизни населения проводится индексационная политика, которая полностью или частично компенсирует потери населения от обесценения денег. К антиинфл-ой политике также относят: контроль гос-ва за ценами, конкурентное стимулирование пр-ва путем проведения льготной (кредитной) политики налогов и косвенного стимулирования сбережений населения с целью расширения инвестиций и вложен. в пром. пр-во. ДКП: Снизить инфляцию к 2008 году до 4,5% в соответствии со сценарием развития. При этом на 2006 год – до 7 - 8,5%. Целью ДКП на 2006 год (4раздел) сдерживание прироста потребительских цен в пределах 7 - 8,5% и указанной цели ур. базовой инфл. – 6 - 7,5 %. Результативность мер по борьбе с инфл. неразрывно связана с выбором цели и пути их достижения. Выделяют 2 подхода: Первый связан с последовательном приведении в жизнь монетаристской программы финансовой стабилизации по рекомендации МВФ. Суть- min-ия дефицита гос. бюджета и проведение жестокой кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля, в рамках «внутренней его конвертируемости». Второй принцип-но отлич-ся от (1) и он обосновывает необх-ть исп. жестких мер, в частн-ти этот способ подразумевает активное регулирующее возд. гос., вкл. времен. замораживание роста цен и з/п, с целью предотвращения высок. ур-ня инфл. Одновременно создается необходимая высокая рыночная инфраструктура, производится стимулирование пр-ва. Анализ обоих вариантов показывает, что необходим набор методов, в которых должны присутствовать меры по обеспечению денежного предложения (при росте ВВП) и меры ограничительного характера. Главным условием при выборе мер д/б понимание глубинных причин сложившейся ситуации (высокой инфл.) и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения. РАЗДЕЛ II. КРЕДИТ.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |