Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет исследования

Цель исследования

 

В зависимости от предмета исследования СУ формулируется цель исследования.

Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении дру­гих условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное зна­чение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятия «цель».

Следует отметить, что понятие цели трактуется во многих лите­ратурных источниках неоднозначно, например, цель - это:

идеальное представление желаемого результата деятельности;

идеальный образ того, чего человек или группа людей хотят достичь, поскольку цель — это то, что еще будет или должно быть, т.е. лишь возможное состояние объекта;

• осознаваемый руководителями и исполнителями необходи­мый результат деятельности, имеющий количественное и качест­венное определение, вытекающее из перспективных и социально-экономических законов, а также требований, возникающих внутри самой организации;

конечное состояние результата, на достижение которого на­правлена деятельность организации;

• то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий;

Таким образом, термин «цель» следует воспринимать как же­лаемое и выраженное:

1) количественно (сколько);

2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего;

3) срок достижения (когда);

4) ответственного исполнителя (кто);

5) ограничения по ресурсам (чем).

Комплексное обоснование цели в условиях ужесто­чения конкуренции приобретает ключевое значение, поскольку формулирование цели без необходимых обоснований может при­вести к потерям на стадии ее реализации, во много раз превышаю­щим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно сфор­мулированные цели могут выступать как эффективный инструмент исследования.

Применительно к исследованию следует рассматривать

цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выра­женный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему ре­зультату исследования, а потому ее достижение носит вероятност­ный характер.

 

Объект исследования в общем случае — это

- какие-либо организации, либо их объединения (трест, корпорация, холдинг, отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),

- отдельные системы и подсистемы, которые образуются в данной организации в процессе ее функционирования (со­циальные, экономические, технические, организационные, произ­водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),

- совокупность элементов, из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия систе­мы управления (СУ).

- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);

-внутренняя и внешняя среда, в которой функционирует данная организация;

Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом являет­ся непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассмат­риваемый город.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования:

- ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, инфор­мация, финансовые ресурсы),

- организационных (технология, мето­ды и системы управления, организационная структура),

- результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима иссле­дователям для уточнения целей организации (в том числе социаль­ных), определения внутренних возможностей и потенциала, на ко­торые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет. Выделяют как минимум два уровня внеш­ней среды:

-микросреда — ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственно­го регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и

-макро­среда — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования — состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, группо­вые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду могут характеризовать:

- взаимосвязанность фак­торов внешней среды,

- уровень взаимосвязи, с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

- сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;

- подвижность — относительная быстрота изменения внешней среды объекта;

- неопределенность — функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность — частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внеш­ней среды и адекватно их учитывать.

Предмет исследования в общем случае — это то, на что направ­ленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотре­ния, познания и разрешения.

Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функ­ционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, эле­ментов, подсистем и прочих составляющих системы.

В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования, планирова­ния, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом иссле­дования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления, а предметом иссле­дования - про­блемы, возникающие в этой системе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность исследования | Виды и характеристики исследований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.