КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и характеристики исследований
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящий вид исследования к определенной деятельности. Наиболее распространенным является деление исследований на такие виды, как: - фундаментальные и прикладные; - количественные и качественные; - уникальные и комплексные. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям (табл.1.1.). Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности. Табл.1.1.
Исследования различают по участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными. Например, при проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить: • специалисты в области системного анализа — руководители группы и будущие руководители проектов; • инженеры по организации производства; • экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота; • специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники; • психологи и социологи. По степени организованности они могут быть спонтанными или организованными. По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата - прикладные, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня - научно-практические. Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретический характер, если они позволяют выявить тенденции, закономерности в развитии каких-либо процессов, явлений. Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации. Различаются исследования по использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующие значительных затрат ресурсов. По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные). В зависимости от решаемых задач различают три основных типа исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой тип исследования, имеющий целью получить оперативную информацию. Разновидностью разведывательного социологического исследования является экспресс-опрос, задача которого — выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения). Опросы к тому же могут быть массовыми (опрашиваются все управленческие работники или все исполнители) или экспертными (опрашиваются только компетентные в данном вопросе специалисты). Описательное исследование — более сложный тип исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении. Аналитическое исследование — самый глубокий тип исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования — это эксперимент, который служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы. Процесс совершенствования управления всегда предусматривает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет получить больший эффект. В практике управления встречаются все эти типы исследований. Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из них являются: • методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования; • организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях; • ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов; • объект (система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем) и • предмет исследования (конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования); • тип исследования, отражающий своеобразие всех характеристик; • потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления; • результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий; • эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |