Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы исследования

Основные составляющие исследования

 

В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования может быть следующим:

1) сбор информации и выявление проблем;

2) определение конкретного объекта и предмета исследования;

3) постановка целей и задач исследования и определение крите­риев их достижения;

4) определение «границ» внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разра­ботка ее экономико-математической модели);

5) накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);

6) анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик;

7) выявление влияющих на проблему факторов и их связей;

8) выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;

9) сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;

10) определение условий, путей и методов решения задач;

11) формулирование исходных гипотез;

12) теоретический анализ исходных гипотез;

13) планирование и организация экспериментов;

14) проведение эксперимента;

15) анализ и обобщение полученных результатов;

16) проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

17) окончательная формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений, обоснований и (или) науч­ных прогнозов.

Прикладные исследования, как правило, включают этап вне­дрения полученных результатов.

 

Принципы рассматриваются как исходные положения теории, руководящая идея, начальная фаза систематизации знаний, а также как содержательное обобщение, ос­нованное на анализе фактов, при этом факты в свою очередь служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов.

В теории управления под принципом понимается и основное правило организации управления. Примером тому могут быть знаменитые принципы А. Файоля и Э. Деминга.

Применительно к исследованию СУ понятие «принципы» мож­но рассматривать в виде основных правил, положений, руководя­щих идей и норм, определяющих направления проведения и про­цессы организации познавательной деятельности, которых должны придерживаться исследователи и специалисты. Вместе с тем следует отметить, что те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимости от целей, методологических подходов и при­меняемых методов исследования.

По мнению Фрейдиной Е.В., к ключевым принципам построения методологии и инструмента­рия исследования систем управления следует отнести четыре группы принципов [Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: учеб. пособие/ под ред. Ю.В.Гусева.- М.: Изд-во «Омега-Л»,2008.]

 

 

рис. 1.1

 

 


 

1) Общесистемные принципы, выстраивающие логику построения конфигурации системы, а также логику отношений и связей между элементами системы и системы с внешней средой. К ним относятся целостность, струк­турность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, управляемость, коммуникационность, единство анализа и синтеза, мно­жественность описания каждой системы.

А) Целостность — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, а именно:

- свойство системы как целого не является суммой свойств эле­ментов;

- свойство системы зависит от свойств и взаимовлияния элемен­тов в процессе функционирования системы;

- элементы, объединенные в систему, могут терять ряд свойств, присущих им вне системы;

- свойство целостности связано с целью, для которой создается система.

Б) Структурность — возможность описания системы через установ­ление ее структуры посредством отображения совокупности элемен­тов и связей, действующих между ними. При этом поведение системы зависит не столько от поведения отдельных элементов, сколько от свойств ее структуры.

В) Взаимозависимость системы и среды — одно из условий существова­ния системы. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным объек­том. Открытость системы, сращивание со средой наглядно проявляются в биологических, экологических, экономических, социальных, полити­ческих и других системах. И если не осуществлено конфигурирование системы, т.е. не выделена граница между средой и специальным образо­ванием, то понятие системы распространяется на всю среду.

Г) Иерархичность — структурная организация сложных систем, состо­ящая в разбиении (декомпозиции) системы на страты (уровни) и упорядочении взаимоотношений (взаимодействия) — от высшего уровня к низшему. Иерархичность, или иерархическая упорядоченность, — один из первых принципов построения сложных систем, подразуме­вающий подготовку системы к целенаправленной деятельности, к уп­равлению.

В системах, наделенных иерархической структурой, происходит децентрализация управления. Подсистемы или элементы нижнего уровня получают в свое распоряжение право принятия решений и не­избежно приобретают цель и определенную автономность относитель­но друг друга. Разрастание иерархической структуры представляет со­бой не бесконечный процесс и по той причине, что в системе назревают противоречия между частным и целым. Этим обусловливаются посто­янные проблемы установления оптимальной меры централизации и де­централизации и оптимального распределения функций и задач меж­ду иерархическими уровнями системы.

Д) Управляемость — это способность системы для достижения постав­ленной цели направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) на основе познания и использования объективных закономерностей свое развитие, своевременно вскрывать противоре­чия и разрешать их, преодолевать негативные внутренние и внешние возмущения, осуществлять подготовку и принятие решений. Отмечается, что управляемость системы по своей содержательнос­ти сходна с понятием достижимости: обе характеризуют возможность выполнения задачи управления — достижения цели.

Е) Коммуникационностъ. Организационная система не изолирована от других систем, а связана множеством информационных каналов со средой, представляющей собой сложное и неоднородное образование. При выделении объекта из среды идентифицируются его связи, им придается ориентированность, частота обмена «сигналами», сила их воз­действия и др. Получение и обработка информации о состоянии среды — сложная исследовательская задача. Коммуникация необходима и для осуществления связи между структурными единицами организации, чем достигается ее целостность как системы.

Ж) Единство анализа и синтеза — принцип, лежащий в основе процес­са познания любого объекта реальности; он подразумевает неразрыв­ность анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности. Ана­лиз формирует исходные знания для исследования и предполагает расчленение объекта, системы, явления на составные части, каждая из которых изучается отдельно. Синтез противоположен анализу, но не­разрывно связан с ним. Синтез — это соединение, интеграция различ­ных элементов, сторон предмета в единое целое, в систему.

З) Множественность описания каждой системы. В силу принципиаль­ной сложности каждой системы ее адекватное познание требует постро­ения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы.

2) Общие принципы исследования, служащие основами познаватель­ного процесса. К ним относятся объективность как адекватное отобра­жение объекта исследования, воспроизводимость (повторение), дока­зательность (верификация) и точность.

3) Принципы исследования систем, характеризующие систему как структурированный информационный фрагмент некоторой реально­сти, определяющий пространство ее познания;

Принципы исследования систем основываются на принципах об­щей теории систем. К ним относятся: структурирование, системность, идентификация, абстракция, формализация.

А) Структурирование представляет собой расчленение системы на «элементарные» (структурообразующие) единицы (элементы, объек­ты) и установление между ними отношений, подтверждающих целост­ность системы. Подходы к структурированию системы весьма разно­образны и определяются признаком, выбранным исследователем для группирования однородных и распознавания различающихся между собой объектов. В качестве признака могут быть использованы: вид функциональной деятельности, уровни и циклы управления, виды функ­ций и процессов управления и др. Полученная при этом некоторая структура отображает относительно устойчивый аспект системы и мо­жет рассматриваться как ее структурная модель.

Б) Системность — это исследование объекта с двух взаимосвязанных позиций. Первая позиция заключается в том, что исследуемый объект рассматривается как система; вторая позиция определяет окружение системы как внешнюю среду, представляющую собой сложную систе­му. Между системой и внешней средой действуют двусторонние связи, наполненные сигналами. В основу принципа системности положены взаимозависимость системы и среды и единство анализа и синтеза. При исследовании внутренней среды организации системность проявляется в синтезе структурных и функциональных элементов, параметров и факторов, определяющих эффективность ее функционирования.

В) Идентификация (отождествление) — определение тождественнос­ти всей системы или ее элемента принятому аналогу или замещение реального объекта формальным объектом, его моделью. Под иденти­фикацией понимается и установление конкретного воздействия фак­торов на систему. В кибернетике идентификация объектов управления — выбор класса математической модели, критерия соответствия модели и объекта, а также построение модели по реализации его входных и выходных сигналов.

Широкое применение принципа идентификации в управлении связано с возрастающим использованием научного менеджмента, разви­вающего аналитический стиль управления.

Согласно принципу множественности описания каждой системы, модель изучаемой реальности служит основным инструментом иссле­дования. Любая модель — это абстракция реальной системы.

Г) Абстракция — это формирование образа реальности посредством отвлечения и пополнения. Отвлечение упрощает, а пополнение услож­няет образ реальности. В качестве инструмента упрощения или попол­нения в модели выступают идентификация и структурирование, кото­рые предшествуют абстракции.

Д) Формализация — это отображение образа реальности с использова­нием формальных языков, а именно языка математики, логики, семи­отики, что позволяет освободиться от обращения к интуитивным представлениям и перейти к более строгим выводам, утверждениям. Ре­зультаты формализации — это, прежде всего, математические, имита­ционные, семиотические модели изучаемой реальности, а также раз­личного вида алгоритмы, искусственные научные языки и др.

4) Принципы кибернетики, отражающие фундаментальные основы изучения целенаправленного поведения системы, независимо от объек­та его приложения.

К общим принципам кибернетики как науки о единстве процессов управления, независимо от объекта их приложения, относят: обратную связь, черный ящик, внешнее дополнение, преобразование инфор­мации, целенаправленность управления и эквифинальность.

А) Обратная связь — поток информации, поступающий после из­мерения результатов функционирования системы или ее части в сис­тему управления для выработки воздействия на алгоритм управления.

Б) «Черный ящик» — система (объект), в которой внешнему наблю­дателю доступны лишь входные и выходные параметры, а внутреннее устройство и протекающие в ней процессы, по «причине недоступнос­ти для изучения или в связи с абстрагированием, не являются предме­том исследований».

В) Внешнее дополнение — включение «черного ящика» в цепь управ­ления в условиях, когда используемый язык формализации недостато­чен для описания реальной ситуации системы и этот недостаток уст­раняется путем процедуры внешнего дополнения.

Г) Преобразование информации — система рассматривается как «ма­шина для переработки информации» с целью ее упорядочения, сни­жения неопределенности и разнообразия, и это делает поведение сис­темы предсказуемым.

Д) Целенаправленность управления — «управление - неотъемлемое свойство любой системы», а система «является организмом, обладаю­щим своей собственной целью и своим собственным единством».

Е) Эквифинальность — существование конечного неупорядоченно­го множества путей перехода системы из различных начальных состо­яний в финальное состояние, т.е. переход системы из начальных со­стояний в финальное задан не единственным образом.

В представленной ниже таблице 1.2. показана вся совокупность основных принципов исследования и их краткая характеристика.

Табл.1.2.

 

Наименование принципа исследо­вания системы управления Краткая характеристика принципа исследования системы управления
1 2
Целеустремлен-ность Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижение установленных целей (целевых установок). Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования
Целенаправлен­ность Проведение исследований предполагает продвижение от по­ставленных целей к тождественным результатам, т.е. выпол­нение исследовательских работ по обеспечению целевых установок (целей). Это реально осуществимо в рамках це­левых подсистем и позволяет: установить границы исследо­вания; использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов
Системность СУ исследуется как единое явление и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно-эконо­мическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов. При этом исследование следует осуществлять на всех иерар­хических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управ­ления как вышестоящих, так и нижележащих уровней (меж­отраслевом федеральном; отраслевом федеральном; межот­раслевом субъектов Федерации; отраслевом субъектов Феде­рации; территориальном — городском, районном; объедине­ния организаций; организации; цеха, отдела; участка, бюро; бригады, группы; рабочего места). Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ. На основе всего этого обеспечивается необходимая пол­нота и достоверность исследования
Обусловленность исследовательских функций целями исследования Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования
Первичность ис­следовательских функций Исследовательские функции определяют требования к ис­следователям, их численности, используемому научно-мето­дическому инструментарию и т.п.
Функциональ­ность Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы управления, обеспечивающий принятие эффектив­ных решений для достижения целей и задач социальной орга­низационно-экономической системы организации. В зависи­мости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулиро­ванием. Причем воздействия в этом случае, как правило, должны носить такой характер, который соответствовал бы рыночным отношениям, собственности и уровням управления
Объективность Исследования СУ осуществляются на основе беспристраст­ности и непредвзятости, научной корректности и соответ­ствия реальности, что обеспечивается фактологией иссле­дования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей оп­ределенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов
Соблюдение пра­вовых норм Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов
Своевременность Проведение исследований и использование их результатов в нужное время
Развитие и дви­жение (динамич­ность) При исследовании СУ все явления и отношения должны рассматриваться с учетом функционирования системы и изменения качества, жизнеспособности, приспособляемости
Научность Исследования проводятся на основе современных достиже­ний науки, техники и практики с учетом объективных за­конов и закономерностей системного управления познава­тельными процессами
Прогрессивность Цели, методы, принципы исследований СУ должны соот­ветствовать передовым достижениям науки и техники
Необходимое разнообразие Сложность и качество исследования должны соответство­вать системе управления
Проверяемость практикой Ход и результаты исследования СУ ориентированы на по­лучение практического эффекта, что позволяет реально оценить вклад в практику управления
Взаимодействие При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвя­зей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отно­шению к организации системами
Комплексность Обязательно должна быть взаимная увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, стадий жизненного цикла, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания СУ
Преемственность Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспектив­ной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании пере­дового отечественного и зарубежного опыта исследования СУ. Это позволяет повысить вероятность получения новых результатов, минимизировать трудоемкость и затраты на проведение исследования
Оптимальность Предусматривается многовариантная проработка проведения исследовательских работ и выбор в соответствии с определен­ным критерием целесообразного для проводимого исследо­вания варианта
Перспективность При проведении исследования СУ учитывается возможность использования методики и результатов исследования для дальнейшего развития исследовательской деятельности в области управления в целом и развития рассматриваемой СУ в частности
Простота Используются легко доступные, не сложные и не трудоем­кие методы исследования, разработки и принятия исследо­вательских решений
Доходчивость Предполагается понимание каждым исследователем и рабо­тающим всего того, что касается основополагающих вопро­сов исследования и реализации их результатов при внедре­нии в СУ
Согласованность Исследование должно быть согласовано с целями, задача­ми, стратегией, тактикой, временем функционирования и уровнями управления СУ
Специфичность Имеет место обязательный учет при проведении исследова­ния особенностей объекта
Оперативность Исследовательские операции выполняются быстро и эф­фективно; своевременно устраняются отклонения от уста­новленного хода процесса познания
Автономность Исследования СУ должны быть относительно самостоя­тельными
Экономичность Характерно стремление обеспечить снижение затрат на всех этапах исследования СУ, чтобы повысить эффективность исследовательских работ
Комфортность Исследователям создается максимум удобств для творче­ской работы и реализации их потенциала и возможностей, в том числе обеспечивается психологический комфорт
Параллельность Обязательно одновременное проведение отдельных видов исследовательских работ для сокращения сроков и повы­шения оперативности исследований
Специализация Имеет место рациональное разделение исследовательского труда в СУ
Концентрация Выполняются однотипные исследовательские задачи в од­ном исследовательском подразделении и (или) обеспечива­ется концентрация усилий работников на достижение ос­новных целей и решение задач исследования СУ
Адаптивность Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним и внутренним факторам, влияющим как на организацию исследовательских работ, так и на СУ
Систематич-ность Предполагаются постоянное непрерывное и сравнительно ритмичное выполнение всех работ по исследованию СУ, а также обоснованная долговременность действий, обеспечи­вающих реализацию исследовательских решений
Научное равенство Каждому исследователю обеспечивается свободное высказы­вание гипотез, идей, мнений, оценок, предложений. Истин­ность и применимость высказываний должна оцениваться независимо от их авторства, что исключает учет должностного положения, научных степеней и званий, прежних заслуг и т.п. каждого из участников исследования СУ
Консультатив-ность При проведении исследований должна быть обеспечена воз­можность свободного выбора консультантов и использования консультаций. Каждый участник исследования должен иметь возможность получать и (или) давать консультацию.
Ответствен-ность Обеспечивается реальная индивидуальность и коллективная ответственность за результаты деятельности исследования СУ
Активизация и стимулирование При проведении исследования СУ исследуется комплекс методов, обеспечивающих усиление заинтересованности в высококачественном, производительном, новаторском и, главное, осознанном труде каждого исследователя (работ­ника) и всего исследовательского коллектива (персонала организации) в целом
Коллективное творчество Привлекается широкий круг исследователей и специали­стов разного профиля и уровня (от руководителей до рядо­вых специалистов и рабочих включительно). Процессы коллективного творчества должны управляться
Творческая ак­тивность У каждого участника исследования должны быть внутрен­нее стремление к активным действиям и право на проявле­ние своих творческих способностей и свободы мышления (полетов мысли, фантазий, воображения, высказывание любых идей) для достижения целей исследования. На дей­ствующих СУ менеджеры и весь персонал должны обладать исследовательской креативностью и инновационностью мышления. Развитие и проявление таких свойств у них следует мотивировать, что, в конечном итоге, должны обеспечить как знания, умения и навыки, так и интерес к достижению целей деятельности, самостоятельную созида­тельную инициативу при проведении исследований
Методический подход Проведение исследования должно осуществляться не в случайной последовательности, а по заранее обоснованной технологии, оформленной в определенную методику
Замкнутость об­щих исследова-те­льских функций (замкнутость ис­следователь-ского процесса) Происходит реализация общих исследовательских функций, включая предвидение (прогнозирование), планирование, организацию, координацию, мотивацию, выполнение ра­бот, контроль, учет, анализ и регулирование исследователь­ской работы. Все эти общие функции в своей основе во многом аналогичны общим функциям менеджмента

 

Все принципы исследования взаимоувязаны между собой и при проведении исследовательских работ их следует использовать в комплексе

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему исследование выступает в роли функции управления?

2. Какие задачи решаются в ходе исследования?

3. Назовите основные черты менеджера исследовательского типа.

4. Что такое исследование?

5. Каково содержание исследования как вида деятельности человека? Назовите основные признаки исследования.

6. Какую роль играют исследования в деятельности человека?

7. В чем состоит цель исследования?

8. Назовите объект и предмет исследования.

9. Почему надо исследовать управление? Что это дает практике управления?

10. Какие виды исследования вы знаете?

11. Назовите основные характеристики и составляющие исследования.

12. Перечислите принципы исследования.

 

Литература

1. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука,1978.

2. Афаеасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат,1981.

3. Белов В.Г., Смольков В.Г. ИСУ (Исследование систем управления).- М.: Луч, Эликта-Принт,2000.

4. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000.

5. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: По­литехника, 1991.

6. Валуев С.А, Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. — М.: Машиностроение, 1993.

7. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 1993.

8. Исследование систем управления: Учеб. Пособие/ Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1979

10. Коротков Э.М. Исследование систем управления.- М.: ООО Издательско - Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003.

11. Ларин А.А. Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. -М.: РВСН, 1998

12. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.

13. Мессарович М., Мако Д.,Тахара И. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. М., Мир, 1973.

14. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

15. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб.пособие. – М.: ЦИТОО, 2001.

16. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советское радио, 1969

17. Основы общей теории систем: Учебное пособие. Ч.1. СПб.: ВАС, 1992

18. Партер У. Современные основания общей теории систем.: Пер. с англ. М.: Наука, 1971.

19. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

20. Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие.- М.: Национальный институт бизнеса, 1999.

21. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1996.

22. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ, под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 1997.

23. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998

24. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Ла­пусты. — М.: ИНФРА, 1998

25. Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988

26. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. —М.: ИНФРА-М, 1999.

27. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

28. Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды и характеристики исследований | Технология исследования и виды проводимых работ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.