Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология исследования и виды проводимых работ

Оценки в исследовании СУ.

Принципы обеспечения эффективности исследования

Эффективность исследования СУ и основные факторы ее формирования

Фактологическое обеспечение исследования

Организация исследования СУ

Бизнес-планирование прикладных исследований СУ

Принципы и этапы планирования исследований СУ

Технология исследования и виды проводимых работ

Основы общей теории систем: Учебное пособие. Ч.1. СПб.: ВАС, 1992

18. Партер У. Современные основания общей теории систем.: Пер. с англ. М.: Наука, 1971.

19. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

20. Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие.- М.: Национальный институт бизнеса, 1999.

21. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1996.

22. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ, под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 1997.

23. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998

24. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Ла­пусты. — М.: ИНФРА, 1998

25. Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988

26. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. —М.: ИНФРА-М, 1999.

6.2. Программа исследования: структура, основное содержание

6.3. Планирование работ при исследовании СУ: основные задачи, формы

 

 

Любое исследование является организованным процессом, ос­нованным на определенной технологической схеме, которая от­ражает последовательность и комбинацию методов исследования.

Технология — это вариант рационального построения исследо­вания.

Например, строительство дома предполагает сначала воз­ведение фундамента, затем самого здания и, наконец, — крыши. Это сам процесс строительства, отражающий содержание и особен­ность этого вида деятельности. Но технология строительства мо­жет быть разнообразной в рамках этого процесса: можно заложить сначала часть фундамента и по этой части начать возводить сте­ны; можно параллельно заготавливать элементы крыши. Все за­висит от наличия и распределения строительных материалов и выбора варианта их использования.

Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения рабо­ты, технология — это вариант рационального выполнения работ.

В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий (время, ресурсы, квалификация, острота про­блемы и пр.) технологические схемы могут быть различными. Важно выбирать эффективные технологические схемы или кон­струировать их в соответствии с реальными потребностями и ус­ловиями.

1) Наиболее простая и распространенная технология — линейная технология, заключающаяся в последовательном проведении ис­следований по этапам постановки проблемы, формулировании задач ее решения, выборе методов исследования, проведении ана­лиза и поиска позитивных решений, экспериментальной провер­ке решения, если она возможна, разработке инноваций.

Каждый этап характеризуется оригинальным набором методов исследования и временными ограничениями, что и определяет успех проведения исследования.

На практике не всегда удается построить технологическую схе­му так прямолинейно и последовательно. На каждом изэтапов могут возникнуть новые проблемы или затруднения, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его исследование. Например, может оказаться, что проблема определена поверхностнои односторонне, появилась необходимостьрассмотреть ее в новом ракурсе и т.п.

Все это может заставить возвратиться к пройденным этапам, скорректировать уже проведенные исследовательские работы.

2) Так возникает новый тип технологии исследования — тип цикличес­кого исследования, который характеризуется возвратом к пройден­ным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежно­сти результатов.

3) Многие схемы рациональных технологий предполагают возмож­ность параллельного выполнения работ или операций. Например, при решении сложных, комплексных проблем можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно, а в некоторых случаях это просто необходимо. Данная технология экономит вре­мя, позволяет более эффективно использовать персонал, повышает его компетентность и производительность деятельности.

4) Разновидность технологии параллельного исследования — тех­нология разветвления деятельности: разделение аспектов пробле­мы или функций ее решения, проведение по отношению к неко­торым видам проблем одинаковых, но параллельных исследова­ний. Ведь исследование — это всегда поиск неизвестного, нового, необычного в целях получения наилучшего результата.

5) При наличии проблем в исследовании, решение которых труд­но представить в заранее определенной технологической схеме, используют технологию адаптивного типапоследовательную корректировку технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования. Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам, и эта оценка необходима для определения нового этапа.

Технологическая схема исследования не может не учитывать конкретных целей его проведения — это могут быть

-цели карди­нального решения проблемы,

-цели частичного решения пробле­мы,

-цели получения новых знаний и развития образования слу­жащих,

-цели разработки программы нововведений.

6) Для достижения целей частичных изменений используется тех­нология последовательных изменений качества деятельности: оценка существующего качества управления и поиск непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая техно­логия позволяет проводить исследования при наличии незначи­тельных ресурсов, избегать рисков, инноваций, повышать надеж­ность преобразований.

Существует также технология случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уде­лять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется лю­бая проблема и, отталкиваясь от нее, исследуются смежные про­блемы, устанавливаются связи, определяется на этой основе траектория развития, которая и выявляет главную проблему, на ко­торой необходимо сосредоточить внимание.

7) Еще одна технология исследования — технология критериаль­ной корректировки: при подготовке исследования разрабатывает­ся не сама технологическая схема, а комплекс критериев ее воз­можной корректировки при проведении исследования.

Если мы получим определенный результат, тогда будем выпол­нять определенные действия, в противном случае мы вернемся к предыдущему или какому-либо другому этапу и продолжим по­иск снова. Эта технологическая схема иногда называется алгорит­мом исследования.

Выбор технологических схем проведения исследования способ­ствует повышению его эффективности. Технология исследования в значительной степени отражает искусство исследователя.

Исследование систем управления предполагает проведение разнообразных видов работ. Их характер и содержание зависят от цели и вида проводимого исследования, а также от специфики исследуемого объекта.

Однако существуют виды работ, которые реализуются при проведении любого исследования:

постановка целей и задач исследования;

определение объекта и предмета исследования;

предварительный анализ имеющейся информации;

выявление проблемы;

формулировка исходных гипотез;

сбор и обработка информации;

анализ и обобщение результатов;

проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

формулирование выводов, проверка их обоснованности;

окончательная формулировка результатов исследования.

Кроме того, при исследовании систем управления могут осуществляться разработка экономико-математических моделей, их использование для получения дополнительной информации, про­ведение экспериментов. Эти виды работ выполняются не всегда, так как моделирование и экспериментирование усложняют про­цесс исследования, делают его более длительным и дорогостоящим. Но следует помнить, что использование в процессе иссле­дования экономико-математических моделей и эксперимента по­вышает достоверность и надежность получаемых результатов.

6.2. Программа исследования: структура, основное содержание

Обычно каждое исследование, в том числе систем управления (СУ), должно начи­наться с составления программы исследовательских работ.

Про­грамма исследования СУ представляет собой комплекс основопола­гающих положений проведения исследовательских работ, опреде­ляющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его про­ведения

Программа разрабатывается на основе определения и осознания целей развития организации (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и пр.), определения проблем ее развития, выделения решающих проблем, продвигающих развитие к цели кратчайшим путем.

Программа должна давать ясный ответ на вопросы: зачем необходимо проводить исследование, что исследовать и какими средствами и методами? Она должна содержать обо­снование актуальности и важности проблемы как предмета исследова­ния, раскрывать ее общее содержание и роль относительно других про­блем, необходимые условия для успешного решения проблемы (финан­сирование, кадровое обеспечение, организационные условия, временные ограничения и пр.).

По существу, она является документом, в котором излага­ются исчерпывающие сведения о планируемой исследовательской работе и характеризуется форма конкретизации целей исследования.

Структурно программа, в основном, включает:

1) титульный лист;

2) список исполнителей и соисполнителей;

3)основную часть:

· обоснование актуальности проведения исследования,

· его цели и задачи,

· объект и предмет,

· ресурсы,

· методы и используемые технические средства,

· условия проведения,

· ожидаемые результаты,

· календарный план с указанием сроков проведения исследовательских работ;

· смету затрат;

· источники финансирования,

· контроль за ходом исследования.

Содержание структурных разделов программы должно давать ответы на многие вопросы. В первую очередь это относится к вопросам актуальности и цели проведения исследования. Именно ответы на данные вопросы определяют содержание программы исследования.

В зависимости от охвата различных областей системы управ­ления исследования можно разделить на: комплексные, локальные, функциональные, многофункциональные, междисциплинарные.

Комплексные исследования включают в себя рассмотрение це­лого ряда вопросов, касающихся функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных частей.

Локальные исследования осуществляются по одному из направ­лений или участков работы аппарата управления (исследование документационного обслуживания деятельности аппарата управ­ления, технологии выполнения основных и наиболее массовых видов работ, организационной структуры и т.п.).

Функциональные исследования охватывают одну из предметных областей деятельности аппарата управления (исследование в об­ласти управления финансовой или маркетинговой деятельнос­тью и др.).

Многофункциональные исследования охватывают несколько функций деловой активности (например, организация производ­ства, технология и маркетинг). Они концентрируются на взаимо­действии между ними и на проблемах, охватывающих более чем одну функцию.

Междисциплинарные исследования предусматривают анализ проблем с разных точек зрения. Например, проблема деловой стратегии организации может иметь технологические, экономи­ческие, финансовые, юридические, психосоциологические и дру­гие аспекты.

Таким образом, при разработке программы исследования необходимо в соответствии с его целью определить область, кото­рую оно будет охватывать, — это отправная точка для дальнейше­го планирования и организации работ.

В зависимости от поставленной цели определяются конкрет­ные задачи и объекты исследования. Программа исследования может включать рассмотрение различных предметных областей.

Так, при комплексном исследовании системы управления имеет смысл начать работу с общей характеристики организации, напри­мер область деятельности, продукция, история, местоположение и др. Для полного комплексного исследования надо рассмотреть также факторы внешней среды, но поскольку их очень много, сле­дует рассматривать наиболее значимые из них, помогающие реше­нию конкретной проблемы. В зависимости от цели исследований могут быть рассмотрены также задачи и стратегия организации в целом, управление финансами, маркетингом, производственной деятельностью, человеческими ресурсами и др.

Перечень объектов исследования составляется в соответствии с поставленными целями и задачами. Последовательность рас­смотрения предметных областей устанавливается с учетом специ­фических особенностей организации, имеющейся информации, пожеланий руководства и ожидаемых результатов.

Программа исследования представляет собой содержание и подробный план предстоящей деятельности. Разработка програм­мы предусматривает:

• определение перечня предметных областей, которые должны быть обследованы;

• установление приоритетов их рассмотрения, определение сте­пени детализации исследования;

• определение методики исследования, т.е. приемов и методов, которые следует использовать при выявлении и решении проблемы;

• определение методов и средств сбора и обработки информа­ции по исследуемой проблеме: составление анкет, карт, группировочных таблиц и других инструментов, необходимых для про­ведения работы;

• определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения.

 

6.3. Планирование работ при исследовании СУ: основные задачи, формы

 

Успешное исследование любого элемента и компонента СУ во многом зависит от планирования исследовательских работ.

План исследования — это комплекс показателей, отражающих связь и пос­ледовательность ключевых мероприятий, ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организаци­онными возможностями и вариантами ее практического решения.

Планирование обычно носит формально-директивный и доста­точно жесткий характер. Однако применительно к исследованиям оно таковым может быть частично, поскольку из-за наличия неоп­ределенностей, которые появляются в ходе проведения исследова­тельских работ, трудно заранее формализовать все детали и нюансы процесса познания, а также возможные риски и последствия при­нимаемых при этом решений.

Тем не менее планирование необхо­димо для формирования исследовательских групп и исполнителей, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения необходимых ресурсов и их распределения, установления последовательности проведения исследовательских работ и их контроля.

Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и ус­пешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущаю­щие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен.

Поэтому по слож­ным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возврат­ные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов.

Алгоритм это технология реше­ния проблемы, предусматривающая не только последовательность и парал­лельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содер­жательного взаимодействия проблем.

В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины (диапазон) сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.

Плани­рование исследования СУ— одна из важнейших функций менедж­мента любой организации. Серьезный подход к планированию соз­дает основу для получения объективных знаний о системе.

Плани­рование — это не только умение составить весь порядок действий для осуществления исследования, но и способность предвидеть всякие неожиданности при выполнении исследовательских работ. Отсутствие плана исследования СУ ведет, как правило, к безвоз­вратным потерям времени и других ресурсов, а в конечном итоге — к невозможности получения эффективных результатов познаватель­ной деятельности.

Любое нововведение приносит эффект лишь в том слу­чае, если оно подготовлено в техническом, экономическом, орга­низационном, кадровом и социально-психологическом отноше­нии, если учтено его воздействие на все стороны экономического и социального развития предприятия.

Основная задача планирования исследования систем управле­ния — определение системы мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

При проведении прикладных исследований, изучающих про­блемы конкретной организации, план работ может предусматри­вать также апробацию и внедрение результатов исследований в практику управления.

Апробация может состоять в обсуждении выполненного исследования с руководством организации, а так­же в рассмотрении полученных результатов на совещании, конфе­ренции, собрании трудового коллектива.

Внедрение результатов исследования осуществляется путем их активного применения в практике управления.

Формы отображения плановых работ могут быть ориентированы на:

1) процесс;

2) результат;

3) процесс и результат.

К первому виду относятся:

(а) координационный план (в котором отображаются мероприятия, исполнители, сроки исполнения и планируемый результат);

(б) ленточный график (предусматривает последовательность выполняемых работ, сроки их выполнения и исполнителей, отличается большей наглядностью, чем координационный план, но эта форма не позволяет отобразить взаимозависимость выполняемых работ);

(в) сетевой график;

(г) сетевая матрица.

Ко второму виду форм планов можно отнести дерево целей.

Третий вид может включать блок-схему процесса управления и логико-информационную схему процесса управления. Недостатком этих планов является отсутствие указаний на взаимосвязь работ, т.е. по данным формам нельзя ответить на некоторые вопросы (напри­мер: можно ли какую-либо работу начать раньше? что будет, если отдельные работы будут выполнены досрочно или позже установ­ленного срока? как это повлияет на сроки начала и окончания дру­гих работ?).

Многие из указанных недостатков можно преодолеть, отобра­жая планы с использованием сетевых методов.

Независимо от формы отображения практически всегда план исследования является конкретным продолжением намеченной ра­нее программы исследовательских работ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы исследования | Принципы и этапы планирования исследований СУ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.