КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценки в исследовании систем управления
Одной из сложных и важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр. Оценка – это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе решений по совершенствованию систем управления. Чем более точную оценку может провести менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения. Какой бы ни была оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к определенным показателям, которые характеризуют ее относительную определенность, законченность, количественное выражение, возможность использования в качестве стимулирования и пр. Каждое явление имеет определенные свойства, выражается в комплексе характеристик. В свою очередь, характеристики имеют показатели, дающие возможность судить о степени ее проявления, развитости, отличии от других характеристик, важности для оценки данного явления. Показатель — это оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.) Вообще показатели играют очень важную роль в управлении. Они выполняют три функции. 1) Показатель является формой представления информации. Именно в показателях информация используется в сжатом виде, агрегируется. От этого повышается эффективность ее использования, скорость обработки. Конечно, только в том случае, если показатель не искажает информации, что очень часто приходится наблюдать в практике управления. 2) Показатель является средством анализа целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование показателями вносит большую обоснованность в аналитическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления. Наконец, показатели всегда связаны с интересами человека, они существуют в поле его интересов, ибо отражают его деятельность, которой нет и не может быть без приложения и реализации интересов. 3) Поэтому показатель может выступать и реально выступает в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности деятельности. На показателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации. Показатели, используемые в исследовании системы управления, различны. Их совокупность, а также качество не всегда могут соответствовать целям исследования. Поэтому большое значение имеет выбор необходимых показателей или, при отсутствии подходящих, их конструирование. Для выбора показателей необходимо сделать классификацию, которая упорядочивает все их разнообразие и показывает, помимо прочего, каких показателей для проведения исследования недостает. В любом исследовании существует предмет и объект. В исследовании управления в качестве объекта исследования выступает система управления. Необходимы показатели, которые отражали бы состояние, функционирование и развитие этой системы. (1) Показатели состояния характеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений, свойств, квалификационных признаков, технических средств, информационных массивов и пр. К этой группе показателей относится и структура системы управления. Показатели состояния не обязательно должны быть натуральными. Они могут отражать и экономическое положение фирмы. Так или иначе, это показатели статики, показатели, фиксирующие мгновение в разнообразных процессах функционирования и развития системы управления. Существует другая группа показателей, отражающих изменения, происходящие в управлении. Такие изменения могут быть повторяющимися, воспроизводимыми и невоспроизводимыми, характеризующими возникновение нового качества. Это показатели динамики, ( 2) показатели функционирования и (3) показатели развития. (2) Показатели функционирования включают те процессы, которые позволяют судить о поддержании необходимых для нормальной работы соотношений, сочетаний, соответствий, пропорций, совместимости (например, функций, полномочий, технических средств и пр.). (3) Показатели развития отражают появление новых свойств, рост характеристик, увеличение масштабов, новые варианты использования ресурсов, все, что характеризует появление нового качества. Показатели предмета исследования включают показатели цели, ресурсов и условий их использования. Действительно, реальное управление — это осознание и формулирование цели, распределение и использование ресурсов, которые выступают средствами ее достижения и, наконец, учет конкретных условий, которые и ограничивают возможности использования ресурсов, и в то же время имеют благоприятные факторы, которые надо увидеть, учесть, использовать для достижения цели. Предмет исследования отражает множество показателей: экономические, материально-технические, информационные, социологические, организационные. Это показатели, выделяемые по составу ресурсов, основным характеристикам цели и условиям ее достижения. В исследовании используются различные показатели по конструкции. Это показатели простые и сложные. Простым показателем является, например, количество работников в отделе, сложным (его иногда называют синтетическим, расчетным) является показатель производительности труда, эффективности, средней величины затрат времени и пр. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и методики расчета. Конечно, именно такие показатели являются основой современного управления, ибо они полнее отражают те функции, которые присущи показателям. Показатели могут быть количественными и качественными. Это разделение их носит в определенной степени условный характер. Качество может быть оценено и отражено и в количественных параметрах и единицах. Это разделение отражает лишь возможности точного измерения, наличие объективной шкалы оценки. Если персонал можно выразить в совершенно точных количественных измерениях, то, например, социально-психологическую атмосферу коллектива можно отразить лишь в показателях «хорошая» или «плохая» или в сочетании этих субъективных и неопределенных оценок. Может быть, эту классификацию лучше представить как группу показателей приблизительных и грубых оценок и показателей точных количественных оценок. В практике исследования необходимы и те, и другие. Показатели в их функции средства воздействия имеют определенный организационный статус. Можно по этому их признаку выделить показатели регламентного типа, нормативного, инструктивно-информационного. Каждая из этих групп сопровождается комплексом определенных требований, которые и определяют организационный статус показателя. Регламентные показатели обязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.); нормативные - регулируют деятельность по средним величинам или пределам отклонений (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.); инструктивно-информационные - дают возможность полнее учитывать конкретные условия работы, позитивный опыт. По универсальности можно разделить показатели на универсальные и узкоспециализированные. Первые дают возможность проводить сравнительный анализ различных свойств, объектов и условий, вторые — полнее исследовать специфику, оценить ее глубину, положительные и негативные проявления. Существуют также показатели обобщающего типа (интегральные) и показатели конкретные, которые характеризуют классификационные различия или дифференциацию признаков, функций, методов и т.д. В исследовании управления большую роль играет сочетание экономических и натуральных показателей. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое технология исследования и какие ее виды вы знаете? 2. Что такое программа исследования, какова ее структура и порядок ее разработки? 3. Что такое план исследования каковы формы отображения плановых работ? 4. Назовите принципы и этапы планирования исследований СУ. 5. Что такое бизнес-план исследований, для чего он составляется и какова его структура? 6. Что понимается под «организацией исследования» и в каких формах она может осуществляться? 7. Что понимается под «эффективностью исследования» и каковы факторы, характеризующие исследовательский потенциал управления? 8. Соблюдение каких принципов обеспечивает эффективность исследования СУ? 9. Какие показатели используются для оценки объекта исследования? 10. Какие показатели используются для оценки предмета исследования?
Литература 1. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы.-М.: Наука,1978. 2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М.: Политиздат,1981. 3. Белов В.Г., Смольков В.Г. ИСУ (Исследование систем управления).- М.: Луч, Эликта-Принт,2000. 4. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000. 5. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. и др. Системный анализ в экономике и организации производства. - Л.: Политехника, 1991. 6. Валуев С.А, Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. — М.: Машиностроение, 1993. 7. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 1993. 8. Исследование систем управления: Учеб. Пособие/ Под ред. Короткова Э.М. – М.: ИНФРА-М, 2003. 9. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. Пер. с англ. М.: Советское радио, 1979 10. Коротков Э.М. Исследование систем управления.- М.: ООО Издательско - Консалтинговое Предприятие «ДеКА», 2003. 11. Ларин А.А. Теоретические основы управления: Учебное пособие. Ч.1. Процессы, системы и средства управления. -М.: РВСН, 1998 12. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ГУ ВШЭ, 2002. 13. Мессарович М., Мако Д.,Тахара И. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. М., Мир, 1973. 14. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. 15. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб.пособие. – М.: ЦИТОО, 2001. 16. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем: Пер. с англ. –М.: Советское радио, 1969 17. Основы общей теории систем: Учебное пособие. Ч.1. СПб.: ВАС, 1992 18. Партер У. Современные основания общей теории систем.: Пер. с англ. М.: Наука, 1971. 19. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 20. Рогожин С.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие.- М.: Национальный институт бизнеса, 1999. 21. Словарь-справочник менеджера. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1996. 22. Скоун Т. Управленческий учет./Пер. с англ, под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 1997. 23. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие. –М.: Юнити, 1998 24. Справочник директора предприятия. /Под ред. М.Г. Лапусты. — М.: ИНФРА, 1998 25. Теория управления. Терминология: Сборник рекомендуемых терминов. Вып. 107. –М.: Наука, 1988 26. Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. —М.: ИНФРА-М, 1999.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |