КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешняя торговля России
В результате крушения экономической системы на Россию в начале 21в. Приходилось менее 3% мирового ВВП. По объему внешнего оборота Россия занимала в 2000-2001г. 20-21 место, рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия. По сравнению с 1990г. физический объем внешне торгового оборота России сократился вдвое, значительно ухудшилась его товарная структура. Причина: резкий спад производства и разрыв сложившихся хозяйственных связей на территории бывшего СССР и самой России. Резкий спад внешнего оборота приходится на первые годы реформ. При этом ВВП сократился на 30%, а внешнеторговый оборот уменьшился вдвое, а с бывшими Советскими Республиками – втрое. С 1994-1997г. неравномерное увеличение экспорта, импорта. Прирост экспорта обеспечивается топливно-сырьевые товары, но не из-за увеличения их производства, а вследствие переключения на внешние рынки продукции, не находящие сбыта на внутреннем рынке, в результате свертывания спроса. Это оказалась выгодным для экспортеров, поскольку мировые цены, пересчитанные на рубли, были выше внутренних. Значительная доля внешнеторгового оборота приходится на торговые отношения, которые миновали официальную статистику. Это челночная торговля, контрабандная торговля, бартер, увод валютной выручки в результате фиктивного занижения экспортных цен. В течение всех происходящих лет отличался значительно актив торгового баланса в России в результате падения курса рубля в 1998г. привело к резкому сокращению импорта и созданию дополнительных стимулов для экспортеров. В 2001г. импорт вновь начал расти в связи с увеличением доходов населения, перемещением спроса на более качественную импортную продукцию и сглаживанием резких ценовых различий между отечественными и иностранными товарами.
Товарная структура внешней торговли. Внешний спрос ограничивается товарами топливно-сырьевой группы, удобрениями, лесоматериалами. Машиностроительные и другие виды продукции не выдержат конкуренции и мирового рынка или не имеют возможности преодолеть дискриминационные барьеры, устанавливавшие странами запада. На экспорт направляли: Нефти, добытой в стране – 45% Природный газ – 35% Нефтепродуктов – 36% Готового проката черных металлов – 23% Необработанных лесоматериалов – 39% Целлюлоза – 84% На страны дальнего зарубежья приходилось 87% всей стоимости экспорта, в том числе 65% - на промышленно развитые страны, 22% - на развивающиеся, 13% - на страны ближнего зарубежья. Основные партнеры: Германия, Италия, США, Китай. Топливо- сырьевая ориентация российского экспорта носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки, удерживая экономику от еще большего спада. Однако это ограничивает возможности развития обрабатывающих отраслей и АПК; вывоз за рубеж 4/5производственных удобрений наносит огромный ущерб с/х. Экспорт цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным потребителя, также относятся к рыночным аномалиям. Кроме этого гипертрофическое развитие таких отраслей, как металлургия, базовая химия приводит к значительному загрязнению окружающей среды. Машинное оборудование в экспорте значительную долю - меньше 10%(В США, и Германии – 50%). В вывозе продукции обрабатывающих отраслей более 50% - низкотехнологическая продукция; чуть больше 40% - среднетехнологическая; только 1,5 – 1,8% - наукоемкая, высокотехнологическая. Конкурентоспособен только экспорт военной техники и то только 4-е место после США, Великобритании, Франции.
Импорт в 1990г. представлял продовольствие, сырье для его производства, также одежду, обувь, легковые автомобили и т.д.. После 1998г. доля отечественной продукции питания и потребительских товаров поднялась до 60%, однако, структура ввоза не изменилась. Доля импорта в общем объеме ВВП составляет 24,9%, в объеме розничной торговле – 39%. Эти показатели говорят о том, что с точки зрения безопасности страны и надежности обеспечения внутренних потребностей в продовольствии, лекарствах, некоторых других товарах допустимый порог внешней зависимости превышен. Однако развитие внешнеэкономических связей способно помочь возрождению России. Стране необходимо повышать конкурентоспособность продукции на мировых рынках. России еще не один год придется опираться на минеральные ресурсы, как важнейший источник валютных поступлений. Целесообразно повышать степень переработки первичного сырь, топлива, кроме этого необходимо увеличение экспортных мощностей в отраслях, где используются высокие технологии (военно-технологический комплекс, авиакосмическая, атомная отрасли). Кроме этого важнейшее значение имеет развитие внутреннего рынка за счет повышения платежеспособного спроса и увеличения предложения товаров и услуг. Экономика России должна стать привлекательной для прямых и иностранных инвестиций.
4.Практика регулирования внешней торговли. Совокупность мер, используемых государством, представляет собой его внешнеторговую политику. Современная система протекционистских мер направленная на создание национальным производствам наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления: а) Тарифные барьеры, предполагают использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения национальным производителям конкурировать с иностранными фирмами, как правило устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции, полуфабрикатов, особенно предметов роскоши. б) Нетарифные барьеры – совокупность прямых или косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвляющей системы экономических, политических, административных методов. Прямые: лицензирование внешнеэкономических операций; введение государственных монополий на некоторые виды операций; контингентирование. Контингентирование – установление определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров. Контингентирование обычно устанавливается в форме списков товаров, свободный ввоз и вывоз которых ограничен %-м от объема или стоимости их национального пр-ва при исчерпании кол-ва или суммы экспорта (импорта) товара прекращается. Лицензирование – предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензий) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции. Данная система даст возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения экономических и политических целей. В некоторых случаях лицензированная система выступает разновидностью таможенного обложения применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов. Государственная монополия - исключительное право государственных органов или уполномоченных ими частными фирмами на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности. Косвенные – в отличие от прямых не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности и уменьшением ее объемов, но не менее фиктивны. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают: а) национальные стандарты б) национальная налоговая система. Не соблюдение национальных стандартов может служить поводом к запрету ввода импорта, продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Налоговая система строится таким образом, чтобы создавать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции. К формам косвенных ограничений также относятся закрытые для иностранцев отдельных портов железнодорожных станций. Запрет приобретения государственной организации импортных товаров при наличие национальных аналогов. Существенную роль в политике протекционистских мер играют средства государственного стимулирования экспорта. Эта система финансовых льгот национальным экспортом для повышения конкурентоспособности на внутренней и внешнем рынках: 1.дотация экспортерам в виде экспортных премий, оплаты транспортных услуг. 2.выдача на льготных условиях экспортных кредитов. 3. расходы по обучению кадров. Регулирование международной торговли в последний период осуществляется по линии генерального соглашения по торговли и тарифам. ГАТТ было создано в Женеве в 1947г.(после войны). Основные положения ГАТТ: 1.режим наилучшего благоприятствования, т.е. соблюдения равенства и не дискриминация всех участников внешней торговли. 2. признание правомочности применения средств внешнеторгового регулирования; при этом ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства; остальные ограничения, если могут применятся, то временно. За послевоенный период в регулирование деятельности ГАТТ были сокращены таможенные пошлины в 10раз. 3.это положение касается принципов принятия решений и действий. Это отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. Текущая деятельность ГАТТ состояла в проведении многосторонних встреч – раундов, где обсуждались основные вопросы. Всего было 8. Приемщица ГАТТ начала деятельность с января 1995. Её первая министерская конференция состоялась в декабре 1996 в Сингапуре. Пятая конференция - в сентябре 2003 в Мексике. Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем послевоенного сокращения импортных пошлин и устранение нетарифных барьеров. ВТО представляет собой многоструктурный контракт нормами и правилами которого регулируются свыше 90% мировой торговли товарами и услугами. Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 правовых документов. Основными из них являются: 1.соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему: а) многосторонние соглашения по торговли товарами б) генеральное соглашение по торговли услугами в) соглашение о торговых аспектов интеллектуальной собственности г) договоренность о правилах и процедурах регулирующих разрешения споров д) механизм обзора торговой политики е) многоструктурное соглашение с ограниченным участием. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 153 г-в, причем только 18 из них стали новыми членами.(Эквадор, Болгария – 1996г, Монголия – 1997г, Латвия, Эстония – 1999г, Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия – 2000г, Литва, Молдова – 2001г, Армения, Македония – 2003г.). Более 30 г-в имеют статус наблюдателя. Подавляющее большинство из них находятся на различных ступенях присоединения к ВТО, в том числе Россия,, др. страны СНГ(кроме Туркмении), Алжир и т.д.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |