Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития семейного права. Понятие и принципы СП. История




Понятие и принципы СП. История.

Лекция

Вопросы

Политика государства в области семейного права.Понятие семьи.

Основные начала семейного законодательства.

Право и дееспособность в семейном праве

Источники Семейного права

 

 

Современная семья — продукт длительного исторического развития брачно-семейных отношений. В юридической литерату­ре под семьей принято понимать основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и иму­щественными правами и обязанностями, моральной и матери­альной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства. Исходя из ее функций семья является ни с чем не сравнимым общественным организмом, удовлетво­ряющим целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т. п.).

Семья в РФ является объектом государ­ственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении каче­ства жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет со­бой целостную систему принципов, оценок и мер организацион­ного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на
улучшение условий и повышение уровня жизни семьи.

Основные направления государственной семейной политики включают: а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семь­ям; б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; в) кардинальное улучшение охраны здо­ровья семьи; г) усиление помощи семье в воспитании детей.

В РФ основными принципами государствен­ной семейной политики провозглашены: а) самостоятельность и ав­тономность семьи в принятии решений относительно своего раз­вития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации и трудовой сфере и в общественной деятельности; д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) при­нятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанной с вынужденной миграци­ей, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществле­ние дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государствен­ной семейной политики.

Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных госу­дарственных мер по укреплению и поддержке семьи.

Одной из основных стратегических задач социальной поли­тики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повы­шение качества жизни семей. В этой связи Концепцией демогра­фического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р (СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873), пре­дусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адрес­ной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повы­шения рождаемости. Семейному законодательству отводится важное место в обес­печении прав и интересов членов семьи. Оно исходит из необхо­димости: а) укрепления семьи; б) построения семейных отно­шений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи; в) ответственности перед семьей всех ее членов; г) недопустимо­сти произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; д) обеспечения беспрепятственного осуществления семейных прав; е) возможности судебной защиты семейных прав.

Основные начала (принципы) семейного законодательства.

Под основными началами (принципами) семейного законодательства понимаются руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли законодательства и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Без учета основных начал (принципов) семейного законодательства невозможно правильно толковать и применять его нормы.

Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, — обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц (ст. 12 СК). Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16—23 СК). Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака (ст. 22 СК).

Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т. д.) (ст. 31, 32, 39, 61 СК).

Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенстваправ супругов в семье и тесно связан с ним. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.).

Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. Российская Федерация как участник Конвенции о правах ребенка приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних детей (личные неимущественные и имущественные права — ст. 54—60 СК), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, образованию и содержанию детей (ст. 61—68, 80 СК). Особое значение имеет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54 СК). Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому Инком, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет их семейному воспита­нию (усыновление, опека и попечительство, приемная семья — ст. 123 СК).

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь как с нравственной, так и с правовой позиции должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным по объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предус­матривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I, II и III группы, лица пенсионного возраста), но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93— 98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.

Право и дееспособность в семейном праве

Субъекты семейных правоотношений (т. е. семейных отношений, урегулированных нормами семейного права) наделяются законом семейной правоспособностью и семейной дееспособностью. В СК нет понятий семейной правоспособности и дееспособности. Определение этих категорий разработано в теории семейного права, где отмечается как близость семейной правоспособности и дееспособности с правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве, так и их определенное своеобразие.

Семейная правоспособность — это юридическая возможность (способность) гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак; право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним и др.). Семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с момента рождения гражданина, но ее содержание зависит от его возраста. Семейная дееспособность — это юридическая способность (воз­можность) гражданина самостоятельно (своими собственными действиями) приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Полная дееспособность граждан всемейном праве возникает, как и в гражданском, с восемнадцати лет. Не обладают семейной дееспособностью лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства. Несовершеннолетние обладают семейной дееспособностью не в полном объеме, т. е. являются частично дееспособными. Однако в семейном праве для участия в семейных правоотношениях не обязательно обладать полной дееспособностью. Например, частичная дееспособность несовершеннолетнего ребенка не препятствует возникновению правоотношения между ним и его родителями (правоотношения по воспитанию, образованию и содержанию ребенка).

 

Источники семейного права

 

Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15 Конституции РФ).

В законодательстве субъектов РФ подтвержден установленный Конституцией РФ и СК принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федерацией (например: Устава Ярос­лавской области; Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского ав­тономного округа; Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автоном­ных округов РФ). В некоторых субъектах РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства (например: Устава Нижегородской области).

«Сердцевиной» всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.). Ныне действующий СК — четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений — включает в себя 171 статью и состоит из 8 разделов.

В состав семейного законодательства входят и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разд. VI «Формы воспитания
детей, оставшихся без попечения родителей» СК норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этим законом оп­ределены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до двадцати трех лет. Разработан и принят прямо названный в ст. 122 СК Феде­ральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Отдельные нормы семейного права содержатся и в ряде других федеральных законов (Феде­ральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные зако­ны, но также и законы субъектов РФ. Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст.3 могут регулиро­ваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные
отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ребенку
(п. 2, 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родите­лей (п. 1 ст. 123 СК); установление порядка и размера выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребен­ка (п. 5 ст. 150 СК); установление размера оплаты труда прием­ных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).

Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это согласуется с принципом единства се­мейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных се­мье федеральным законодательством минимальных соци­альных гарантий и льгот (п. 13 Основных направлений государ­ственной семейной политики). Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не долж­ны противоречить как СК, так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подле­жит СК или федеральный закон (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. № 8).

К источникам семейного права относятся и иные нор­мативные правовые акты, регулирующие семейные отноше­ния, включая, в первую очередь, указы Президента РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отноше­ний носят нормативный характер, т. е. содержат общие прави­ла, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосу­дарственного уровня, имеющие комплексный характер (на­пример, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основа­нии и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов РФ это возможно лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Прези­дента РФ.

Так, в соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82); определение порядка пе­редачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст. 125); установление по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением (п. 2 ст. 1261); установление пе­речня заболеваний, при наличии которых лицо не может усы­новить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127); утверждение положения о приемной семье (ст. 151); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержания ребенка в приемной семье (ст. 155); определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст. 165).

Нормативные акты федераль­ных органов исполнительной власти. Т акие акты издава­лись как до, так и после принятия СК. Так, например, во ис­полнение постановления Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии ко­торых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» (СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304) был издан приказ Министерства здравоохране­ния РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» (БНА РФ. 1996. № 8), которым утверждены Положение о медицинском освидетельствовании граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, и Фор­ма медицинского заключения по результатам освидетельствова­ния гражданина (гражданки), желающего(ей) усыновить, при­нять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным учреждением здраво­охранения. На основании Правил передачи детей на усыновле­ние (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Рос­сийской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 (СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1590), приказом Министра образования РФ от 20 июля 2001 г. № 2750 (РГ. 2001. 12 септ.) утверждены типовые формы документов по учету кан­дидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществ­лению контроля за условиями жизни и воспитания усыновлен­ных детей в семьях.

Представляется, что ведомственные нормативные акты, за­трагивающие отношения, регулируемые семейным законода­тельством, могут издаваться только на основании, по поруче­нию и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение будет противоречить требова­ниям СК.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобща­ется практика по делам, вытекающим из брачно-семейных от­ношений, не являются источниками семейного права. Однако
они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним прежде всего относятся ру­ководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ послед­
него времени, данные уже после принятия CK, в постановлени­ях Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рас­смотрении дел об установлении отцовства и о взыскании али­ментов» (БВС РФ. 1997. № 1), от 4 июля 1997 г. № 9 «О приме­нении судами законодательства при рассмотрении дел об уста­новлении усыновления» (БВС РФ. 1997. № 9), от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении
споров, связанных с воспитанием детей» (БВС РФ. 1998. № 7) и от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (БВС РФ. 1999. № 1).

Кроме того, следует также иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ (За­кон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» // Ведомости РСФСР. 1990. № 21. Ст. 237; постановление Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. № 8 «О применении судами Российской Федерации постанов­лений Пленума Верховного Суда Союза ССР» (в ред. постанов­ления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11).

Гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и к личным неиму­щественным отношениям между членами семьи, а в ряде случа­ем между другими родственниками и иными лицами при усло­вии, что они не урегулированы соответствующими нормами се­мейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. Однако в любом случае приме­нение норм гражданского законодательства не должно противо­речить существу семейных отношений, обладающих определен­ной спецификой. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосред­ственно предусмотренных СК. В ряде статей СК указаны конк­ретные нормы ГК, которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства: ст. 198—200 и 202—205 ГК — при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК); ст. 257, 258 ГК — при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фер­мерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК); ст. 451—453 ГК — при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжении заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК); ст. 26, 28 ГК — при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве соб­ственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК); ст. 37 ГК — при осуще­ствлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 СК); п. 1 ст. 165 ГК — при несоблюдении.предусмотренной законом формы соглашения об уплате али-1ментов (п. 1 ст. 100 СК); п. 2 ст. 36 ГК — при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под [попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК); ст. 36—38 ГК— при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК); ст. 181 ГК — при применении срока исковой давности к признанию брака недействитель­ным (п. 3 ст. 15 СК).

Восполнение пробелов в семейном законодательстве возможно посредством аналогии закона или аналогии права. В теории права под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отноше­ния, а под аналогией права — решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законо­дательства.

Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются: а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглаше­нием сторон; б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения. Именно в такой ситуа­ции к спорным отношениям между членами семьи применяют­ся нормы семейного и (или) гражданского права, регулирую­щие сходные (т. е. близкие по характеру) отношения. В против­ном случае оснований использования аналогии закона не имеется. Однако следует иметь в виду, что разрешение семейно­го спора при помощи аналогии не должно противоречить суще­ству семейных отношений. Если же отсутствуют нормы семейного и (или) граждан­ского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации даже по аналогии как регу­лирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обя­занности членов семьи должны определяться исходя из анало­гии права, т. е. из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных в ст. 1 СК и ст. 1 ГК.

Аналогия права применима в крайнем случае при невозмож­ности прибегнуть к аналогии закона. При использовании анало­гии права необходимо обязательно учитывать принципы гуман­ности, т.е. человеколюбия (от лат. humanus), разумности или основанности на здравом смысле.

В случае расхождения отдельных положений семейного за­конодательства с правилами международного договора, в ко­тором участвует Российская Федерация, или с общепризнан­ными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором РФ или нормами. Причем со­гласно ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с
международным договором РФ обращаться в межгосударствен­ные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой за­
щиты.

В Российской Федерации признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов, включая Всеобщую декларацию человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвидации всех дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о tux ребенка, Венскую декларацию и Программу действий мирной конференции по правам человека, Пекинскую декларацию и Платформу действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций (п. 7 Основных направлений государственной семейной политики).

Особо следует выделить такой международный договор РФ по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвен­ция стран — участниц СНГ о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Принята 22 января 1993 г. Ратифицирована Федеральным зако­ном от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.