КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития семейного права. Понятие и принципы СП. История
Понятие и принципы СП. История. Лекция Вопросы Политика государства в области семейного права.Понятие семьи. Основные начала семейного законодательства. Право и дееспособность в семейном праве Источники Семейного права
Современная семья — продукт длительного исторического развития брачно-семейных отношений. В юридической литературе под семьей принято понимать основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и имущественными правами и обязанностями, моральной и материальной общностью, взаимной поддержкой, воспитанием детей, ведением общего хозяйства. Исходя из ее функций семья является ни с чем не сравнимым общественным организмом, удовлетворяющим целый комплекс насущных человеческих потребностей (в рождении и воспитании детей, духовном общении, взаимной моральной и материальной поддержке членов семьи и т. п.). Семья в РФ является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на Основные направления государственной семейной политики включают: а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям; б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; в) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; г) усиление помощи семье в воспитании детей. В РФ основными принципами государственной семейной политики провозглашены: а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития; б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; в) приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается; г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации и трудовой сфере и в общественной деятельности; д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях; е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями; ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанной с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами; з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики. Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи. Одной из основных стратегических задач социальной политики государства является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций, повышение качества жизни семей. В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р (СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873), предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости. Семейному законодательству отводится важное место в обеспечении прав и интересов членов семьи. Оно исходит из необходимости: а) укрепления семьи; б) построения семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи; в) ответственности перед семьей всех ее членов; г) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; д) обеспечения беспрепятственного осуществления семейных прав; е) возможности судебной защиты семейных прав. Основные начала (принципы) семейного законодательства. Под основными началами (принципами) семейного законодательства понимаются руководящие положения, определяющие сущность данной отрасли законодательства и имеющие общеобязательное значение в силу их правового закрепления. Без учета основных начал (принципов) семейного законодательства невозможно правильно толковать и применять его нормы. Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины означает право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, — обязательное условие заключения брака. Для заключения брака не требуется согласия или разрешения со стороны иных лиц (ст. 12 СК). Данный принцип предполагает и возможность расторжения брака (свободу развода) как по желанию обоих супругов, так и по заявлению только одного из них (ст. 16—23 СК). Суд не вправе отказать в расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на это, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными, а другой супруг настаивает на расторжении брака (ст. 22 СК). Принцип равенства прав супругов в семье основан на положениях ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав мужчины и женщины и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи (вопросы материнства, отцовства, воспитания и образования детей, бюджет семьи и т. д.) (ст. 31, 32, 39, 61 СК). Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию согласуется с вышеназванным принципом равенстваправ супругов в семье и тесно связан с ним. Действие данного принципа распространяется на решение любого вопроса жизни семьи (расходование общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение супругами брачного договора, устанавливающего договорный режим их имущества, или соглашения об уплате алиментов на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга; порядок несения каждым из супругов семейных расходов; выбор образовательного учреждения и формы обучения детей и др.). Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов вытекает из содержания Конвенции о правах ребенка, рассматривающей его как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, нуждающуюся в силу возраста в поддержке и защите. Российская Федерация как участник Конвенции о правах ребенка приняла на себя обязательства привести действующее семейное законодательство в соответствие с требованиями Конвенции и обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. В СК закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних детей (личные неимущественные и имущественные права — ст. 54—60 СК), а также прав и обязанностей родителей по воспитанию, образованию и содержанию детей (ст. 61—68, 80 СК). Особое значение имеет право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (ст. 54 СК). Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Поэтому Инком, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет их семейному воспитанию (усыновление, опека и попечительство, приемная семья — ст. 123 СК). Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семья как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи. Причем такая помощь как с нравственной, так и с правовой позиции должна оказываться прежде всего нетрудоспособным членам семьи, лишенным по объективным причинам возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования. СК в связи с этим не только предусматривает приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I, II и III группы, лица пенсионного возраста), но и содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93— 98 СК). Так, например, закон обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК), аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных, нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК) и т. д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным, нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают (перечень таких членов семьи дан в СК), то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке. Право и дееспособность в семейном праве Субъекты семейных правоотношений (т. е. семейных отношений, урегулированных нормами семейного права) наделяются законом семейной правоспособностью и семейной дееспособностью. В СК нет понятий семейной правоспособности и дееспособности. Определение этих категорий разработано в теории семейного права, где отмечается как близость семейной правоспособности и дееспособности с правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве, так и их определенное своеобразие. Семейная правоспособность — это юридическая возможность (способность) гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак; право родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним и др.). Семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с момента рождения гражданина, но ее содержание зависит от его возраста. Семейная дееспособность — это юридическая способность (возможность) гражданина самостоятельно (своими собственными действиями) приобретать и осуществлять семейные права, создавать для себя семейные обязанности и исполнять их. Полная дееспособность граждан всемейном праве возникает, как и в гражданском, с восемнадцати лет. Не обладают семейной дееспособностью лица, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства. Несовершеннолетние обладают семейной дееспособностью не в полном объеме, т. е. являются частично дееспособными. Однако в семейном праве для участия в семейных правоотношениях не обязательно обладать полной дееспособностью. Например, частичная дееспособность несовершеннолетнего ребенка не препятствует возникновению правоотношения между ним и его родителями (правоотношения по воспитанию, образованию и содержанию ребенка).
Источники семейного права
Согласно ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15 Конституции РФ). В законодательстве субъектов РФ подтвержден установленный Конституцией РФ и СК принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федерацией (например: Устава Ярославской области; Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа; Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов РФ). В некоторых субъектах РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства (например: Устава Нижегородской области). «Сердцевиной» всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.). Ныне действующий СК — четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений — включает в себя 171 статью и состоит из 8 разделов. В состав семейного законодательства входят и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разд. VI «Формы воспитания Семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ. Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст.3 могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот (п. 13 Основных направлений государственной семейной политики). Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК, так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. № 8). К источникам семейного права относятся и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, т. е. содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере. Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов РФ это возможно лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ. Так, в соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82); определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст. 125); установление по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением (п. 2 ст. 1261); установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127); утверждение положения о приемной семье (ст. 151); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержания ребенка в приемной семье (ст. 155); определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст. 165). Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Т акие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, например, во исполнение постановления Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» (СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304) был издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями» (БНА РФ. 1996. № 8), которым утверждены Положение о медицинском освидетельствовании граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, и Форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего(ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным учреждением здравоохранения. На основании Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 (СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1590), приказом Министра образования РФ от 20 июля 2001 г. № 2750 (РГ. 2001. 12 септ.) утверждены типовые формы документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях. Представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным законодательством, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение будет противоречить требованиям СК. Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако Кроме того, следует также иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ (Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» // Ведомости РСФСР. 1990. № 21. Ст. 237; постановление Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. № 8 «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» (в ред. постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11). Гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и к личным неимущественным отношениям между членами семьи, а в ряде случаем между другими родственниками и иными лицами при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. Однако в любом случае применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК. В ряде статей СК указаны конкретные нормы ГК, которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства: ст. 198—200 и 202—205 ГК — при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК); ст. 257, 258 ГК — при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК); ст. 451—453 ГК — при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжении заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК); ст. 26, 28 ГК — при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК); ст. 37 ГК — при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 СК); п. 1 ст. 165 ГК — при несоблюдении.предусмотренной законом формы соглашения об уплате али-1ментов (п. 1 ст. 100 СК); п. 2 ст. 36 ГК — при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под [попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК); ст. 36—38 ГК— при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК); ст. 181 ГК — при применении срока исковой давности к признанию брака недействительным (п. 3 ст. 15 СК). Восполнение пробелов в семейном законодательстве возможно посредством аналогии закона или аналогии права. В теории права под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией права — решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства. Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются: а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон; б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения. Именно в такой ситуации к спорным отношениям между членами семьи применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные (т. е. близкие по характеру) отношения. В противном случае оснований использования аналогии закона не имеется. Однако следует иметь в виду, что разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений. Если же отсутствуют нормы семейного и (или) гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации даже по аналогии как регулирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обязанности членов семьи должны определяться исходя из аналогии права, т. е. из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных в ст. 1 СК и ст. 1 ГК. Аналогия права применима в крайнем случае при невозможности прибегнуть к аналогии закона. При использовании аналогии права необходимо обязательно учитывать принципы гуманности, т.е. человеколюбия (от лат. humanus), разумности или основанности на здравом смысле. В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором РФ или нормами. Причем согласно ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с В Российской Федерации признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов, включая Всеобщую декларацию человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвидации всех дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о tux ребенка, Венскую декларацию и Программу действий мирной конференции по правам человека, Пекинскую декларацию и Платформу действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций (п. 7 Основных направлений государственной семейной политики). Особо следует выделить такой международный договор РФ по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвенция стран — участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Принята 22 января 1993 г. Ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |