Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционализм. Если в системе не действуют диссипативные силы, то она находится в равновесии при условии, что ее потенциальная энергия экстремальна

Если в системе не действуют диссипативные силы, то она находится в равновесии при условии, что ее потенциальная энергия экстремальна.

 

- полная энергия в изолированной системе постоянна.

 

Работа Þ приращение кинетической энергии и убыль потенциальной.

 

 


2 Лекция 2

1. Подобно организму для сохранения собственного существования общество испытывает некоторые потребности. Эти потребности называются функциями, а механизмы – их удовлетворением. Спенсер называет институтами.

Институты – это механизмы самореализации совместной жизни людей.

Институты и отношения между людьми, действующих в рамках институтов, являются предметом социологии.

 

 

2. Существует 6 категорий институтов:

  1. домашние (семья)
  2. обрядовые (обычаи, правила поведения)
  3. Политические (обл. Государства и права)
  4. Церковные
  5. Профессиональные (трудовая деятельность)
  6. Промышленные (производственная структура общества)

 

3. Институты возникают в ходе эволюции и развиваются по устойчивым закономерностям.

 

4. Созданная типология предусматривает выделение обществ военного и промышленного типа.

Военное общество (пример: Спарта):

  • Доминирование коллективного над индивидуальным
  • Жесткая организация и система принуждения
  • Иерархическая структура управления
  • Господство военной касты
  • Наследование власти
  • Высокий уровень сплоченности

 

Промышленное общество (Англия):

  • Децентрализация контроля
  • Самоорганизация и самоуправление
  • Рыночный характер экономики
  • Преобладание индивидуального над коллективным
  • Автономия частной жизни
  • Плюрализм взглядов
  • Международное сотрудничество

 

Классическая социология. К.Маркс (1818 – 1883)

1844г. – экономическо-философские рукописи

1845г. – Немецкая идеология

1848г. – Манифест Коммунистической партии

1859г. – К критике политэкономии

1867г. – Капитал

 

Маркс опирается на следующее представление:

Экономические отношения составляют основу и базис общества, над которой возвышается надстройка из неэкономических учреждений.

 

Маркс приравнивает развитие общества к экономическому развитию.

Он выделяет два главных фактора экономического развития:

  1. средства производства
  2. производственные отношения

 

Под средствами производства понимаются любые орудия труда. Их совершенствование приводит к увеличению количества выпускаемой продукции и обогащению собственников средств производства + человек.

 

Под производственными отношениями понимаются разнообразные формы организации производства. Эффективная организация труда приводит к росту производства.

 

Прогресс осуществляется как постоянное совершенствование средств производства.

Способ организации производства с одной стороны, позволяет достичь максимальной эффективности производственного прогресса, с другой стороны, консервирует сложившиеся отношения, что со временем становится препятствием на пути прогресса.

 

 

Субъектом экономических отношений являются классы – большие массы людей, объединенных общим отношениям к средствам производства. Те, кто владеет средствами производства, составляют класс буржуазии, те, кто отдает внаем собственный труд, составляют пролетариат.

Между пролетариатом и буржуазией складываются отношения эксплуатации и классовой борьбы.

 

Маркс выделяет в истории 5 способов производства, последовательно сменявших друг друга:

  • первобытно-общинный
  • рабовладельческий
  • феодальный
  • капиталистический
  • коммунистический

 

Смена одного способа производства другим осуществляется посредством революции – насильственная ломка старой системы власти и замена её на новую.

 

 

Э.Дюркгейм (1858 – 1917)

О разделении общественного труда (1893)

Самоубийство (1897)

Элементарные формы религиозной жизни (1912)

 

Социология Дюркгейма:

  1. Социальные факты и предмет социологии
  2. Социальная солидарность и её виды
  3. Общество и индивид
  4. Общество и религия

 

1.В социологии Дюркгейм исходит из предпосылки, что общество не может быть сведено к сумме составляющих его индивидов, и должно рассматриваться как самостоятельная реальность.

 

Социологические представления Дюркгейма характеризуется как социальный реализм:

  • Общество является реальностью особого рода
  • Общество является подлинным источником социальных действий
  • Предметом социологии являются законы развития общества
  • Поведение отдельного индивида не имеет значение, он рассматривается как фигура пассивная.

 

Предметом дюркгеймовской социологии являются социальные факты.

Им присуще следующие черты:

  • Коллективная направленность
  • Объективный характер существования, вне индивида и его представлений
  • Принудительная сила по отношению к индивиду или группе.

 

Дюркгейм считал, что социальные факты – это вещи.

 

2.В работе «О разделении общественного труда» (1893) Дюркгейм анализирует лежащие в основании общества отношения солидарности.

 

Социальная солидарность – это согласие, проявляемое группой в основных вопросах совместной жизни.

Существуют две основные разновидности солидарности:

  • Механическая, присущая простым архаическим сообществам.
  • Органическая, характерная для сложных сообществ современного типа.

 

Сообщества с механической солидарностью отличают:

  • Небольшая численность населения
  • Преобладание кровнородственных и дружеских связей
  • Высокая степень поглощения индивида обществом
  • Слабая взаимозависимость индивидов

 

Сообществам с органической солидарностью присущи следующие черты:

  • Большая численность и плотность населения
  • Преобладание территориальных и профессиональных связей
  • Высокая степень автономии индивида
  • Сильные социальные связи на основе общественного разделения труда.

Это современное общество. Оно безлично и построено на системе ролей и функций.

Вывод: По мере исторического процесса общества с механической солидарностью постепенно эволюционируют в общества с органической солидарностью.

 

3.В работе «Самоубийство» (1897) Дюркгейм анализирует систему отношений между индивидом и обществом.

Он выделяет 3 основные типа самоубийства, соответствующие трем основным типам подобных отношений:

  • Эгоистическое
  • Альтруистическое
  • аномическое

 

1. Эгоистическое самоубийство распространено в сообществах со слабой системой социальных связей и низкой коллективностью. Этот тип самоубийства обусловлен слабым уровнем воздействия социальных норм на индивида.

 

2. Альтруистическое самоубийство, распространенное в сообществах с преобладанием сильных социальных связей и высоким уровнем коллективной сплоченности. Этот тип самоубийства обусловлен полным поглощением индивида обществом.

 

3. Аномическое самоубийство, обусловленное сложившимся в кризисных условиях нормативным вакуумом, или аномией, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов, а вообще отсутствуют.

 

4. В работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм анализирует создающие общество способы и формы коллективного взаимодействие индивидов.

 

На основе изучения тотемических обрядов австралийских аборигенов, Дюркгейм определяет религию как «универсальную систему верований и практики по отношению к священным вещам».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сила поля равна со знаком минус градиенту потенциальной энергии в данной точке поля | Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.