Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимый уровень знаний пользователей по ИС




Основные виды пользователей

Невозможно рассматривать информацию, которую производят информационные системы, вне связи с ее источниками и потребителями (пользователями).

В сфере экономического менеджмента с информационными системами работают две категории специалистов: управляющие конечные пользователи и специалисты по обработке данных. Круг знаний, которыми оперируют в повседневной деятельности эти две категории, не может быть одинаковым. В процессе формулирования и совместного обсуждения требований к ИСМ используются довольно простые, "прозрачные" понятия и идеи. В процессе же проектирования, программирования и реализации проектов ИС круг понятий быстро расширяется, усложняется и требует специального образования по информационным системам.

Конечный пользователь - это тот, кто использует информационную систему или информацию, которую она выпускает. Это определение не распространяется на специа­листов по автоматизированной обработке данных (инженеров-системоаналитиков, ин­женеров-проектировщиков, программистов), которые профессионально анализируют, проектируют и разрабатывают систему.

Круг конечных пользователей весьма разнообразен. По способам использования оборудования ИС различают два типа конечных пользователей: (1) непосредственный конечный пользователь, который в ручном режиме прямо взаимодействует с оборудо­ванием ИС, и (2) непрямой конечный пользователь, который лишь использует информа­цию, получая ее от ИС, но не контактируя с ее оборудованием.

В крупных организациях могут быть также два типа менеджеров, ответственных за работу информационной системы: менеджер по эксплуатации ИС (управление и контроль за текущей деятельностью ИС) и менеджер по планированию ИС (согласова­ние работы ИС со стратегичскими планами организации, оценка риска в связи с воз­можной порчей оборудования ИС или нарушениями защиты данных).

Обобщенно, в контексте нашего курса, управляющий конечный ползователъ - это пользователь, который непосредственно работает с ИС и принадлежит к менеджерскому корпусу. Мы ориентируемся прежде всего на эту категорию специалистов.

Конечным пользователям нет смысла постоянно отслеживать в деталях обновле­ние информационно-технологических особенностей ИС. В условиях стремительного обновления ИС это трудно даже для специалистов по обработке данных. Менеджерам достаточно иметь об ИС такое же представление, какое имеет, например, бизнесмен о бухгалтерском учете. Это хороший уровень, однако, все же не такой, как, скажем, у главного бухгалтера.

Для менеджеров важны две составляющих знаний об ИС. Во-первых, современ­ный менеджер теоретически должен понимать столько, чтобы не ощущать нехватки квалификации в процессе оценки возможностей ИС, обсуждения планов их развития и обоснования своего мнения по этому поводу. Это достаточно большой диапазон теоре­тических знаний. Во-вторых, менеджер по маркетингу, финансам, сбыту, производству практически должен хорошо овладеть основными аналитико-прогнозньми методами разработки альтернатив решения - как минимум, с помощью электронных таблиц.

Роль электронных таблиц в повседневной работе этих категорий специалистов очень велика. Программные пакеты электронных таблиц относят к генераторам под­держки принятия решений (ГППР). Однако подчеркивается, что это ограниченные ге­нераторы, которые, как минимум, поддерживают: методы "что, если", анализ чувстви­тельности прогнозов; корреляционно-регрессионный анализ; моделирование и анализ трендов; поиск оптимального решения и целевой подбор параметров. Электронные таб­лицы дают возможность использовать эти методы практически без применения про­граммирования, т.е. на пользовательском уровне.

Информационная система - это система, которая принимает данные как ресурс и преобразует его в информационный продукт.

Современные концепции ИС обусловлены пониманием функций, которые вы­полняют ИС в организациях, анализом роли ИС в обеспечении массовых текущих (ру­тинных) операций, а также влиянием ИС на достижение стратегических преимуществ в конкурентной борьбе.

ИС менеджменты должны позволять:

1. Обеспечение стратегических конкурентоспособных преимуществ.

2. Обеспечение принятия управленческих решений.

3. Обеспечение текущих бизнес-операций.

Раньше других появились автоматизированные ИС для обеспечения текущих бизнес-операций (напри­мер, регистрация вкладов, снятия денег со счетов, регистрация складских операций, продаж товаров и т. д.). ИС третьего уровня определяют ныне как операционные (или транзакционные). Они имеют три разновидности.

Системы обработки операций выполняют записи об операциях и сделках, модернизируют базы данных, обрабатывают данные, выводят разнообразные от­четы и справки.

Системы управления процессами управляют физическими процессами производства продукции, подачи товаров, материалов и т. п.

Системы автоматизации офиса поддерживают коммуникации, делопроизводство и производительность офиса.

 

Системы обработки операций исключительно разнообразны, если их рассматри­вать по функциям бизнеса (деловым функциям). В этом смысле системы обработки опе­раций называют также деловыми ИС.

 

ИС для обеспечения принятия решений охватывают три вида:

  1. Системы предоставления информации предоставляют менеджерам предо­пределенные и регламентированные сообщения (отчеты, справки) о текущих бизнес-операциях.
  2. Системы поддержки решений предоставляют менеджерам набор диалого­вых и специальных средств проектирования альтернатив для использования в непрограммируемых ситуациях. Стандартные средства генератора поддержки решений менеджер приспосабливает к собственному уникальному стилю.
  3. ИС руководителей обслуживают менеджеров высшего уровня с целью мгновенного формирования критической информации в свободных форматах, (по желанию самих менеджеров). Информируют о состоянии проектов по ключевым факторам - на выбор высших руководителей. Более детальная характеристика систем поддержки принятия решений рассматривается следующем параграфе.

ИС уровня 1 - для обеспечения стратегических конкурентоспособных преимуществ также могут обслуживать стратегические потребности организации в лице менеджеров наивысшего уровня. ИС дают мгновенный и быстрый доступ к информации о важнейших факторах, влияющих на достижение фирмой своих задач. Здесь широко используются графики, мгновенный доступ к внутренним и внешним базам данных.

В приведенных примерах ИС для обеспечения конкурентоспособных преиму­ществ — это фактически комплекс многих других видов ИС. Рыночные условия требуют от фирм, корпораций, банков постоянно изыскивать новые возможности для повышения конкурентоспособности. В последнее время весомые преимущества создаются за счет использования телекоммуникаций, локальных, корпоративных и глобальных компью­терных сетей. Они, во-первых, позволяют привлекать клиентов сокращением времени обслуживания или предоставления им комфорта, во-вторых, повышают качество и опе­ративность работы менеджеров в процессе принятия решений за счет скоростного сбора данных от региональных подразделений и оперативного анализа данных.

Таким образом, концептуальные классы ИС предназначены для того, чтобы рас­крыть и подчеркнуть большое количество функций, выполняемых информационными системами. Практически ИС существуют как многофункциональные, взаимосвязано выполняя регистрацию данных о текущих операциях и сделках, обрабатывая их, пре­доставляя отчетную информацию для текущих дел, а также предоставляя возможности формирования информации для поддержки принятия решений.

 

Информационные системы менеджмента (деловые ИС)

Уровень Класс Сущность  
3. ИС для обеспечения текущих бизнес- операций     3.1. Системы обработки операций   Выполняют текущую регистрацию записей об операциях и сделках, модернизируют базы данных, обрабатывают эти данные и выводят разнообразные документы, сообщения, отчеты  
 
 
 
3.2. Системы управления процессами Управляют физическими процессами производства продукции, подачи товаров и т. п.    
 
 
3.3. Системы автоматизации офиса     Поддерживают коммуникации, деловодство и продуктивность офиса. Преобразуют ручные методы делопроизводства и традиционные коммуникации путем сбора, обработки, хранения и передачи данных в виде электронных офисных коммуникаций. Охватывают обработку текстов, электронную почту, печать на рабочем столе, организацию телеконференций, обработку документов  
 
 
 
 
 
 
 
2. ИС для обеспечения принятия управленческих решений     2.1. Системы предоставления информации Предоставляют менеджерам предопределенные и регламентированные сообщения (отчеты, справки) о текущих бизнес-операциях  
2.2. Системы поддержки принятия решений     Предоставляют менеджерам специальный набор диалоговых средств проектирования и выбора альтернатив для использования в непрограммируемых ситуациях. Стандартные средства генератора поддержки решений менеджер приспосабливает к собственному уникальному стилю. На стадии проверки выбора альтернативы могут использоваться эк с- пертные системы.  
 
 
 
 
 
 
 
2.3. Информационные системы Руководителей   Обслуживают менеджеров высшего уровня с целью формирования критической информации в свобод­ных форматах (по желанию самих менеджеров). На выбор высших руководителей информируют о ключевых факторах, влияющих на достижение фирмой своих стратегических целей. Возможно использование экспертных систем.  
3. ИС для обеспечения стратегических конкурентоспособных преимуществ 3.1. ИС для привлечения и удержания клиентов, привязки поставщиков, и т. п. Привлекают клиентов (от конкурентов) и закрепляют поставщиков уникальным комфортным информационным обслуживанием. Широко используют мгновенный доступ к внутренним и внешним базам данных. Возможно использование экспертных систем.    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.