Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место конституционного права в системе права и его соотношение с другими отраслями права

Оно занимает ведущее место в правовой системе Беларуси, поскольку регулирует основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни, и которые служат основой формирования большинства других общественных отношений. Нормы конституционного права являются основополагающими для всех других отраслей права, а его принципы содержат исходные начала всего правового регулирования. Например, закрепляя различные формы собственности и права собственников (ст. 13, 44 Конституции Республики Беларусь), конституционное право служит базой для гражданского права, а регулируя основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь (ст. 132 Конституции Республики Беларусь), нормы конституционного права предопределяют основы финансового права.

Конституционное право является ядром, центром системы права, вокруг которого располагаются другие отрасли права. Более того, конституционное право как бы вторгается в определенных, диктуемых его ролью пределах в другие отрасли, поскольку оно устанавливает для их развития исходные начала.

Роль и место конституционного права в системе отраслей права вытекают из характеристики регулируемых им общественных отношений. Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:

1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;

2) основной источник конституционного права – Конституция – акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;

3) конституционное право определяет основы конституционного строя, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;

4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина;

5) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию органов власти;

7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс – процедуру создания норм права – исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.

Конституционное право закладывает нормативную базу регулирования других общественных отношений. Так, имущественные и связанные с ними неимущественные отношения регулируются гражданским правом, но именно конституционно-правовые акты закрепляют существование определенных форм собственности, приоритет, отдаваемый той или иной форме собственности и т.д. Это составляет фундамент для гражданского права. Закрепление в конституционно-правовых документах норм, связанных с деятельностью центральных и местных органов управления, органов охраны правопорядка и других органов, служит фундаментом для административного права. Уголовный и гражданский процесс базируется на конституционных нормах, касающихся судоустройства и принципов судопроизводства, ряда личных прав и свобод и их гарантий. Содержащиеся в конституционно-правовом законодательстве нормы, посвященные вопросам труда, отдыха и т.п., служат основой для трудового права и т.д.

Источники конституционного права Республики Беларусь

 

В Республике Беларусь источники конституционного права отличаются множественностью, которая обусловлена тем, что в условиях разделения властей нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения, издаются чаще всего не одним, а несколькими органами государства. Для предотвращения возможных коллизий важно установление (желательно на уровне Конституции) иерархии действующих нормативных актов.

Конституция Республики Беларусь является основным источником конституционного права. Ее ведущая роль обусловлена тем, что:

1. В ней содержатся конституционно-правовые нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права.

2. Нормы Конституции юридически оформляют важнейшие политические и социально-экономические институты общества.

3. Нормы Конституции придают важнейшим общественным отношениям правовую форму, что гарантирует их охрану и защиту.

4. Конституция имеет высшую юридическую силу.

5. В Конституции Республики Беларусь определяются многие другие виды источников права (различные нормативные правовые акты и нормативные договоры).

6. Поскольку Конституция Республики Беларусь в 1996 году была принята на референдуме, то она выступает и формой воплощения государственной воли народа.

7. Нормы Конституции Республики Беларусь имеют прямое действие, что видно из практики Конституционного Суда Республики Беларусь.

К числу источников конституционного права относятся законы, принимаемые Национальным Собранием Республики Беларусь. Это наиболее распространенная форма, через которую устанавливается наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Особое место среди них занимают конституционные и программные законы. Законы также могут быть приняты и на республиканском референдуме.

В Республике Беларусь источниками конституционного права являются и кодифицированные законы (кодексы). Под ними понимают нормативно-правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие комплекс общественных отношений в определенной отрасли права. В конституционном праве понятие кодекса иное.

Основную массу в системе законов образуют так называемые «обычные законы» («О гражданстве Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» и т.д.).

В системе источников конституционного права особую роль играют регламенты высших органов государственной власти (Палаты представителей, Совета Республики, Конституционного Суда и т.д.). Они не относятся к законодательным актам, их назначение – определять процедуру деятельности определенных государственных органов (ст. 105 Конституции Республики Беларусь

Как указано в ст. 15 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, палаты Парламента вправе принимать постановления, имеющие нормативный характер. Они не связаны с законодательной деятельностью Парламента непосредственно. Используется такой вид нормативного правового акта при голосовании палатами Парламента проекта закона. Действующая Конституция Республики Беларусь предоставила Президенту широкие полномочия на издание нормативных актов различных видов: декреты, издаваемые на основании делегированных ему полномочий (с 1996 года не было издано ни одного такого декрета); временные декреты (все действующие декреты Главы государства носят временный характер); указы и распоряжения.

В число источников конституционного права входят правовые акты Правительства Республики Беларусь, содержащие конституционно-правовые нормы. В его функции входит обширная правотворческая деятельность, в том числе и в конституционно-правовой сфере.

Как центральный орган государственного управления Совет Министров принимает постановления (ст. 108 Конституции Республики Беларусь).

Распоряжения Председателя Правительства, как правило, индивидуальные акты, издаваемые по оперативным и конкретным вопросам, но при наличии поручения Правительства они могут издаваться по вопросам, входящим в сферу полномочий Совета Министров в целом, за исключением конституционных полномочий Правительства. Поэтому такие акты не следует относить к источникам конституционного права.

Акты министерств и государственных комитетов могут служить источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат конституционно-правовые нормы. Принимаемые этими органами акты подразделяются на постановления и приказы.

Источником конституционного права являются заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, принятые по итогам рассмотрения дел, в которых по обращению уполномоченных субъектов решался вопрос о конституционности нормативного акта (ст. 116 Конституции Республики Беларусь и ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Они являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Все иные акты Конституционного Суда (решения, запросы, требования, послания и т.д.) источниками конституционного права не являются ввиду своей ненормативной природы.

В ряде случаев к числу источников конституционного права относятся постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 8) и Закона «О международных договорах Республики Беларусь» (ст. 15) составной частью права Беларуси являются общепризнанные принципы международного права, а также нормы, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь. Это означает, что эти принципы и нормы, имеющие конституционное содержание, относятся к числу источников конституционного права (через договоры и иные акты).

К источникам конституционного права относятся и правовые акты органов местного управления и самоуправления, если они носят нормативный характер и содержат конституционно-правовые нормы. Это прежде всего решения Советов и местных исполнительных и распорядительных органов

Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни в Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы (ст. 73 Конституции Республики Беларусь), по результатам которых принимаются соответствующие решения. Решения референдумов относятся к числу источников конституционного права и согласно ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» являются разновидностью нормативного правового акта.

В Республике Беларусь последний референдум был проведен в 2004 году по инициативе А.Г. Лукашенко. По его итогам в Конституцию Республики Беларусь (ст.81) было внесено изменение, касающееся снятия ограничений по количеству сроков нахождения Президента у власти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и предмет конституционного права | Сущность конституции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.