Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кодексы профессиональной этики

5.

4.

Государственная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов РФ.

Уже в самом определении государственной службы заложено нравственное содержание. Государственная служба это не просто профессиональная деятельность, это, прежде всего, служба. Сущностные свойства понятия «служба» раскрываются через такие категории как долг, преданность, обязанность, верность, честь.

Особенность государственной службы заключается в ее этосе, в изначально вложенном в нее культурно-гуманистическом назначении «…служба не имеет только материальных измерений, вроде времени службы либо произведенных продуктов (изделий), а заключается в духовной (идейной, ценностной) общности того, кому служат, и того, кто служит; более того, в их совместной принадлежности к какому-либо большому и важному для них идеалу, интересу, делу».

Государственная служба является социальным и публично-правовым институтом.

Государственная служба функционирует в сфере публичной власти и является публичновластной деятельностью. Публичность государственной службы есть важнейшая составная часть публичного права, выражающая право народа как суверена демократического государства на профессиональное ведение дел от лица всего народа. Социальный характер функционирования государственной службы связан с необходимостью удовлетворения общих материальных и духовных потребностей в сфере образования, здравоохранения, занятости, социальными приоритетами в повседневной деятельности.

Государственная служба является правовым институтом. Правовой характер функционирования государственной службы проявляется в двух аспектах. С одной стороны, государственные служащие призваны осуществлять вою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

Выделют две основные функции властвующих структур: политическую и организационно-административную. Политическая функция заключается в выработке и принятии политических решений (законов, концепций), административная – в реализации этих решений в конкретных условиях. Политики определяют политические, цели, стратегические и тактические задачи государства, определяют функции, принципы и приоритеты государственной службы. Политики контролируют государственный аппарата, определяют технологии его формирования, обостряя тем самым процессы проникновения политических ценностей на государственную службу.

В научной литературе сложились две диаметрально противоположные точки зрения относительно партийности российской государственной службы. Одни ученые и практики настаивают на политической нейтральности государственного аппарата, мотивируя это тем, что практически во всех цивилизованных странах государственному служащему запрещается не только выступать за ниспровержение конституционного строя, но и участвовать в забастовках или защищать право на забастовку, выдвигаться кандидатом на выборную должность в законодательные собрания. Сторонники другой позиции считают, что политическая и административная власть могут существовать только в единстве, поскольку группа единомышленников, сплоченная партийной дисциплиной и единой партийной идеологией, будет действовать эффективнее, нежели ряд разобщенных государственных служащих, даже и находящихся во взаимодействии вследствие своего служебного положения.

В России сложилась система внепартийности государственной службы, что находит отражение в законодательстве, которое ее регулирует. Политическая должность – это государственная должность, замещаемая высшими должностными лицами государства.

Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» декларируются два основных принципа организации и функционирования государственной службы – принцип внепартийности и принцип политической нейтральности.

Принцип внепартийности означает невозможность дискриминации по политическим признакам (принадлежности или взглядам) при поступлении и прохождении государственной гражданской службы. В тоже время от каждого конкретного государственного служащего требуется при исполнении должностных обязанностей соблюдение принцип политической нейтральности.

Государственная служба является особым видом управленческой деятельности, которая имеет жесткий правовой режим регламентации. А к государственным служащим, предъявляются особые требования, составляющие правовой статус, который регламентируется нормативным правовыми актами и тем самым отличает государственных служащих от других работников.

Еще одна специфика государственной службы заключается в том, что предполагается наличие у каждого государственного служащего того или иного объёма властных распорядительных полномочий. Вследствие этого этика государственной службы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления: принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т. д. Каждый уровень государственной службы, каждая должность предполагает разный объем властно-распорядительных полномочий.

Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определены основные принципы построения и функционирования государственной службы:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) законность. Принцип законности определяет обязанность государственных органов, должностных лиц и государственных служащих исполнять должностные обязанности в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

4) равный доступ граждан к государственной службе. При приеме и при прохождении государственной службы не допускается какая-либо дискриминация в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы, которая проявляется в единых требованиях к ограничениям и требованиям к служебному поведению государственных и муниципальных служащих;

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8) профессионализм и компетентность государственных служащих. Данный принцип требует от государственных служащих высокого профессионализма и компетентности при выполнении должностных обязанностей.

9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Основные принципы организации муниципальной службы аналогичны с принципами организации государственной службы. Во многом наблюдается и схожесть социально-правового статуса государственных и муниципальных служащих. Принципы и нормы административной этики в равной степени распространяются как на государственных служащих, так и на муниципальных. Муниципальными правовым актами, с учетом национально-культурных, социально-экономических и других особенностей муниципальных образований, может быть отражена специфика требований, предъявляемых к муниципальным служащим.

 

Специфика профессиональной деятельности государственного служащего состоит в том, что в процессе ее осуществления реализуются функции и полномочия государственных органов власти. Фигура государственного служащего должна быть привлекательна для потребителей услуг органа власти – других органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, населения.

Нормы любой профессиональной этики есть частное по отношению к общегражданским моральным нормам. Нормы профессиональной этики предписывают определенные стили поведения и взаимоотношений. Знания этих норм и следование им позволяет правильно ориентироваться в обстановке и вести себя так, чтобы не вызвать непонимания и осуждения со стороны окружающих.

Нормы профессиональной этики являются некоторой гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга. Можно констатировать, что нормативная функция, нормативное предназначение морали в современном обществе являются ведущими. Включение человека в нормативный контекст – это есть его социализация.

Поэтому возможно утверждать, что норма является основной формой бытия профессиональной морали.

Есть три типа нравственных норм:

предписывающие ( как требуется с точки зрения профессиональной морали государственного служащего поступать в определенных ситуациях);

запретительные (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения);

рекомендательные (как следует вести себя в той или иной нравственной ситуации).

Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д.

Таким образом, в государственной службе право является главным регулятором отношений между людьми внутри системы госслужбы и с внешним миром. Этика госслужащего занимает вспомогательное положение.

Цель права - унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства.

Нормы, которых должны придерживаться члены профессий, определены в их кодексах профессиональной этики. Подразумевается, что кодексы профессиональной этики регулируют профессиональную деятельность всех членов профессии, как практикующих самостоятельно, так и работающих по найму.

Считается, что кодексы профессиональной этики должны формулировать строгие нормы поведения членов профессий. Однако, на самом деле эти кодексы призваны решать самые разные задачи. Некоторые кодексы просто используются для того, чтобы продемонстрировать, что такая-то группа является профессией. Некоторые кодексы провозглашают свод идеалов (чаще недостижимых), к достижению которых члены профессии должны стремиться и которыми они должны руководствоваться в своей практике. Другие кодексы или их разделы носят дисциплинарный характер, определяя минимум условий, которые должен соблюдать член профессии. Если же член профессии не соблюдает этот минимум, он подвергается наказаниям, наиболее серьезное из которых — это исключение из состава профессии. Есть кодексы, которые формулируют этикет данной профессии. Существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения.

Если профессиональный кодекс призван служить основой, позволяющей данной профессии претендовать на автономию от непрофессионального общественного контроля (например, врачи и юристы), которому подвержены другие группы, такой кодекс должен обладать следующими свойствами.

1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным. Включение в него идеалов не возбраняется. Но в нем следует точно определить, какие его положения представляют собой идеалы, а какие носят дисциплинарный, карательный характер. Если кодекс фактически не регулирует поведение членов профессии, она фактически не располагает публичной декларацией, служащей для общества основанием для признания ее профессией. Общество признает автономию профессии при условии, что она обязывает своих членов придерживаться более высоких норм по ведения, чем соблюдают члены других групп, а поэтому профессиональные нормы должны быть известны населению, их должны воспринимать как более высокие, чем другие нормы.

2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого профессия обслуживает. Если общество не извлекает выгоды от предоставления профессии автономии, оно должно лишить ее этой привилегии. Кодекс не должен являться средством самообслуживания профессии. Кодексы могут быть использованы для служения интересам профессии за счет общества. Некоторые правила (например, правила, касающиеся установления размеров гонораров или ограничения рекламы) защищают профессию и противоречат интересам общества. Положения кодексов, препятствующие конкуренции внутри профессии, обычно не в интересах общества; они направлены на подчеркивание негативных, монополистических свойств профессии.

3. Кодексы должны быть точно сформулированными и честными. Кодекс, который просто утверждает, что члены профессии не должны лгать, красть или обманывать, не требует ничего сверх того, что требуется от всех других людей. Когда кодекс составлен честно, в нем отражены аспекты профессии, характеризующие конкретные специфические искушения, которые могут испытывать члены профессии. Автономия предоставляется профессии потому, что ей известны возможные специфические ошибки, недостатки данной профессии — ее темные стороны, ее неэтичные, хотя и не совсем противозаконные методы. Если такие методы в кодексе точно не определены, профессия фактически не контролирует свою деятельность.

4. Кодекс должен быть и контролируем, и контролирующим. Если кодекс не содержит положений о предъявлении обвинений и о применении наказаний, он представляет собой не более чем декларацию об идеалах. Если профессия не может всей своей деятельностью доказать, что она контролирует своих членов, у общества нет основания верить, что она это делает. В подобных случаях нет оснований для предоставления профессии особых привилегий. Соответственно, общество должно принимать законы, касающиеся деятельности членов данной профессии и устанавливающие контроль за их деятельностью, точно так же, как оно контролирует представителей других родов занятий.

Хотя профессии и могут добиваться выполнения правил своих кодексов, они все же не являются судебными инстанциями. Нарушение профессионального кодекса влечет за собой лишь ограниченные дисциплинарные меры. Самым жестоким наказанием, как уже было сказано выше, может служить исключение из состава профессии наряду с преданием публичной огласке проступка. Наиболее часто практикуется вынесение порицания.

Профессиональные кодексы обычно игнорируют такие проблемы, с которыми сталкиваются по крайней мере некоторые члены профессии. В профессиональных кодексах часто уточняются обязанности по отношению к клиенту или пациенту, к предпринимателю (если член профессии работает по найму), к населению и к самой профессии. Что приходится делать члену профессии, когда эти обязанности вступают друг с другом в противоречие? Например, как должен поступить работающий в компании врач, когда ему велят не разглашать информацию о росте показателей связанных с работой заболеваний среди рабочих завода? Являются ли его обязанности по отношению к обществу и по отношению к пациентам (рабочим) выше, чем обязанности по отношению к предпринимателю?

Кроме того, профессиональные кодексы не содержат и указаний на то, какие должны последовать меры, когда сама профессия действует неподобающим образом.

Этическая составляющая деятельности государственных служащих регулируется Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих ( от 23 декабря 2010 г. (протокол №21).

1. Государственные служащие, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа. Государственный служащий обязан осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа.

2. Государственные служащие в своей деятельности должны руководствоваться признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина.

Государственные служащие не должны оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций.

3. Государственные служащие обязаны проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения. Знания правил делового этикета, умение их применять в конкретных служебных и внеслужебных ситуациях способствуют не только формированию положительного имиджа государственных служащих, авторитета государственной службы, но и оказывают влияние на эффективность государственного управления в целом.

4. Государственные служащие обязаны соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений. Государственным служащим запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

5. Государственные служащие обязаны проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

6. В обязанности государственных служащих входит не просто предоставлять информацию, но и умело сочетать предъявляемые к этому требования: сообщать информацию, но в тоже время сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну.

7. Государственные служащие обязаны при угрозе возникновения конфликта интересов – ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, – сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов. Конфликт интересов на государственной службе нельзя рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего и государства, общества, граждан и их объединений, социальных групп. Это сложное социальное явление, в основе которого находится множество различных факторов объективного и субъективного свойства, определенных условий исполнения государственными служащими должностных обязанностей, институциональных погрешностей в организации государственной службы.

8. Гражданским служащим не запрещается принимать подарки как частным лицам т. е не в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей. Вознаграждение считается принятым в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей в следующих случаях:

> если в документах, сопутствующих вознаграждению (договор дарения, договор на приобретение имущества и другие документы) или подарке будет указана должность гражданского служащего;

> вознаграждение вручено по месту работы или во время мероприятий, на которых он представляет соответствующий государственный орган;

> если установлена прямая или косвенная взаимосвязь между интересами дарителя и действиями гражданского служащего в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в

которых он замещает должность муниципальной службы.

8. Гражданскому служащему запрещено разглашать, ставшие ему известными в связи со служебной деятельностью, сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административная этика как вид профессиональной этики | Лекция №3 Производящие функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.