КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. сознание. бессознательное самосознание. измененные состояния сознания
Основная функция психики - субъективное отражение объективного мира. Любой познавательный процесс предст. собой одну из форм субъективного воссоздания его свойств и закономерностей. Существенная особенность у человека как личности - способность отделять субъективную картину окружающего мира, представленную в форме образов, мыслей, фантазий, переживаний, воспоминаний и др. психических образований от самого этого мира. Подобное мировосприятие – осознаваемое Сознание - это личностное образование, позволяющее человеку отделять открывающуюся ему субъект. картину объективного мира от самого этого мира и ощущать её как часть самого себя. Это высокий уровень развития сознания. При низком - первичном - уровне сознания человек способен лишь в самой простейшей форме выделять себя как реальность из окружающего мира, но он не в состоянии отделить субъект. картину окр.мира от него самого. Такая познавательная позиция - эгоцентрическая. В общении она выражается в перенесении на других особенностей своего мировосприятия (как я, так и он...). Эгоцентризм служит источником конфликтов. Сознание не дано человеку в готовом виде. Исторически возникло на опр. ист. этапе обществ. развития при переходе человека к коллективному образу жизни. Для того чтобы скоординировать свои действия люди искали общие ориентиры. Это возможно лишь при взаимопонимании, где каждый может встать на место другого и увидеть ситуацию его глазами, т.е. субъективно воссоздать его познав. позицию. Таким образом возникла не эгоцентрическая позиция, соотнесенная с познавательн. позициями др. людей, отстраненный взгляд на окр. мир, в кот. присутствует знание других. это уже не просто знание, а сознание. Бессознательное сознание -это совокупность псих. процессов, актов и состояний, обусл. Воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Это такая форма отражения действительности, при кот. утрачивается полностью ориентировки во времени, действии, нарушается речевое регулирование поведения. Самосознание является более ранней по происх. В сферу бессознательного входит множество псих. образований, которые не стали осознаваемыми, т.к. противоречат духовно-нравственному идеалу. На бессознат. ур. регуляции переходят многие раннее осознаваемые действия по мере того, как они становятся автоматизированными (пример -письмо), вытесняются опр. личност. качества, кот. перестают соотв. требованиям изменившегося дух.-нравст. идеала. Свойства сознания: содержание, пристрастность, широта, глубина, устойчивость. · Субъективно сознание представлено человеку в виде арены на кот. разворач. различные события, процессы, предм. и соц. ситуации, к кот. человек имеет прямое и косв. отношение. они и сост. содержание. · Оно зависит от интересов и направленности личности, т.е. всегда личностно -значимо - в этом проявл. пристрастность сознания, т.е. человек незримо погружен в какие либо события. · Широта сознания опред. числом охватываемых человеком объетов, оно всегда ограниченно опр. содержанием. Иногда оно может сужаться до минимального предела. причины сужения: сильная концентрация человека на каком либо обьекте, ненорм. псих. состояние, переутомление, аффект, сильный стресс и т.д. · Глубина сознания определяется степенью погружения человека в ту или иную бытийную реальность. Может достичь большой глубины (чтение интер. книги, решение жизн. задач) человек как бы уходит из реальности, перемещая себя в какое-то конкр. жизненное огранич. пространство. Это сопровождается сужением сознания. Глубина связана с мотивацией, без высокой мотивации она не возможна. · Устойчивость измеряется временем удержания сознания на чем -либо. Она зависит от личностной значимости соотв. обьекта или деятельности. Самосознание. Сознание может быть направлено не только на окр. мир, но и на самого субьекта. в таком случае оно принимает форму самосознания. его содержание сост. всевозможные качества человека как индивида, как субьекта, как личности и индивидуальности. (черты характера, способности, внутр. душ. мир, особенности внешности, поступки). Самосознание развив. у ребенка в возрасте 2-3 лет, когда он впервые нач. выделять себя из окр.мира. Структура самосознания: Когнитивный компонент. В его основе положен образ Я, в кот. сконцентрирована вся инф. у субьекта о самом себе. образ я имеет неск. свойств: сложность, содержание, целостность, устойчивость, обобщенность, адекватность. 1) Когнитивная сложность - определяется числом осознаваемых в себе качеств. Чем больше он осознает, тем когнит. сложность выше. 2) Содержание образа Я - опр. тем, какие стороны человека, явл. центром самосознания. (особенности внешности, интеллект, соц. статус, направленности личности, духовность и т.д.) 3) Целостность обр. Я - непротиворечивая и внутренне согласованное представл. человека о себе. (какая я, как дочь... и т.д) 4) Устойчивость обр. Я - опред. тем, насколько стабилен он во времени, и в какой мере подвержен влиянию др. людей. 5) Обобщенность обр Я - измеряется уровнем обобщенности соотв. знаний о себе. зависит от возраста, образования, наличия псих. мышления. 6) Адекватность обр. Я - опр. степенью его соответствия реальному человеку. Может быть адекв. или неадекв. (искаженным). Неадекв. мб позит. (думает лучше о себе чем на самом деле) или негативн. (наоборот). Адекватность соотв. уровню отношения человека к себе. · Аффективный компонент (это эмоц. окрашенное, более или менее устойчивое отношение человека к самому себе: самоуважение, самоприятие, гордость, комплекс величия, комплекс неполноценности, самоуничижение, чувство вины). По знаку бывает: положит., отриц, двойственны · Оценочный компонент. В результате соотнесения себя с требованиями своего духовно-нравст. идеала у человека возникает обобщ. устойчивая интегральная самооценка. Самооценка мб адекв. и неадекв. (делится на завышенную и заниженную). Адекв. самооценка - человек более или менее правильно оценивает себя., ставит реально достижимые цели, задачи, берет ответственность за собств. неудачи и успехи, свободно ведет себя среди других, умеет строить отношения, удовлетворен собой и окр-ми, уверен в себе, способен к жизн. самореализации. Неадекв. самооценка –искаженная: · ЗАВЫШЕННАЯ - приписывает достоинства которых нет и исключает недостатки, невероятно выс. уровень притязаний, ставит неразрешимые цели и задачи, не спос. братб на себя ответственность за свои неудачи и неуспехи, высокомерен, конфликтен,самоуверен, постоянно н удовлетворен собст. достижениями. · ЗАНИЖЕННАЯ - человек недооценивает себя, не замечает свои достоинства, преувеличивает недостатки, считает себя хуже других и поэтому страдает компл. неполноценности. скован, не уверен, избегает общения с незнак. людьми, имеет низкий уровень притязаний, ставит легкие цели и задачи, не претендует на жизн. успех) Отношение к себе и самооценка формир. при воспитании, особую роль играют родители и близкие люди. · Регулятивный компонент. преодоление псих. дестабилизации личности, сохранение самоуважения, осущ. с помощью системы механизмов и приемов, кот. обр. регулятивный компонент самосознания. Способы устранения внутриличностной напряженности: 1) самовоспитание 2) на приемах псих. защиты личности. ПЗМ (психологические защитные механизмы) это продукт индивидуального непроизвольного научения ребенка Набор псих. защ. механизмов, он индивидуален и характеризует ур. адаптир. личности. (конфликт, раздражение, и т.д.) Все пзм делят на ситуационные (включаются однократно для того чтобы снять тревогу и дискомфорт) и стилевые (характ. жестко сформированный потент поведения человека, кот проявл. в самых разных ситуациях). Теория личности по Фрейду: у каждого человека есть «Я» (регулир. между хочу и надо), «сверх Я» (принцип - надо) и «Оно» (по принципу- хочу) КОНФЛИКТ – ЭМОЦИИ - ПЗМ Виды ПЗМ: 1) отрицание (это игнорир. потенциально тревожной инф., уклонение от неё, поведение - невнииательность к тому что может травмировать, человек не видит, не слышит, не воспринимает) 2) вытеснение (блокирование неприятной инф. при ее выводе из памяти в сознание,поведение - забывчивость. человек забывает содержание, т.к. оно не приятно в поведении - в виде эмоц. меток - ошибки при разговоре, описки, тревожность, растройство сна)денежный долг 3) рационализация (осознание и использ. в мышлении только той части отобр. инф., благодаря кот. собств. поведение выглядит как хорошо контролируемое и не противоречащая обьект. обстоятельтвам. способы: 1) по типу зеленый виноград 2) по типу сладкий лимон) Наиболее яркие феномены рационализации получили название "зеленый (кислый) виноград" и "сладкий лимон": см. в инете 4) проекция (неосозн. перенос собств. неприемлемых чувств, желаний, качеств на др. лицо или приписывание другому того, в чем человек не спос. себе признаться.) 5) идентификация (неосозн. отождествление себя с др. человеком, перенос на себя чувств и качеств желаемых, но пока не доступных.) 6) замещение (неосозн. перенос действия с недоступного обьекта на доступный. проявление: заменв одного действия другим, перевод деятельности в воображение, уход в мечту или фантазию) 7) регрессия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. (Демонстрация болезненности, ущербности и др) 8) сублимация (переориентация сексуального и агрессивного потенциала человека, реализация кот. входит в конфликт с личностн. и соц. нормами в приемлемые формы общ. и творческой деят.) 9) катарсис (изменение сист. ценностей с целью ослабления влияния травмирующего фактора, для этого привлекается внеш. глобальная сист.ценностей, по сравнению с кот. травмир. человека ситуация теряется в своей значимости.) 10 ) отчуждение (изоляция внутри сознания человека травмир. фактора при этом наруш. связь между содержанием неприят. инф. и ее эмоц. оценкой.) 11) реактивное образование (отказ замены на противоположное, т.к. наши моральные нормы нам мешают.) Измененные сост. сознания - это качеств. отклонения в субъективных переживаниях или псих. функционировании от опред. генерализованных для субьекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателем. Делятся: 1) Искусствено-вызываемые (психоакт.вещества, ПАВ, или процедуры халактропное дыхание) 2) Психотехнич. обусловленные (религ. обряды, гипноз) 3) Спонтанно возникающие в обычных для ч. условиях (при прослуш. музыки) или в необыч. но естеств. обстоят. (роды) или в экстремальных сост. (спорт, терминальный опыт)
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |