КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о биологической и культурной эволюции
Существуют различные представления о структуре личности. Так, З. Фрейд выделял в ней бессознательное (ид), сознательное (эго) и продукт культуры (суперэго). В психологии обычно выделяют 5 основных аспектов личности: − телесное или физическое Я; − социальное Я, которое выражается в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций; − психологическое Я – представление человека о самом себе; − экзистенциальное Я − представление о себе как центре инициативы (активности или пассивности); − оценочное Я (самооценка). Для социологии наиболее важны социальные качества личности. Социальные качества личности – это совокупность социально-психологических свойств и черт личности, определённым образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных социально-исторических условиях и обстоятельствах. Наиболее значимые социальные качества личности таковы: Самосознание − выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя как «Я», противостоящего «другим» и вместе с тем неразрывно связанного с ними. Самооценка − оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая важная функция самооценки − регуляция поведения личности. Но раз самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к самокоррекции личностью своих поступков. Активность − способность личности производить самостоятельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них совершаемых) делах, в творчестве. Интересы − постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями. Направленность − совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится, её устремлённость к достижению вполне определённой цели. Убеждения − личностные социально-психологические потребности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, принципами, взглядами, мировоззрением. Установка − социальная характеристика личности, выражающая её готовность к активной деятельности в определённой жизненно важной для неё сфере социальной действительности − в экономической, политической, научной и т.п. Ценностная ориентация − совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и потому приобретающих функцию регуляторов социального поведения человека. Идентичность − социальное качество, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путём избирательного и внутренне согласованного движения потоков информации о нём самом как единстве личностного и социального, раскрывающегося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Идентичность выступает в качестве проявления и результата идентификации − процесса отождествления личностью самой себя с определённой этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной и т.п. общностью (Я − белорус, Я − студент, Я − витебчанин, Я − христианин и т.п.). Социальные качества представляют в своей совокупности сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в постоянном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целостная, динамически развивающаяся система социально значимых качеств, характеризующих человека как субъекта социальных отношений и социальной деятельности.
2)
3) Процесс вхождения человека в общество является очень сложным. Однако его можно условно представить в виде трёх фаз. 1. На фазе становления происходит активное усвоение действующих в общности норм и овладение принятых в ней формами и средствами деятельности. Человек, вступая в общность, как бы приносит с собой в группу всё, что составляет его индивидуальность. Кроме того, человек не сумеет проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. Дело в том, что пока он не усвоит эти нормы, он будет оставаться вне группы, которая не будет его понимать; лишь действуя в соответствии с принятыми в группе стандартами, он сможет быть оценённым в ней. 2. На стадии борьбы человек осуществляет активный поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Она закономерно возникает вследствие обострения противоречий между достигнутым результатом адаптации, то есть теми приобретёнными качествами, которые делают человека таким же, как все, и не удовлетворенной потребностью в проявлении своей индивидуальности. 3. Стадия компромисса возникает в результате активных поисков «золотой середины», которая позволяла бы и реализовывать стремление человека быть особенным, индивидуальным, и тем фактом, что общность соглашается принять, одобрить и культивировать только те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности. Эта классификация может быть полезной и при описании социализации − процесса усвоения человеком норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Дело в том, что в самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в социальную среду и интеграции в ней. Социальная среда в данном случае − это не что иное, как общество в целом. И действительно, поначалу ребёнок усваивает язык, нормы и обычаи совершенно некритично, не оценивая и не задумываясь о том, хороши ли они или плохи, и что они ему дадут. Лишь затем он начинает сопротивляться, не желая подчиняться этим нормам. Со временем он приходит к определённому компромиссу между подчинением и сопротивлением, причем этот компромисс у каждого человека свой. А потому можно говорить, что любой человек в процессе социализации проходит три указанных этапа. Можно указать по крайней мере три типа конечного компромиссного состояния, к которым может приходить отдельный человек, устанавливая окончательные отношения с обществом: бегство от общества, борьба и адаптация. Бегство от общества, когда человек не в силах обрести свободу среди людей. В этом случае человек может уйти в себя, создать богатый (или не очень) внутренний мир, к которому никто не будет иметь доступа и в котором он будет реализовывать себя. Отношения борьбы, когда человек утверждает свою свободу и для этого бесстрашно вступает в конфликт с обществом, стремясь добиться своих целей во что бы ни стало. Этот путь очень сложен и опасен, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство. Адаптация к обществу, когда человек адаптируется к миру, отказываясь от своего стремления обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в измененной форме. В случае положительного развития событий человеку удается найти компромисс, равновесие между собственной свободой и требованиями общества. Социологи выделяют несколько типов личности: Модальная личность − это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определённой культуре, доминирующей в данном обществе. Модальную личность имеют в виду, когда говорят о «типичном» американце, белорусе или предпринимателе. Типичного белоруса обычно представляют толерантным, с уважением относящимся к людям других наций, культур, религий и т.п., «памяркоўным»: неторопливым в суждениях и выводах, обладающим упорством и др. Базисная личность − это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о «подлинном интеллигенте», имеют в виду такие базисные черты, как духовная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п. Маргинальный тип личности − человек, поставленный условиями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов, с первым из которых он уже порвал или пытается порвать, а во второй еще не полностью включился. Реактивная личность − такой тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего «плывёт по течению», а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства. Проактивная личность − тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную линию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, добиваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пугают трудности, он готов их преодолевать. Криминальная личность − широко распространённый в кризисных и переходных состояниях развития общества тип человека, знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений, готового пойти на преступление ради достижения целей, как правило, аморальных, антиобщественных.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |