КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели создания СЭЗ
Сущность, цели и принципы формирования и функционирования свободных экономических зон Лекция 6 Свободные экономические зоны
1. Сущность, цели и принципы формирования и функционирования свободных экономических зон 1 2. Классификация свободных экономических зон 4 3. Нормативно-правовое обеспечение свободных экономических зон в украине и перспективы их функционирования 8
Любое государство, на территории которого существуют свободные экономические зоны (СЭЗ), устанавливает порядок образования и ликвидации, а также механизм функционирования СЭЗ. В Украине базовым законом, который определяет порядок создания и ликвидации и механизм функционирования свободных экономических зон, общие правовые и экономические основы их статуса, а также общие правила регулирования отношений субъектов экономической деятельности этих зон с местными Советами народных депутатов, органами государственной исполнительной власти и другими органами, является Закон Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13 октября в 1992 году №2673-XII. Создавая свободные экономические зоны, государства преследуют, прежде всего, общенациональные макроэкономические цели: экономические, научно-технические и социальные (рис. 1). Приоритетность тех или других целей может изменяться в зависимости от уровня социально-экономического развития страны. Согласно статьи 1 Закона Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», целью создания специальных (свободных) экономических зон в Украине, является: привлечение иностранных инвестиций и содействия им, активизация совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности для наращивания экспорта товаров и услуг, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, привлечение и внедрение новых технологий, рыночных методов ведения хозяйства, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины. Экономические: - привлечение иностранного и национального капитала благодаря льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению разных организационных процедур; - активизация внешнеэкономических связей, в частности в форме внешней торговли, международной производственной кооперации, международного движения капиталов, научно-технического обмена; - использования преимуществ международного разделение труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства; - ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к разным формам внешнеэкономической деятельности всем предприятиям и организациям СЭЗ; - рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов; - содействие развитию отсталых в экономическом отношение регионов; - эффективное использование местных ресурсов производства. Научно-технические: - привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; - ускорение инновационных и внедряемых процессов; - привлечение зарубежных ученых и специалистов; - повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов Социальные: - ускорение развития других регионов за счет концентрации в рамках зон ограниченных национальных ресурсов; - повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей; - удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщения внутреннего рынка; - создание прослойки высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, которая ориентируется на мировые стандарты технологии управления. В то же время, СЭЗ могут помогать в решение более конкретных заданий как: - источник новых товаров и техники; - рычаг повышения образованности работников; - испытательный полигон перед внедрением отдельных реформ в национальном масштабе; - механизм для сосредоточения достаточно ограниченных ресурсов (технических, финансовых, управленческих, организационных) и их концентрируемое направление на достижение определенной цели; - средство содействия развитию определенного региона. Существует два основных концептуальных подхода относительно создания СЭЗ: - территориальный подход – СЭЗ функционирует как конкретно определенная территория, на которую распространяется определенный режим; - режимный подход – введение особого режима, который дает определенные преимущества фирмам, расположенным в любой местности страны, если они отвечают определенным критериям. Преимущества территориального подхода: - возможность концентрировать поставку дефицитной высококачественной инфраструктуры, которой нет в принимающей стране; - возможность обеспечивать дефицитными ресурсами; - создание адекватной административной единицы с помощью высококвалифицированного персонала. Преимущества режимного подхода: - содействие отдельным видам экономической деятельности независимо от места их осуществления; - обеспечение тесной связи с местной экономикой; - предоставление иностранным фирмам права выбора места расположения своей деятельности. Учитывая современное состояние экономики Украины, территориальный подход к СЭЗ более целесообразен, чем режимный. В пользу территориального подхода свидетельствует огромная техническая сложность организации и распределения разнообразных финансовых и административных преимуществ режима СЭЗ среди большого количества предприятий, действующих в разных местах и при разных условиях. Однако территориальный и режимный подходы могут сосуществовать рядом.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |