КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно-правовое обеспечение свободных экономических зон в украине и перспективы их функционирования
Классификация свободных экономических зон Существуют разные подходы относительно классификации СЭЗ. Наиболее удачной, обоснованной и такой, которая учитывает больше всего критериев зонирования и отображает наиболее существенные черты СЭЗ, является классификация, предложенная д.э.н. О. С. Чмир. Согласно ей, свободные экономические зоны разделяются на отдельные типы в зависимости от географии расположения, характера объекта зонирования, взаимодействия с позазональной экономикой, масштабами и значимостью разрешимых проблем, функциональной направленностью. Свободные экономические зоны - Расположение относительно государственных границ: - внешние; - внутренние - Характер зонирования: - локальные (точечные); - комплексные - Принцип организации: - территориальные; - организационно-хозяйственные - Характер взаимодействия с позазональной экономикой: - интеграционные; - анклавные - Национальная принадлежность: - однонациональные; - многонационгальные - Масштаб и значимость разрешимых проблем: - общегосударственного значения; - регионального (местного) значения - Функциональная направленность: - внешнеторговые (свободные таможенные зоны, беспошлинные зоны, зоны пограничной торговли); - торгово-производственные (экспортопроизводственные, импортопроизводственные, технико-экономического развития); - научно-технические (инновационные центры, научно-производственные парки); - туристическо-рекреационные (туристические, рекреационные, комплексные); - оффшорные (банковские, страховые, торговые, инвестиционные, транспортные) Остановимся на основных видах свободных экономических зон. Внешнеторговые зоны – часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты пошлины и таможенных сборов или с их отсрочкой. Эти зоны создаются с целью активизации внешней торговли (импорт экспорт, транзит) за счет предоставления таможенных льгот, услуг относительно хранения и перевалки грузов, предоставления в аренду складов, помещений для выставочной деятельности, а также услуг относительно доработки, сортировки, упаковки товаров и т.п. Формы их организации: свободные порты («порто-франко»), свободные таможенные зоны (зоны франко), таможенные склады. Зоны пограничной торговли – часть территории государства на границе с соседними странами, где действует упрощенный порядок пересечения границы и торговли. Торгово-производственные (комплексные производственные) зоны – часть территории государства, на которой вводится специальный (льготный налоговый, валютно-финансовый, таможенный и т.п.) режим экономической деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения инвестиций в приоритетные отрасли хозяйства, расширения внешнеэкономических связей, заимствования новых технологий, обеспечения занятости населения. Они могут иметь форму экспортных производственных зон, где развивается в первую очередь экспортное производство, ориентированное на переработку собственного сырья и преимущественно сборочные операции, и импортоориентированных зон, главная функция которых – развитие импортозамещающих производств, а также технико-экономического развития. Научно-технические зоны – СЭЗ, специальный правовой режим которых ориентирован на развитие научного и производственного потенциала, достижение нового качества экономики через стимулирование фундаментальных и прикладных исследований, с последующим внедрением результатов научных разработок в производство. Они могут существовать в форме региональных инновационных центров – технополисов, районов интенсивного научного развития, высокотехнологических промышленных комплексов, научно-производственных парков (технологических, исследовательских, промышленных, агропарков), а также локальных инновационных центров и опорных инновационных пунктов. Туристическо-рекреационные зоны – свободные экономические зоны, которые создаются в регионах, имеющих богатый природный, рекреационный и историко-культурный потенциал, с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности (в том числе с привлечением иностранных инвесторов) в сфере рекреационно-туристического бизнеса. Банковско-страховые (офшорные) зоны – это зоны, в которых вводится благоприятный режим осуществления банковских и страховых операций в иностранной валюте для обслуживания нерезидентов. Офшорный статус предоставляется банковским и страховым учреждениям, которые были созданы при участии только нерезидентов и обслуживают только ту их предпринимательскую деятельность, которая осуществляется за пределами Украины. Согласно статьи 3 Закона Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон», на территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и т.п. Кроме вышеупомянутых, в Украине могут создаваться СЭЗ других типов, а также комплексные специальные (свободные) экономические зоны, которые соединяют в себе черты и элементы зон разных типов. Правовое регулирование свободных экономических зон в Украине осуществляется путем принятия законов и других актов Верховной Радой Украины, издания Указов и распоряжений Президентом Украины, принятия нормативных актов правительства (декретов, постановлений, и т.п.), а также создания механизмов их реализации и контроля. Законы и другие нормативные акты определяют объекты регулирования, содержание регулирования, ответственность юридических и физических лиц за их невыполнение. Законы осуществляют функцию долгосрочной государственно-правового регулирования, а указы, нормативные акты, как правило, – краткосрочного или оперативного. Пакет законов, которые регулируют СЭЗ в Украине практически уже наработан. Однако нужно отметить, что процесс разработки имеющейся нормативно-правовой базы происходил несколько безсистемно. Принятые законы быстро изменяются. Нормативные акты часто противоречат друг другу, что осложняет их использование. Поэтому для Украины проблема создания более дееспособной нормативно-правовой базы регулирования СЭЗ остается актуальной и в настоящее время. Правовой режим СЭЗ в Украине определяется, в первую очередь, Законом Украины «Об общих основах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13 октября 1992 г. № 2673-XII. Создание каждой отдельной специальной (свободной) экономической зоны в Украине регулируется отдельными законами. В частности: - Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» от 24.12.1998 г. № 356-ХІУ (создание СЭЗ «Азов» и «Донецк»); - Закон Украины «О специальной экономической зоне «Яворив» от 15.01.1999 г. № 402-ХІУ; - Закон Украины «О специальной экономической зоне туристическо-рекреационного типа «Курортополис Трускавец»» от 18.03.1999 г. №514-ХІУ; - Закон Украины «О специальной экономической зоне «Славутич» от 03.06.1999 г. № 721-ХІУ; - Закон Украины «О специальной (свободную) экономической зоне «Порто-франко» на территории Одесского морского торгового порта» от 23.03.2000 г. № 1607-ІІІ; - Закон Украины «О специальной экономической зоне «Рени» от 23.03.2000 г. № 1605-ІІІ; - Закон Украины «О специальной экономической зоне «Николаев» от 13.07.2000 г. № 1909-ІІІ; - Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и специальной экономической зоне «Порт-Крым» в Автономной Республике Крым» от 21.12.2000 г. №2189-ІІІ; - Закон Украины «О специальной экономической зоне «Закарпатье» от 22.03.2001 г. за № 2322-ІІІ. На свободную экономическую зону, в частности, распространяются положения конвенций Международной организации труды, ратифицированные Украиной. Предприятия, которые действуют в специальной (свободной) экономической зоне, должны придерживаться принципов трехсторонней декларации Международной организации труда о многонациональных предприятиях и социальной политике. Законодательные акты о создание каждой специальной (свободной) экономической зоны определяют конкретные требования, которые вытекают из положений отмеченных конвенций и принципов упомянутой декларации. Основные льготы, которые предоставлялись инвесторам на территориях специальных (свободных) экономических зон Украины, приведены в табл. 1.
Основные льготы, которые предоставлялись инвесторам на территориях специальных (свободных) экономических зон Украины
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |