Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аспекты и виды общения




В общении можно выделить ряд аспектов содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности;

Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на:

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов социальных потребностей.

Назовем основные из них.

Личностное общение, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Деловое общение, которое включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его целью является общее дело, задача, ее выполнение и решение, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир

Пример 1: Бригада монтажников собирает блочный дом. Группа конструкторов создает новый станок. Педагогический коллектив ВУЗа решает вопрос о состоянии успеваемости студентов.

Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае - потребности в общении.

Инструментальное - общение, которое осуществляется по поводу конкретного объекта и явления, т.е. которое не является самоцелью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

По содержанию оно может быть представлено как:

Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Пример 1: На семинаре преподаватель истории сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, студент растолковывает своему товарищу теорему Коши, закон Кулона.

Преподаватель сообщает, студент растолковывает – передача знаний – это есть содержание общения.

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

В данном контексте, содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.п.

Пример 2: Человек становится вхож в какую-то социальную группу, устроился на новую работу, завел новых друзей, чтобы адаптироваться перенимает их привычки, нормы поведения.

Пример 3: Студенты – участники клуба веселых и находчивых совместно пишут и проигрывают сценку для участия в конкурсе «Студенческая весна».

Взаимодействие, которое при этом осуществляется, - есть тоже содержание общения.

Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счёте, - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Пример 4: Мы встречаемся с друзьями, родственниками. Нам доставляет радость быть вместе, видеть друг друга, «дышать одним воздухом».

Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.

Пример 5: Один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

Все это лишь отдельные предметы содержания общения. Конкретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения у каждого человека, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.

Средства общения (коммуникативные средства) – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека другому.

Вербальными средствами общения выступает речь.

Речь – это знаковая система. Знаком называют такое явление, которое введено кем-либо с той целью, чтобы с помощью него направить мысль кого-либо в определенном направлении. То, к чему знак относится, называется значением знака.

Пример 1: Говоря слово «газета», мы имеем в виду не только тот лист бумаги, который держим в руках, но тем самым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличие от другой печатной продукции, и т.д.

Речь бывает

1) Устная, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.

2) Письменная в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов.

Эти средства присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагают усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям они гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не могут полностью его заменить.

Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. Так, в разговоре, считается, с помощью слов мы получаем только 10 % информации. Приведу известный диалог:

- Это черная или красная?

- Красная.

- А почему она белая?

- Потому что ещё зеленая.

Перед нами информация, переданная исключительно с помощью слов. И что Вы в ней видите? Бессмысленный набор фраз.

В данном примере, во-первых, не хватает, обсуждаемого предмета. Здесь это ведро с незрелой красной смородиной. Так продавец и покупатель обсуждают качество товара. И как обсуждают, указывая на ведро, морщась, удивляясь, описывая руками размер смородины. То есть, пользуясь только словами, мы рискуем получить бессмыслицу в окончательном решении.

Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" - в области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнёру по общению.

Австралийский специалист по "языку телодвижений" А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) - 38 %, мимики, жестов, позы - 55 %.

Поэтому рассмотрим и другой вид средств общения.

Невербальные средства общения - это внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

Выделяют 4 группы:

Оптико-кинестетические - это то, что человек «прочитывает» на расстоянии.

Различают

1 вид - экспрессивно-выразительные движения: жесты, мимика, пантомимика — позы, осанка, поклоны, походка;

В целом оптико-кинестетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

Значимость оптико-кинестетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинестетика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Обратимся к ключевым элементам языка жестов. В языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты – иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т.е. образные картины изображения (“вот такого размера и конфигурации”); кинетографы – движения телом; жесты – “биты” (жесты – “отмашки”); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты - регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жестыэмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – “здравствуйте”, а поднятые над головой – “до свидания”.

4. Жесты - адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера;

в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы "считываем" в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции.

Невербальное поведение в гораздо меньшей степени контролируется сознанием, нежели речь, что создаёт возможности для определения степени правдивости высказываний собеседника.

Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные притворные жесты.

Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения начинаются, как правило, с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

1.жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и т.п.

2.жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле.

3.жесты нервозности, неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.

4.жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

5.жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

6.жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

7.жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

8.жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

9.жесты неискренности – “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, “бегающий взгляд” и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.

Пример 1: По жестикуляции можно выявить тип темперамента.

Пример 2: В исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 120, мексиканцы - 180).

Итак, с одной стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо контролировать движения и мимику, с другой - уметь интерпретировать реакции партнера. Для этого полезно изучить язык невербальных компонентов общения.

Пример 3: Неслучайно, наверное, лидеры мирового бизнеса, политические деятели владеют невербальными методами, а в программах факультетов бизнеса крупнейших университетов мира вы обязательно увидите соответствующие курсы.

2 вид - визуалика, или контакт глаз.

Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими разработками в области зрительного восприятия - движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить её, поощряет партнёра к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее своё "Я", или, напротив, скрыть его.

Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лингвистические:

Паралингвистика - темп речи, громкость, изменения высоты и темпа окраски голоса - это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.

Экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений, таких как покашливание, плач, смех. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приёмами.

Такесика – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

Эти средства общения в большей мере, чем другие выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Их неадекватное использование может привести к конфликтам в общении.

Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса) выступают также особой знаковой системой, несёт смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций.

Пример 1: размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определённое значение отрицательного порядка.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл назвал её "пространственной психологией".

Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре:

- интимная (от 0 до 0,5 метра) - близкие доверительные отношенияе. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- межличностная (от 0,5 до 1,2 метра) - общение между друзьями.

- официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра) - для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- публичная (более 3,7 метров) - выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика, они призвана выполнять следующие функции:

1) Дополнение и замещение речи.

2) Репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

2) Помощь участникам общения выявить намерения друг друга. К анализу "невербалики" мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнёров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого.

Иными словами, значимо, не что говорится, а как это делается.

В аспекте средств общения можно выделить

Невербальное – это общение при помощи жестов, пантомимики, через прямые сенсорные и телесные контакты.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия усвоения языка.

Непосредственное общение - общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющие в распоряжении средства: вербальные и невербальные. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

Опосредованное (то есть посредством чего-либо) общение - неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

Пример 1: просмотр телепередачи, чтение книг, восприятие произведений искусства.

Пример 2: Если два человека разговаривают по телефону, то можно считать опосредованность минимальной: они слышат друг друга, но не могут прикоснуться друг к другу. В том случае, когда один другому посылает письмо или через вторых и третьих лиц передает информацию, — опосредованность значительная.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 10461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.