КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трансактный анализ
Одним из способов предвидеть конфликтную ситуацию (вообще для анализа межличностного взаимодействия) является трансактный анализ, разработанный Эриком Берном. Наблюдения психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, темп речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняются в различных ситуацих: например, характеристики поведения человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут существенно различны. Изменение поведения сопровождается изменением эмоционального состояния. Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что позволило Э.Берну выделить типичные состояния сознания, или основные ролевые позиции, которые сосуществуют в каждом человеке: Родителя, Взрослого и Ребенка, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. Состояние «Я» определяется им как система чувств, выражающаяся в согласованной с ней схеме поведения, т.е. это особое психологическое состояние, свойственной каждому человеку. С позиции Ребенка – зависимое, подчиняемое, безответственное существо. Человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно с присутствием чувства неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. В позиции «Ребенка» выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» (ведет себя: Не хочу! Не буду, отстаньте! А тебе какое дело?). Позиция Родителя - напротив, независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя. В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» - указывает, призывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды. Пример 1: Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таком случае выступает с позиции Родителя, демонстрируя уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями и руководителем, он сам занимает позицию Ребенка. Позиция Взрослый – человек, придерживающийся спокойного тона, выдержки, солидности, умеющий считаться с ситуацией, нести ответственность за свои поступки понимать интересы других и сохранять равноправие в общении. Эту позицию стремятся занять при общении с коллегами. С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др. С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя. Трансакция, по определению Э.Берна, представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя индивидами, пребывающими в определенном состоянии сознания. Э. Берн выделяет три формы трансакций – дополнительные (параллельные), пересекающиеся и скрытые. Параллельная трансакция – реакция человека прямо связана с тем состоянием, которую намеревался затронуть партнёр по общению. Пример 2: Взрослый- Взрослый: Студент-Преподаватель Стимул: К кому дню надо приготовить реферат? Реакция: К 4-му практическому занятию. Общение эффективно, если идет на уровне Взрослый – Взрослый, предусматривающее спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении. Существуют и другие параллельные трансакции: Пример 3: Родитель – Дитя: Стимул: Сколько раз говорить, что реферат необходимо было подготовить к 4-му занятию, т.е. сегодня. Реакция: Я не смог, некогда было, я болел, я забыл Стимул: Ну хорошо, на следующим занятия я приму Реакция: На следующее занятие обязательно принесу. Параллельная трансакция содержит в себе элементы ожидания и предсказуемости происходящего, поэтому могут продолжаться долго. Но длительное общение не во всех случаях бывает эффективным. Так, в «Родитель-Ребенок» человек, находящийся в позиции Ребенок, испытывает постоянное давление (подчиненный со стороны авторитарного руководителя) и приобретает такие качества, как подавленность, зависимость, безынициативность, неуверенность и т.д. Человек, находящийся, в позиции «Родитель», получает беспредельный контроль в своих руках. Пересекающиеся трансакции – реакция собеседника исходит не из того состояния, на которое направлено воздействие. Партнёры говорят мимо друг друга. Пример 4: Рассмотрим диалог между мужем и женой. Муж: Где мои носки? Жена: Сам ищи! Где вчера оставил, там и лежат! Пример 5: Стимул: Мне не звонили из хозяйственного отдела? Реакция: Реже нужно устраивать перекуры, тогда не будет вопросов! После пересекающейся трансакции коммуникация временно разрушается. Приводит к конфликтной ситуации. Чтобы выйти из неё достаточно пересмотреть свою позицию одному из партнёров. Так, общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка. Далее диалог может развиваться в разных направлениях. Муж может ответить: «Ты жена и должна мне одежду готовить заранее!» или «Может ты видела, где я раздевался». В первом случае, муж принимает уровень Родителя и поставит жену в позицию Ребенка, во втором случае муж сохраняет позицию Взрослого и требует соответствующего отношения. Примет ли она ее? Если нет, то произойдет пересечение стимула и реакции, что приведет к конфликту. Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Скрытые трансакции - внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскируют истинный психологический уровень общения. Внешне на социальном уровне происходит одно, а на психологическом подразумевается другое. Пример 6: диалог между продавцом и покупателем. Покупатель: Жидкокристаллический телевизор фирмы «Сони» с диагональю 23 дюйма сколько стоит? Продавец: Конечно, эта модель лучше, но предназначена для состоятельных и деловых людей, и достаточно дорогая! Покупатель: Вот ее я и возьму! Общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца (“Ты не деловой человек и не можешь себе позволить эту вещь”) и покупателя (“Ах так, мне не по карману”) был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель). Знания и умения пользоваться вышеизложенным является необходимым и достаточным условием для бесконфликтного общения. В итоге можно заключить, что: 1) Общение – это многогранное явление, с целью определения сущности которого необходимо рассматривать с позиции анализа его аспектов, его структуры, сторон, выявления особенностей и механизмов коммуникации, восприятия, взаимодействии, взаимовлияния между общающимися партнёрами индивидами. Для чего необходимо обладать этими знаниями? 3) В качестве практического задания предлагаю вам, во-первых, дать краткое, лаконичное, в то же время обстоятельное определение понятия «общение» Общение – процесс взаимодействия как минимум двух субъектов, направленный на взаимное познание, установление контакта и развитие отношений, и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности. Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании [2, С 109]. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникативную (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 16147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |