КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная адаптация
«Социальная адаптация» - это процесс взаимодействия субъекта социальной сре- дой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Такой процесс имеет достаточно тесную связь с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, - про- цессом социализации. Понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. Процесс социализации – это длительный, постепенный процесс эволюци- онного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых зна- ний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс инте- риоризации). Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это, скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы. Стадии соц. адаптации: 1.Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясе- ния социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. 2.Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адап- тационного потенциала субъекта. Под адаптационным потенциалом понимает- ся совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адап- тации (14.С.125). В качестве элементов адаптационного потенциала могут вы- ступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалифика- ции, демографический и социальный статус, социально-психологические ха- рактеристики и прочее. 3.Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собствен- ных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.
Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей де- лать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъ- екта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требо- вания и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адап- тации. Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации, субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. К основ- ным формам последнего можно отнести следующие: - конформизм или подчинение субъекта среде, когда он полностью выпол- няет новые требования, предъявляемые к нему; - инновация или обновление субъектом среды, когда освоение среды осу- ществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон, свойств и характеристик; - внешняя благопристойность или ритуализм, при которой адаптация субъ- екта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъяемым к нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окруже- ния; - «уход» субъекта от среды, его самоизоляция или ретритизм; такая форма поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собст- венных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптаци- онного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды; - преобразование субъектом среды или мятеж, бунт, когда субъект стремит- ся полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями о ней. Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон- формизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стре- мится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адап- тации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адап- тивного и адаптирующего аспектов.
К основным барьерам социальной адаптации в современном обществе можно отнести: - социально-психологические (убеждения, принципы, привычки, стереоти- пы поведения и деятельности, присущие субъекту); - социальные (представляющие собой негативные характеристики соци- альной среды, в которой протекает процесс адаптации); - социокультурные (ценностно-нормативные характеристики субъекта).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |