Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие как центральная категория логики




Текст лекции по теме № 2

по дисциплине «Логика»

Тема занятия «Понятие»

Вопросы занятия:

1. Понятие как центральная категория логики.

2. Виды понятий по объему.

3. Виды понятий по содержанию.

4. Логические отношения между понятиями.

5. Логические операции с понятиями.

Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении обусловлена предметным характером окружающего нас мира, т.е. наличие в нем отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Примеры понятий: камень, растение, Солнце, мать, студент.

Все то, что так или иначе характеризует предмет, позволяет рассматривать его как данный, а не иной, служит для нас его признаком. Признаки могут быть общими или отличительными, существенными или несущественными, необходимыми и случайными.

Понятие - это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятых в их единстве.

Логические приемы образования понятий. Образование понятия - сложный диалектический процесс, предполагающий активность субъекта и включающий множество логических приемов:

Анализ - мысленное разложение предмета на его признаки.

Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

Сравнение - мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

Абстрагирование - мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение - мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.

Логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. В ходе образования понятия происходит «просеивание» отдельных предметов и их признаков: выделяются наиболее важные и ценные признаки, и отбрасывается все частное, несущественное, случайное.

В понятии различают содержание и объем. Содержание - это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Пример. Объем понятия - охватываемые им предметы мысли. Пример.

В системе признаков, образующих содержание понятии, различают два типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Понятие «право»: родовым по отношению к нему выступает понятие «нормы поведения людей», которое включает в себя и нормы морали. Но если нормы морали вырабатываются самими людьми (это видовой признак понятия «нормы морали»), то видовой признак права - его нормы устанавливает и санкционирует государство.

Существует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, т.к. число признаков увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Студент - отлично успевающий студент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.