КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С другими отраслями права
В системе российского права и его взаимосвязь Место уголовно-исполнительного права Понятие уголовно-исполнительного права Сфера исполнения наказаний должна быть урегулирована нормами права по следующим соображениям: а) процесс исполнения наказания носит властно-принудительный характер и необходимо поставить в правовые рамки деятельность государственных органов, предотвратив, таким образом, их произвол по отношению к осужденным; б) исполнение наказаний заключается в применении правоограничений для осужденных, что предполагает необходимость его законодательного урегулирования в соответствии с Конституцией РФ (ч.3 ст.55); в) исполнение наказания является продолжением его применения, осуществляемого на основе норм уголовного и уголовно-процессуального законодательств, в связи с чем обязательно должна быть "правовая стыковка" двух сфер применения наказания; г) необходимо обеспечить единство сущности наказаний (уголовный закон) и их содержания (уголовно-исполнительное законодательство); целей наказания (уголовный закон), задач и средств их обеспечения (уголовно-исполнительное законодательство); д) признание международных норм права составной частью правовой системы Российской Федерации (ч.4 ст.15 Конституции РФ). Ч.2 ст.2 УИК РФ определяет следующие элементы предмета уголовно-исполнительного законодательства: 1. общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.; 2. порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных. 3. порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. 4. порядок участия органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций и общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; 5. порядок освобождения от наказания (гл.21 УИК); 6. порядок оказания помощи освобождаемым лицам. Итак, основой предмета уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие между учреждениями и органами, исполняющими наказания, и осужденными. В зависимости от сочетания запретов и дозволений в уголовно-исполнительном праве различаются два основных типа правового регулирования: 1) разрешительный ("запрещено все, кроме того, что дозволено"); 2) общедозволительный ("дозволено все, кроме того, что запрещено). В систему норм уголовно-исполнительного права входят нормы Уголовно-исполнительного кодекса, Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы", различных правительственных и ведомственных актов об исполнении наказаний (Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими и др.). Принципы уголовно-исполнительного права, выражая его основные идеи, руководящие положения, пронизывая институты и нормы и обладая нормативными свойствами, отражают особенности и качество самостоятельности этой отрасли права. Ст.8 УИК РФ закрепляет общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы: законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Однако общеправовые и межотраслевые принципы, будучи закрепленными в нормах уголовно-исполнительного права, приобретают специфику, связанную с необходимостью определения руководящих положений регулирования исполнения наказаний. Они становятся уже принципами уголовно-исполнительного права, выражая его особенность и самостоятельность. Функции уголовно-исполнительного права также являются признаком его самостоятельности. Так, уголовно-исполнительному праву свойственны следующие функции: выражение и реализация уголовно-исполнительной политики; установление и конкретизация правового статуса субъектов карательно-воспитательного процесса; конкретизация уголовно-правовой кары; установления и закрепления системы мер исправительного воздействия на осужденных и др.[1] Можно выделить еще один признак самостоятельности уголовно-исполнительного права – это наличие особой системы санкций (мер ответственности) за нарушение норм права. Вывод: уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, призванная регулировать общественные отношения, складывающиеся при исполнении всех видов наказаний. 3. Принципы УИП
УИК РФ впервые сформулировал принципы законодательства об исполнении наказаний. Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции РФ, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15 имеют прямое действие Принципы уголовно-исполнительного права должны: - отражать социально-экономические, нравственные и правовые закономерности развития общества, отношение государства и общества к преступлению и наказанию, а также к международным нормам, определяющим стандарты обращения с осужденными; - в своей совокупности пронизывать все исследуемое законодательство; - служить ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности судов, уголовно-исполнительной системы и других правоохранительных органов; - обеспечивать единообразное развитие и функционирование уголовно-исполнительной системы; - способствовать внутренней согласованности и взаимосвязи отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью на различных ее стадиях; - конкретизировать общие принципы российского права в принципах уголовно-исполнительного права; - способствовать правоприменительной деятельности при наличии пробелов в уголовно-исполнительном законодательстве. Один из способов восполнения пробелов в праве - аналогия права, при которой правоприменительный орган исходит из общих начал и смысла законодательства. Решающее значение в этом случае имеют принципы рассматриваемой отрасли права, реализация которых является одной из функций правоприменительной деятельности. Правоприменительная деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, не только определяется нормами уголовно-исполнительного права, но и обеспечивается ими.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |