Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медицина древней Индии




Согласно Упанишадам весь мир и человек вышли из Атмана-Брахмана и всему в этом мире уготован возврат в лоно Атмана-Брахмана. Этот круговорот называется сансара - переселение душ. Регулирует перевоплощение закон кармы, в котором учитывается количество совершенных добрых и злых дел. У каждого человека своя дхарма, установленная свыше. Уклоняться от нее нельзя. При неуклонном выполнении дхармы душа может возродиться в человеке бо­лее высокого общественного положения.

Упанишады — собственно философская часть Вед. Дословно это название обозначает «сидение у ног учителя». В тексте подчеркивается, что это тайное учение и это знание недопустимо сообщать широкому кругу людей.

Философия Древней Индии.

Индийская философия отличается большим разнообразием взглядов. Фи­лософская мудрость выступает не только как теория, но еще и образ жизни. Философия дает человеку понимание природы добра и зла, картину вселенной, определяет смысл жизни. Большинство философских систем древней Индии пессимистичны.

В индийской философии можно выделить 3 периода:

- ведический - XV-V вв. до н.э.

- классический - V в. до н.э. - X в. н.э.

- индуистский - с X в. н.э.

Древнейшие тексты индийской философии (она в течении всего времени развивалась почти без изменений) содержатся в Ведах (veda - знание, ведение), написанных до XV в. до н.э.

По традиции вся ведическая литература делится на 4 группы:

1. Самхиты.

2. Брахманы.

3. Араньяки.

4. Упанишады.

 

1. Самхиты - это четыре сборника гимнов:

- Ригведа - самая древняя и авторитетная.

- Самаведа - Веда напевов.

- Яджурведа - Веда жертвоприношений.

- Атхарваведа - веда заклинаний.

Считалось, что у знания визуальная природа - узнать значит увидеть. Боги такой способностью знать-видеть истину наделяли поэтов – риши. Веды относят к традиции шрути - откровению, которым наделяло человека божест­во. Традиции шрути противостояла другая - смрити (запоминание).

Самой ранней Ведой по времени возникновения является Ригведа, кото­рая делится на 10 книг. Это хвалебные гимны, приносимые богам, попытка по­стичь тайны бытия. Модель мира ориентирована на Космос. Рита - закон кру­говращения, порядок вещей (букв. - двигаться). В соответствии с законом Риты восходит Солнце, чередуются дни и ночи. Солнце представляют ряд бо­гов: Сурья - основной бог; Митра - бог дружбы, договора, солнца, света; Пу­тан - бог солнечной энергии; Ушас - богиня утренней зари; Агни - бог огня.

 

В индийском пантеоне нет раз и навсегда господствующего бога.

 

Одним из самых интересных является 129 гимн десятой книги Ригведа – гимн Насадив (nasad - не было). Авторы отвечают на вопрос «как сотворен мир и из чего?». Первое состояние аморфное, но всегда существовало нечто. Тад-Экам - единое, что лежит в основе всех предметов и явлений, от него родится всё.

В гимне Пуруше возникновение мира уподобляется жертвоприношению.

Изучение гимнов Ригведы необходимо для правильной оценки индийской мысли. Они служат основанием для более поздних философских систем.

2. Брахманы являются продолжением Вед.

3. Араньяки.

Тексты упанишад имеют разных авторов, неоднородны по содержанию. В них можно выделить 3 ряда проблем:

- адхияджня (относится к жертвоприношению);

- адхьятма (относится к микрокосму - к человеку);

- адхидайвата (относится к обожествленному макрокосму).
Микрокосм обозначается термином «атман», макрокосм термином «брахман».

Понятие «Брахма» многозначно, брахман - жрец, брахманы - часть книги Вед. В большинстве текстов Упанишад Брахман - это абсолютная первооснова, первопричина всего сущего.

Атман - обозначение психического начала - души. Это и вечная и неиз­менная, деятельная сущность мира. Излагается учение об оболочках атмана. Согласно этому учению в структуре человека выделяются пять слоев:

- телесный (анамайя);

- жизненный (пранамайя);

- слой, состоящий из ума (маномайя);

- слой развернутого сознания (виджнянамайя);

- слой блаженства (анандамайя).

 

Понятие мокши - освобождение от цепи перевоплощений. Жизнь полна невзгод и страданий и после неё необходимо достичь состояния, в котором «Я» достигло «абсолютного совершенства».

В Ведах и Упанишадах берут начало многие категории современной ин­дийской философии.

Еще одним направлением религиозной философии Индии является буд­дизм. Сведения о буддизме содержаться в книге «Типитака» (или «Трипитака») - три корзины. Учение Буддизма - учение о «четырех благородных истинах».

- Первая — «жизнь есть страдание»;

- вторая - причина всех страданий - желания;

- третья - страдания можно прекратить путем избавления от желаний;

- четвертая - для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».

«Правильное поведение» - не убий, не причиняй никому вреда, не укра­ди, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. «Правильное знание» - самоуглубление и внутреннее созерцание - медитация.

В Индии существует шесть классических школ: Вайшешика, Санкья, Йога, Миманса, Веданта, Ньяя.

Вайшешика признает наличие 9 видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Верховная душа или Бог - творец всего сущего. Человек имеет волю и может идти или к несчастью или к счастью (освобождение от цепи перерождений). Достичь блаженного состояния, можно став на правильный путь познания.

Санкья дуалистическая система. Есть два источника мира и две незави­симые первичные реальности. Пуруша - разумное начало. Пракрити - первич­ная материя, вечное бессознательное начало. Эволюция начинается с соедине­ния двух первоначал, в результате возникает великий зародыш вселенной - «малат». Освободиться от страданий можно при жизни в этом мире или после смерти в другом.

Йога. Основатель мудрец Патанджали. Она создала восемь ступеней практического совершенствования: 1. Обуздание. 2. Культура этики. 3. Поло­жения. 4. Контроль над дыханием. 5. Контроль над чувствами. 6. «Внимание». 7. «Созерцание». 8. «Сосредоточенность».

Миманса. Основатель Джайми (ок. 200 гг. до н.э.). Её основная задача продолжить традиции Вед, особенно ритуальной стороны. Авторитет Вед не­пререкаем, абсолютен.

Веданта вырастает из последней части Вед - «Упанишады». Всё есть Бог. Такая концепция называется монистичной. Бог сотворил мир посредством магической силы - «Майя». Мир - это только видимость и не существует ниче­го, кроме Бога. Установив контроль над чувствами человек должен достичь ос­вобождения. Для этого надо Веданту и становиться Брахманом - человеком, познавшим истину.

Ньяя похожа на Вайшешику в учении о судьбе, человеке, отношению к божеству. Основатель школы Готама выдвинул несколько доказательств бытия Бога. Всё на свете имеет причину - Бога, следовательно и мир имеет причину - Бога. Все вещи состоят из частей, следовательно, целое этих частей - Бог.

 

Написанные на санскрите Веды («Совершенное знание») причис­ляются к наиболее древним свидетельствам индийской культуры и уче­ниям о врачевании. Однако настоящей родиной Вед является не Ин­дия или какая-то другая страна мира. Они, по мнению сторонников этой точки зрения, созданы не людьми, безграничны во времени и яв­ляются откровениями самой природы.

История Аюр- Веды — это история восточной и, прежде всего, ин­дийской медицины. С течением времени многие медицинские систе­мы растворились в океане Аюрведы. Аю - означает жизнь, а веда - знание, поэтому буквальный перевод с санскрита слова «Аюрведа» означает «наука о жизни». Аюрведа — это бесценное наследие Индии, которое является древнейшей медицинской системой на Земле.

Веды являются наиболее древним источником медицинских знаний на Земле, и Аюрведа считается ветвью Атхарва веды, где описывается анатомия, физиология и хирургия. Ригведа также содержит 10 572 гим­на, описывающих тип конституции (вата питта кафа). Ригведа дает описание лечения, связанного с пересадкой органов, применением искусственных конечностей и использованием трав. Атхарва веда, в свою очередь, включает 5977 гимнов, характеризующих анатомию, физиологию и хирургию своего времени.

Считается, что Аюрведа имеет божественное происхождение и ее появление на Земле связывается с посещением нашей планеты раз­личными полубогами и мудрецами, которые обладали способностью путешествовать во Вселенной. Впервые Аюрведа была поведана Брах­мой, главенствующим Божеством этой Вселенной и ее создателем. Брахма был озабочен тем, что созданная им Вселенная населялась су­ществами, страдающими от недугов. Он дал сыну Дакше знание Аюр­веды, чтобы отпрыски Дакши не страдали от болезней.

Упоминание об исследовании пульса можно встретить в очень ран­них ведических текстах, таких как Ригведа или Атхарва веда, которые были записаны более 5000 лет тому назад. Но первое упоминание о пульсовой диагностике, как о целостной диагностической системе, в аюрведических тестах встречается в Шарангадхара самхите, относя­щейся к 1325 г. н.э.

Поскольку первейшей обязанностью аюрведического врача было требование учить людей чистому, духовному образу жизни, то он сам должен быть в достаточной степени чист. Образ врача в аюрведической медицине — это, прежде всего, образ святого мудреца, который не только лечит тело, но, прежде всего, душу. Чарак самхита говорит о том, что обязанность врача — пробудить сознание Бога в сердце паци­ента, а затем использовать травы и другие методы для лечения. Аюр- веда считает причиной всех болезней забвение Бога, и, естественно, чтобы выздороветь, нужно вспомнить о Нем.

Чтобы давать науку о Боге другим, врач Аюрведы должен быть сам самореализованной личностью. Чарак самхита говорит в этой связи, что если даже доктор имеет полное знание Аюрведы, но не достиг са­мореализации или больше заинтересован в славе или деньгах, а не в духовном развитии, то он никогда не будет хорошим практикую­щим врачом, ибо он не сможет указывать своим пациентам на цель жизни - познание Бога.

Обязанность аюрведического врача заключается в том, чтобы про­будить в человека осознание необходимости следования цели челове­ческой жизни. И в соответствии с ведической концепцией, цель и при­чина, для чего человек может желать здоровья и долголетия, — это познание нашей истинной сущности, наших взаимоотношений с ис­точником всех причин - Господом Шри Кришной.

Духовное консультирование — это один из главных аспектов де­ятельности аюрведического врача. Нужно показать пациенту его внутреннюю божественную природу и пробудить в нем ответст­венность в осознании этой природы, и это самое лучшее лекарст­во. Это конструктивный путь, направленный на построение новой реальности, вместо копания в собственных недостатках, ошибках и заблуждениях, что может только усугубить проблему и наш нега­тивный опыт.

Поскольку в Аюрведе такое большое внимание уделяется духовно­му аспекту жизни, то естественно, что все лечебные меры направлены на то, чтобы способствовать прогрессу в духовной жизни. И Аюрведа дает знание не только о том, как лечить болезни, но и том, как различ­ные аспекты нашей жизни могут помогать или препятствовать наше­му духовному росту. Аюрведа описывает такие стороны жизни как ди­ета, режим дня, работа, взаимоотношения с окружающими и то, как привести в порядок свою жизнь, чтобы иметь возможность сконцент­рироваться на развитии духовного компонента нашего существования. В ведической системе психическая конституция обычно определяет­ся по трем гунам: Сатвой, Раджасом и Тамасом, которые проявляются как ясность, рассеянность и тупость (соответственно).

Сатвичный тип человека имеет гармоничную природу и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и спокойствию ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа вни­мательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни.

Люди раджасичного типа обычно наделены большой энергией, ж могут сами себя сжечь чрезмерной активностью. Болезнь у них обыч­но протекает остро, и выздоровление возможно только при изменени­ях в образе жизни и отказе от вредных привычек. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни, не желают тратить время для своего выздоровления или брать на себя ответственность за свое здо­ровье. Они предпочитают, чтобы врач брал всю ответственность за их здоровье на себя, и обычно говорят: «А вы гарантируете, что меня вы­лечите?» В своих болезнях они предпочитают винить кого угодно, кро­ме самих себя. Наша современная культура очень раджасична. Поэто­му некоторые наши раджасичные черты могут быть обусловлены скорее внешними обстоятельствами, чем нашей собственной природой.

Тамасичный тип больше других расположен к затяжным, хроничес­ким болезням. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудно излечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.

Для того, чтобы возвыситься до Сатва гуны, мы должны открыть наш ум для восприятия высших аспектов человеческой жизни. В ре­зультате того, что длительное время наш ум был закрыт для духовных вопросов, неудовлетворенность жизнью может стать хронической, и мы, не находя выхода из ситуации, живем под управлением мате­риальной природы. Мы должны найти мир и покой в своей душе. Наш ум сатвичен по своей природе, а Сатва Гуна — это гармония и совер­шенство во всем.

Пренебрежение нашим внутренним голосом, голосом нашей ду­ши — это корень всех психических нарушений. Мы никогда не долж­ны идти против своей совести. Тот, кто действует и думает под воздействием обстоятельств и не слушает свой внутренний голос, голос своей совести, никогда не узнает чувства внутренней безопасности покоя, необходимого для психического здоровья. Наш бессознательный ум Антаратма — очень могущественная сила. Он дает нам защиту того, чтобы мы не действовали против правил морали, против нашей совести. Если мы переступаем через самих себя, мы будем скор­бь и сожалеть об этом в своем сердце. Такая внутренняя скорбь является причиной умственных расстройств — неудовлетворенности и беспокойства.

Древние индусы верили в существование тонкой субстанции ума. Все вещи, которые мы воспринимаем, прежде всего появляются в на­шем уме. Тип наших действий зависит от типа восприятия, а наша спо­собность ясно воспринимать окружающий мир зависит от Сатва гуны. Буквально слово «сатва» означает — нечто, обладающее той же приро­дой, что и истина или реальность.

В историческом измерении восточная медицина опередила запад­ную. Трактаты Аюрведы были записаны 5000 лет тому назад, а трактат «Нэй цзи» в китайской медицине был зафиксирован в период с 770 по 500 годы до н.э. Труды Гиппократа относятся к пе­риоду с 440 по 370 г. до н.э. В своей теоретической основе античная и западная системы медицины базируются на тканевой или гумораль­ной теории.

Что касается диагностики и лечения, то философский подход в древневосточной и западной медицине во многом тождественны. Предлагается лечить и диагностировать человека в целом, а не отдель­но взятую болезнь. Это является главным принципом, и здесь нет раз­личия, но технологии его применения прямо противоположны. Это отражает различия в типе мышлении и мировоззрения между восточ­ными и западными людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.