КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мир для китайцев - безостановочный процесс становления, поэтому представления о нем постоянно меняются. Истинное знание - в достижении однобытия с миром
В мире противодействуют два начала - женское и мужское - инь и ян. В глубокой древности не было ни неба ни земли, а был хаос. В этом мраке родились два духа: ян стал править небом, а инь - землей. Китайская философия имеет свою специфику, обусловленную экономическими, политическими и культурными условиями. Китайское мышление («мир правополушарной культуры») имеет свои особенности. Холизм - мир и каждый индивид рассмотрен как «единая целостность». Центральной является идея о гармоническом единстве человека и мира. Чтобы понять «единую целостность» - необходимо полагаться лишь на интуитивное прозрение. Китайская модель мира - инь и ян нераздельны, замкнуты в пределах одного круга, они существуют как возможности друг друга. Если они разойдутся, то наступит всеобщий Упадок (так сказано в «Книге перемен» - «И-цзин»). Развитие мира - чередование инь-ян. Одной из основных философских школ Древнего Китая является конфуцианство. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) в своем учении исходил из неразделимости физических и нравственных законов. От поведения человека зависит весь миропорядок. В центре общества у Конфуция стоит цзюнь-цзы - «благородный муж». Он должен, по мнению Конфуция, обладать 5 качествами:
Конфуций утверждает «Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым». В управлении народом конфуцианство отдавало первенство морали перед правом. Нравственное совершенствование воплощено в стремлении жить во взаимном соглашении с людьми и собой, соблюдать «золотую середину» в поведении. Главный принцип морали Конфуция - «не делай другим того, чего не желаешь себе». В управлении государством должны участвовать только благородные люди. Достичь идеала можно путём «исправления имен». Например, можно быть сыном по имени, а на деле им не быть. Поэтому реальность общественной жизни надо привести в соответствие традиционным нормам и выразить взаимоотношения людей и вещей в правильных понятиях. Последователями Конфуция были Мэн-Цзы, Сюнь-Цзи и другие. Старшим современником Конфуция считается Лао-Цзи (полулегендарная личность). Он основал философскую школу - даосизм. Главный труд даосизма «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»). В этой книге поставлены проблемы существования мира, бытия и небытия, человеческого общества и личности человека. Существует закон всего сущего - это Дао. Дао невидимо и само по себе не существует, а постоянно находиться в глубине вещей. Даосизм не столько был распространен как философская система, сколько как образ жизни. Мудрость приверженца «Дао» - некое умение жить, жизненная мудрость. Человек должен обрести полноту своего бытия через самоустранение от всего временного. Главная цель даосизма - указать путь к средоточию жизненного опыта.
МЕДИЦИНА КИТАЯ
Представитель школы натурфилософов (Инь-Ян) Цзоу Янь (III век до н.э.) центральной проблемой исследования выбрал пять элементов мироздания. В основе развития мира находятся пять сменяющих друг друга элементов: вода, огонь, дерево, металл и земля. Смена элементов определяется силой, при помощи которой они преодолевают друг друга: земля «побеждает» дерево; металл побеждает землю; огонь побеждает металл; вода побеждает огонь, а земля вновь побеждает воду. Согласно таким рассуждениям, как считалось, можно познать гармонию мира. Решение вопроса о природе человека в медицине Древнего Китая изложено в книге «Ней-цзин» («Книга о внутреннем человеке»). В ней ставится вопрос о природе человека и разрешается в том смысле, что человек по своей природе состоит из пяти космических элементов: земли, воды, огня (символ тепла), дерева (растительное начало) и воздуха. Учение о космических элементах как основе организма дополняется в «Ней-цзин» учением о двух началах, взаимоотношение которых определяет здоровье и болезни организма. Одно из них — «Ян», другое — «Инь». Правильное соотношение этих начал обусловливает здоровье, неправильное — ведет к болезням. В этих началах нет ничего мистического: «ян» — обыкновенный воздух, «инь» — кровь, но кровь как сырое и инертное вещество, приводимое в движение воздухом и дыханием. Философский трактат «И-цзин» (что значит: «Книга перемен») говорит, что в жизни человека все переменчиво, ни в чем нет постоянства, лишь факт переменчивости является постоянным. Причина переменчивости кроется в борьбе двух начал: господствующего — «Ян» и угнетенного, но стремящегося сбросить гнет — «Инь». Вывод автора трактата таков: «Инь» и «Ян» должны жить в согласии, тогда прекратятся перемены и все будут счастливы. Это представление привело к трем новым терапевтическим приемам, придавшим китайской медицине особый колорит. Это — мокса, массаж, акупунктура. Мокса состоит в прижигании больного места или отдаленной от этого места точки пучками горящей травы. Цель этого мероприятия - усилить движение начала «Инь». К этому приему китайцы подошли, исходя из фантастического представления, но в самом том приеме оказалось и рациональное зерно: приемы местного воздействия на больной организм не только в зонах повышенной чувствительности, но и в отдаленных от этих зон точках в самых разнообразных формах применяются и теперь (свет, электрическая искра, диатермия), хотя, разумеется, на совершенно других теоретических основах. Второй прием — массаж. Врачи Древнего Китая также применяли его с целью усилить движение начала «Инь». Со временем тот фантастический смысл, который китайцы придавали массажу, был забыт, и осталось только то, что оказалось действительно рациональным в этом терапевтическом приеме. Третий прием — акупунктура. Он состоял в введении иглы в орган, считавшийся больным, или в какую-нибудь отдаленную от него точку тела. Иглу обычно тут же вынимали из тела, но иногда оставляли ее там на сутки и более. Так как сущностью заболевания считалось нарушение пропорции между началами «Инь» и «Ян», то иглы делались полыми внутри на тот случай, что какое-нибудь из этих начал окажется в избытке и тогда этот избыток сможет через канал иглы выйти наружу. Наоборот, если предполагается недостаток начала «Ян», его можно было ввести в организм в виде подогретого воздуха через тот же канал. Для акупунктуры существовал набор из 40 иголок длиной от 1 до 28 см. Надо было хорошо знать точки, в которые надлежало делать уколы в каждом отдельном случае. Китайские врачи установили для этого 388 точек. Для допуска к акупунктуре устраивался экзамен: манекен с проделанными в нем отверстиями оклеивался бумагой, а внутрь его наливалась краска. Сдающий экзамен сквозь бумагу должен был ввести иглу в названную точку; доказательством удачи было истечение краски из канала иглы. Благодаря акупунктуре китайские врачи открыли абсцесс легкого, экссудативный плеврит и асцит. Таковы были практические результаты, к которым пришла китайская медицина на основе представления _ началах «ян» и «Инь». Кроме того, на основе тех же представлений о началах Инь и Ян китайские врачи внесли в медицину еще один важный элемент: они начали исследовать пульс своих больных и создали учение о пульсе. Завершая анализ истории взаимовлияния философии и медицины в древних цивилизациях, необходимо, Таким образом, отметить, что, во- первых, в эпоху рабовладения у народов Востока наличествуют зачатки философской мысли, существенно повлиявшие на дальнейшее развитие всей мировой философии. И, во-вторых, натурфилософия выступила в роли естественно - научной основы медицины, которая именно благодаря ей получила возможность для своего творческого развития.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |