Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древней Греции и Рима





Философию древних греков и древних римлян называют античной фи­лософией — (с 6 в. до н.э. до 6 в. н.э.) ~ 1200 летсуществования.

Именно в ней берёт начало западная философия. Во все времена мыслите­ли возвращаются к мудрецам античности как источнику мудрости, образцу мышления.

 

Сам термин «фило-софия» ("phileo"-люблю,"sophia"-мудрость) возникает тоже здесь в противоположность «Софосу» - мудрецу-пророку, обладавшему «Софией» - божественной мудростью. Философ - это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, и свойство удивляться лежит в природе человека. Философия - это любовь человека к истине. Цицерон гово­рил, что «не любить философию всё равно, что не любить собственную мать».

 

Традиционно выделяют следующие этапы античной философии:

- Ранняя классика (натуралисты, досократики). Главные проблемы «Физис» и «Космос», его строение.

- Средняя классика (Сократ и его школа, софисты). Главная проблема - сущность человека.

- Высокая классика (Платон, Аристотель, их школы). Главная проблема -
синтез философского знания, его проблем, методов и др.

- Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Синека, Эпиктет, Аврелий и др.)

 

Античная философия выдвинула следующие проблемы:

1. Проблема бытия, небытия материи и её форм. Главный вопрос - как воз­ник Космос? Его структура (Милетская философская школа).

2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В
чём сущность человеческой морали? Что такое политика и государство по
отношению к человеку? (Сократ, софисты, Эпикур, Секст Эмпирик).

3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья.

4. Проблема отношения человека и Бога. (Плотин, Филон Александрийский
и др.).

К представителям натурфилософии относились Фалес, Анаксимен, Анак-симандр, Гераклит. С именем Фалеса(625-547 гг. до н.э.) обычно связывают начало древнегреческой философии. Он был знаком с достижениями науки Ва­вилона и Египта, обладал географическими, астрономическими и философски­ми знаниями. Считал, что всё существующее возникло из воды. Вселенная пол­на богов, все вещи обладают душой.

Учеником Фалеса был Анаксимандр(род. около 610 гг. до н.э.). Его ин­тересовали вопросы строения мира, географии, физики, происхождение жизни и человека. Анаксимандр утверждает, что Земля по форме напоминает срез ци­линдра или колонны. Началом мира он считал «апейрон» - нечто беспредель­ное, безграничное. Жизнь зародилась в иле, и человек родился внутри большой рыбы и развивался там до взрослого состояния.



Анаксимен(588-525 гг. до н.э.) развил новые представления о мире. Пер-вовеществом он считает воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него (воздуха) образуются все вещества. Воздух у Анаксимена не просто космическая стихия, но и источник жизни. Са­ма душа - дуновение воздуха.

Гераклит Эфесский(род. ок 544 гг. до н.э., год смерти неизвестен) -крупнейший диалектик. Субстанцией мира у него является огонь. Мир - это вечно живой огонь. Сущность мира активна, подвижна. Огонь - символ под­вижности, изменчивости, исчезновения и зарождения мира. Гераклит утвер­ждал, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Задача Гераклита - убедить человека в том, что противоположности не могут существовать друг без друга. Изменение и борьба противоположностей -суть бытия.

Космос - это центральное понятие в картине мироздания Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающими».

Философия Пифагора(V в до н.э.) развивалась как эзотерическое значе­ние. Основные положения этой философии предписывались самому Учителю. Хотя до сих пор трудно установить, что принадлежит Пифагору, а что его уче­никам.

Основное учение Пифагора - учение о числе как субстанции всех вещей. Числа пифагорейской традиции - это и математические величины, и физиче­ские тела, и живые существа. Главное значение чисел состоит в том, что они находятся в человеческой душе. Число - это, прежде всего, состояние души. В челоцеде. признается наличие двух начал - светлого и темного.

Демокрит(460 гг. до н.э., год смерти не известен, по некоторым данным прожил 100 лет). Считал, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы трясутся в пустоте, сцепливаются между собой, из соединения атомов образуется вихрь, из которого возникает тот мир, из которо­го возникает тот мир, который содержится в атомах. Вместо разума у него су­ществует космический вихрь - «Ананке». Ананке обладает природным и соци­альным смыслом. Объединившись под воздействием ананке, люди начинают развивать свою культуру. В мире есть необходимость - естественное обоснова­ние природы. Человек не может быть счастлив по голой необходимости, он должен быть свободен и самостоятелен. Не нужно отбрасывать природу, её нужно изучать, создавать законы и жить соответственно природе.

 

Сократ(470-399 гг. до н.э.) - одна из самых ярких фигур античной фило­софии классического периода. Сын каменотеса и бабки-повитухи, не написал ни строчки. О его философии можно судить из произведений его учеников -Платона и Ксенофонта. Сократа можно считать основателем философии чело­века.

Во II половине V в до н.э. в Афинах появляются люди, которые учили «мудрости» за деньги - софисты. Это были знания, необходимые для продви­жения в обществе, карьере. Они говорили: «Мы готовим хороших граждан, умеющих излагать мысль, аргументировать, выступать». Сократ выступал про­тив такой позиции. Философия в понимании Сократа не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Главная задача познания - самопознание «познай самого себя». Поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе. У Сократа мудрость - совершенное знание. Ис­тинное знание человек может иметь только в душе.

Сократ излагал своё учение в форме спора или беседы для выяснения во­проса, в которых помогал собеседнику самому приходить к выводу. Метод Со­крата назывался - маевтика (дословно «родовспоможение»). Он считал, что мир создан не множеством богов, а одним божеством.

Сократ был приговорен к смертной казни по обвинению в развращении юношества религиозным вольномыслием, в почитании нового божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. выпил яд - чашу с цикутой.

 

Учеником Сократа был Платон(427-347 гг. до н.э.). В знак протеста про­тив казни Сократа он уезжает из Афин. По возвращению в Афины основывает школу, получившую название Академии.

Платон - основоположник идеалистической европейской философии. Главное в учении Платона - учение об идеалах, космическом разуме. Порядок в мир вносит разум, который творит как демиург. Образец каждой вещи - это «эйдос», «идея». Облик вещей запечатлен в нашей душе, поэтому душа несет в себе подлинное знание, т.к. она бессмертна и созерцает истинную картину ми­ра. Путь познания - это припоминание виденного душой, в мире идей.

Область идей образует по Платону систему, подобную пирамиде; на вер­шине этой пирамиды находится «идея» блага. Ниже находятся идеи человече­ских ценностей (справедливости, мудрости, добра, зла), ещё ниже - идеи и свойства вещей и т.д.

Идеи - это и есть те сущности, которые душа созерцает сама по себе, это результат диалога души с самой собой. Это результат восхождения души от чувствительных предметов к занебесным сущностям. Чувственный мир только подталкивает душу к пробуждению подлинного знания - знания идей. Пробле­ма состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинные знания.

Таким образом, человек должен поступать в соответствии с чувством прекрасного и справедливого, в соответствии с всеобщим благом, которое за­ложено в мире и человеке.

 

Аристотель(384-322 гг. до н.э.) - систематизатор античного знания. Ра­боты Аристотеля охватывают практически все области античного знания: логи­ку («Органон»); метафизику (общие вопросы бытия); практическую филосо­фию - этику, политику, эстетику.

Уроженец фракийского народа Стагира, завершил своё образование в платоновской Академии. После смерти Платона он проживал при дворе маке­донского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына Александра. По воз­вращении в Афины организует свою школу рядом с храмом Аполлона Ликей-ского (отсюда название школы - ликей).

Аристотель выделяет:

1. Первую философию.

2. Вторую философию.

Во второй философии важнейшей является физика - наука о телах, находящихся в движении. Она открывает путь к метафизике. Ядром метафизики яв­ляется логика - наука о доказательствах.

Предмет «первой философии» - чистое, беспримесное бытие, сущее как таковое. Оно нигде не может существовать, кроме единичных тел. Общее нахо­дится в единичном, но не зависит от него.

Познание начинается с единичного, но главная его цель - вечные, непре­ходящие сущности. Каждая вещь является одновременно и возможностью и действительностью. Действительность выступает чем-то высшим, а возмож­ность - низшим. Каждая единичная вещь рассматривается Аристотелем со сто­роны формы и со стороны материи. Например, медная глыба - форма меди, но материя для медного шара, медный шар - материя для более сложных фигур. Именно материя определяет единичное бытие предмета. Три причины - фор­мальная, движущаяся, целевая - объясняют суть вещи:

- формальная причина - «форма или первообраз»;

- движущаяся причина - начало изменений, источник движения;

- целевая причина - конечная цель всех превращений.

Бог рассматривается Аристотелем не в христианском смысле. Бог - мысль, вечное начало, «чистая действительность». Бог - причина движения ми­ра.

Этика.Согласно Аристотелю государство требует от человека быть доб­родетельным. Он разделял добродетели на интеллектуальные (мудрость, благо­разумие) и волевые - добродетели характера.

Творя справедливое, человек становиться справедливым, действуя уме­ренно - умеренным, поступая мужественно - мужественным. Сущность добро­детели проявляется в сочетании щедрости и умеренности.

 

Эллинизм. К основным философским направлениям эпохи эллинизма от-

носятся скептицизм, эпикуреизм, стоицизм.

Родоначальником скептицизмабыл Пиррон (365-275 гг. до н.э.). По его учению философ - человек, который стремиться к счастью. Желающий достиг­нуть счастья должен ответить на 3 вопроса:

1. Из чего состоят вещи?

2. Как мы должны к ним относиться?

3. Какую выгоду мы получим из нашего к ним обращения?

На первый вопрос мы не ответим: ни о чём нельзя утверждать определен­но, что оно существует. Истинное отношение к вещам (ответ на второй вопрос) состоит в воздержании, каких бы то ни было, суждений о них. Ответ на третий вопрос - невозмутимость и безмятежность, в которой скептицизм видит выс­шую степень возможного для философа блаженства.

Философия Эпикура(341-270 гг. до н.э.) - эпикуреизм.Главной задачей философии Эпикур считал создание этики - учение о поведении, приводящем к счастью. Главное удовольствие для свободного человека - это познание. Живя разумно, мы живем нравственно и справедливо. Цель счастливой жизни - без­мятежность духа и здоровье тела. Главное - избежать страдания. Но удовольст­вия должны быть умеренными. Ни Боги, ни государство счастья не дают. Идеал счастья - в духовных наслаждениях, в замкнутой жизни, избегающей политики и общественных дел.

Основателем стоицизма был Зенон Китионский (333-262 гг. до н.э.). Зенон снял для своей школы Портик (греч. - «Стоя»). К стоикам относятся Зенон, Клеанф, Посидоний, Сенека, Марк Аврелий и др. Стоики впервые говорили о «совести» как основе морали и о «воле» как механизме морального действия. Человек - всегда греховное существо, безгрешен только Бог.

Благородство духа не передается по наследству, и зависит от самого че­ловека, направленности его воли. Нетленна только душа человека. Любовь к другим людям внушена человеку Богом. Развитие природы они также толкова­ли религиозном духе, считая, что всё предопределено. Бог - душа мира.

Стоики исходили из принципа целесообразности. Всё имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не ле­жать слишком долго в постели.

Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма. Основателем этой школы является Плотин (ок. 205 - ок. 270 гг.).

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси - Едином начале, которое выше всех иных категорий. Всякая вещь - «одно», а единое не различимо, нераздельно, оно не дробиться, и существует во всем. Всё «из него изливается». Душа также не дробиться на части, она особая смысловая субстанция. Сторонниками неоплатонизма были Порфирий, Прокл.

В римском обществе пробуждается тяга к древнегреческой культуре с III в до н.э.

Наиболее известный древнеримский философ - Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.). Он стремился создать философию, которая дала бы человеку труд­нодостижимую невозмутимость и безмятежное существование. Человек должен освободиться от гнетущих его страхов с помощью просвещения, знаний, фило­софии.

Ничто не родиться из ничего, все вещи возникают из семян. Все миры возникают из движения частиц вещества. Душа, как и тело, состоит из атомов. Со смертью человека атомы души разлетаются.

Лукреций - сторонник взглядов Эпикура

 





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 12312; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.