КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Древней Греции и Рима
Философию древних греков и древних римлян называют античной философией — (с 6 в. до н.э. до 6 в. н.э.) ~ 1200 лет существования. Именно в ней берёт начало западная философия. Во все времена мыслители возвращаются к мудрецам античности как источнику мудрости, образцу мышления.
Сам термин «фило-софия» ("phileo"-люблю,"sophia"-мудрость) возникает тоже здесь в противоположность «Софосу» - мудрецу-пророку, обладавшему «Софией» - божественной мудростью. Философ - это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, и свойство удивляться лежит в природе человека. Философия - это любовь человека к истине. Цицерон говорил, что «не любить философию всё равно, что не любить собственную мать».
Традиционно выделяют следующие этапы античной философии: - Ранняя классика (натуралисты, досократики). Главные проблемы «Физис» и «Космос», его строение. - Средняя классика (Сократ и его школа, софисты). Главная проблема - сущность человека. - Высокая классика (Платон, Аристотель, их школы). Главная проблема - - Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Синека, Эпиктет, Аврелий и др.)
Античная философия выдвинула следующие проблемы: 1. Проблема бытия, небытия материи и её форм. Главный вопрос - как возник Космос? Его структура (Милетская философская школа). 2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В 3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. 4. Проблема отношения человека и Бога. (Плотин, Филон Александрийский К представителям натурфилософии относились Фалес, Анаксимен, Анак-симандр, Гераклит. С именем Фалеса (625-547 гг. до н.э.) обычно связывают начало древнегреческой философии. Он был знаком с достижениями науки Вавилона и Египта, обладал географическими, астрономическими и философскими знаниями. Считал, что всё существующее возникло из воды. Вселенная полна богов, все вещи обладают душой. Учеником Фалеса был Анаксимандр (род. около 610 гг. до н.э.). Его интересовали вопросы строения мира, географии, физики, происхождение жизни и человека. Анаксимандр утверждает, что Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Началом мира он считал «апейрон» - нечто беспредельное, безграничное. Жизнь зародилась в иле, и человек родился внутри большой рыбы и развивался там до взрослого состояния. Анаксимен (588-525 гг. до н.э.) развил новые представления о мире. Пер-вовеществом он считает воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него (воздуха) образуются все вещества. Воздух у Анаксимена не просто космическая стихия, но и источник жизни. Сама душа - дуновение воздуха. Гераклит Эфесский (род. ок 544 гг. до н.э., год смерти неизвестен) -крупнейший диалектик. Субстанцией мира у него является огонь. Мир - это вечно живой огонь. Сущность мира активна, подвижна. Огонь - символ подвижности, изменчивости, исчезновения и зарождения мира. Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Задача Гераклита - убедить человека в том, что противоположности не могут существовать друг без друга. Изменение и борьба противоположностей -суть бытия. Космос - это центральное понятие в картине мироздания Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающими». Философия Пифагора (V в до н.э.) развивалась как эзотерическое значение. Основные положения этой философии предписывались самому Учителю. Хотя до сих пор трудно установить, что принадлежит Пифагору, а что его ученикам. Основное учение Пифагора - учение о числе как субстанции всех вещей. Числа пифагорейской традиции - это и математические величины, и физические тела, и живые существа. Главное значение чисел состоит в том, что они находятся в человеческой душе. Число - это, прежде всего, состояние души. В челоцеде. признается наличие двух начал - светлого и темного. Демокрит (460 гг. до н.э., год смерти не известен, по некоторым данным прожил 100 лет). Считал, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы трясутся в пустоте, сцепливаются между собой, из соединения атомов образуется вихрь, из которого возникает тот мир, из которого возникает тот мир, который содержится в атомах. Вместо разума у него существует космический вихрь - «Ананке». Ананке обладает природным и социальным смыслом. Объединившись под воздействием ананке, люди начинают развивать свою культуру. В мире есть необходимость - естественное обоснование природы. Человек не может быть счастлив по голой необходимости, он должен быть свободен и самостоятелен. Не нужно отбрасывать природу, её нужно изучать, создавать законы и жить соответственно природе.
Сократ (470-399 гг. до н.э.) - одна из самых ярких фигур античной философии классического периода. Сын каменотеса и бабки-повитухи, не написал ни строчки. О его философии можно судить из произведений его учеников -Платона и Ксенофонта. Сократа можно считать основателем философии человека. Во II половине V в до н.э. в Афинах появляются люди, которые учили «мудрости» за деньги - софисты. Это были знания, необходимые для продвижения в обществе, карьере. Они говорили: «Мы готовим хороших граждан, умеющих излагать мысль, аргументировать, выступать». Сократ выступал против такой позиции. Философия в понимании Сократа не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Главная задача познания - самопознание «познай самого себя». Поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе. У Сократа мудрость - совершенное знание. Истинное знание человек может иметь только в душе. Сократ излагал своё учение в форме спора или беседы для выяснения вопроса, в которых помогал собеседнику самому приходить к выводу. Метод Сократа назывался - маевтика (дословно «родовспоможение»). Он считал, что мир создан не множеством богов, а одним божеством. Сократ был приговорен к смертной казни по обвинению в развращении юношества религиозным вольномыслием, в почитании нового божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. выпил яд - чашу с цикутой.
Учеником Сократа был Платон (427-347 гг. до н.э.). В знак протеста против казни Сократа он уезжает из Афин. По возвращению в Афины основывает школу, получившую название Академии. Платон - основоположник идеалистической европейской философии. Главное в учении Платона - учение об идеалах, космическом разуме. Порядок в мир вносит разум, который творит как демиург. Образец каждой вещи - это «эйдос», «идея». Облик вещей запечатлен в нашей душе, поэтому душа несет в себе подлинное знание, т.к. она бессмертна и созерцает истинную картину мира. Путь познания - это припоминание виденного душой, в мире идей. Область идей образует по Платону систему, подобную пирамиде; на вершине этой пирамиды находится «идея» блага. Ниже находятся идеи человеческих ценностей (справедливости, мудрости, добра, зла), ещё ниже - идеи и свойства вещей и т.д. Идеи - это и есть те сущности, которые душа созерцает сама по себе, это результат диалога души с самой собой. Это результат восхождения души от чувствительных предметов к занебесным сущностям. Чувственный мир только подталкивает душу к пробуждению подлинного знания - знания идей. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинные знания. Таким образом, человек должен поступать в соответствии с чувством прекрасного и справедливого, в соответствии с всеобщим благом, которое заложено в мире и человеке.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - систематизатор античного знания. Работы Аристотеля охватывают практически все области античного знания: логику («Органон»); метафизику (общие вопросы бытия); практическую философию - этику, политику, эстетику. Уроженец фракийского народа Стагира, завершил своё образование в платоновской Академии. После смерти Платона он проживал при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына Александра. По возвращении в Афины организует свою школу рядом с храмом Аполлона Ликей-ского (отсюда название школы - ликей). Аристотель выделяет: 1. Первую философию. 2. Вторую философию. Во второй философии важнейшей является физика - наука о телах, находящихся в движении. Она открывает путь к метафизике. Ядром метафизики является логика - наука о доказательствах. Предмет «первой философии» - чистое, беспримесное бытие, сущее как таковое. Оно нигде не может существовать, кроме единичных тел. Общее находится в единичном, но не зависит от него. Познание начинается с единичного, но главная его цель - вечные, непреходящие сущности. Каждая вещь является одновременно и возможностью и действительностью. Действительность выступает чем-то высшим, а возможность - низшим. Каждая единичная вещь рассматривается Аристотелем со стороны формы и со стороны материи. Например, медная глыба - форма меди, но материя для медного шара, медный шар - материя для более сложных фигур. Именно материя определяет единичное бытие предмета. Три причины - формальная, движущаяся, целевая - объясняют суть вещи: - формальная причина - «форма или первообраз»; - движущаяся причина - начало изменений, источник движения; - целевая причина - конечная цель всех превращений. Бог рассматривается Аристотелем не в христианском смысле. Бог - мысль, вечное начало, «чистая действительность». Бог - причина движения мира. Этика. Согласно Аристотелю государство требует от человека быть добродетельным. Он разделял добродетели на интеллектуальные (мудрость, благоразумие) и волевые - добродетели характера. Творя справедливое, человек становиться справедливым, действуя умеренно - умеренным, поступая мужественно - мужественным. Сущность добродетели проявляется в сочетании щедрости и умеренности.
Эллинизм. К основным философским направлениям эпохи эллинизма от- носятся скептицизм, эпикуреизм, стоицизм. Родоначальником скептицизма был Пиррон (365-275 гг. до н.э.). По его учению философ - человек, который стремиться к счастью. Желающий достигнуть счастья должен ответить на 3 вопроса: 1. Из чего состоят вещи? 2. Как мы должны к ним относиться? 3. Какую выгоду мы получим из нашего к ним обращения? На первый вопрос мы не ответим: ни о чём нельзя утверждать определенно, что оно существует. Истинное отношение к вещам (ответ на второй вопрос) состоит в воздержании, каких бы то ни было, суждений о них. Ответ на третий вопрос - невозмутимость и безмятежность, в которой скептицизм видит высшую степень возможного для философа блаженства. Философия Эпикура (341-270 гг. до н.э.) - эпикуреизм. Главной задачей философии Эпикур считал создание этики - учение о поведении, приводящем к счастью. Главное удовольствие для свободного человека - это познание. Живя разумно, мы живем нравственно и справедливо. Цель счастливой жизни - безмятежность духа и здоровье тела. Главное - избежать страдания. Но удовольствия должны быть умеренными. Ни Боги, ни государство счастья не дают. Идеал счастья - в духовных наслаждениях, в замкнутой жизни, избегающей политики и общественных дел. Основателем стоицизма был Зенон Китионский (333-262 гг. до н.э.). Зенон снял для своей школы Портик (греч. - «Стоя»). К стоикам относятся Зенон, Клеанф, Посидоний, Сенека, Марк Аврелий и др. Стоики впервые говорили о «совести» как основе морали и о «воле» как механизме морального действия. Человек - всегда греховное существо, безгрешен только Бог. Благородство духа не передается по наследству, и зависит от самого человека, направленности его воли. Нетленна только душа человека. Любовь к другим людям внушена человеку Богом. Развитие природы они также толковали религиозном духе, считая, что всё предопределено. Бог - душа мира. Стоики исходили из принципа целесообразности. Всё имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели. Неоплатонизм - направление античной философии позднего эллинизма. Основателем этой школы является Плотин (ок. 205 - ок. 270 гг.). Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси - Едином начале, которое выше всех иных категорий. Всякая вещь - «одно», а единое не различимо, нераздельно, оно не дробиться, и существует во всем. Всё «из него изливается». Душа также не дробиться на части, она особая смысловая субстанция. Сторонниками неоплатонизма были Порфирий, Прокл. В римском обществе пробуждается тяга к древнегреческой культуре с III в до н.э. Наиболее известный древнеримский философ - Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.). Он стремился создать философию, которая дала бы человеку труднодостижимую невозмутимость и безмятежное существование. Человек должен освободиться от гнетущих его страхов с помощью просвещения, знаний, философии. Ничто не родиться из ничего, все вещи возникают из семян. Все миры возникают из движения частиц вещества. Душа, как и тело, состоит из атомов. Со смертью человека атомы души разлетаются. Лукреций - сторонник взглядов Эпикура
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 22018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |